New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



31.03.2005 - Шершавым языком плаката

Марк Блау, который время от времени подбрасывает мне новые сетевые адреса (кстати, вы заглядываете на его "Книжную полку", о которой я не раз упоминал? Она постоянно обновляется!), оставил в "Гостевой книге" очередной из них. И снабдил его кратким примечанием: "Политический плакат в Сети. Обзор сайтов. Почти готовая статья. И тема интересная".

Насчет "почти готовой статьи" не понял. Вроде бы я в использовании чужих статей, ни готовых, ни почти готовых, до сих пор не замечен. Разве что длинными цитатами иногда злоупотребляю, но тогда ссылаюсь на источник. Однако на сей раз и цитировать не буду, кто захочет - прочтет вполне завершенную в своем роде информацию Юрия Земскова "Политический плакат в Сети" сам. И заодно познакомится с интересным сетевым журналом "Компьютерная библиотека", на одной из страниц которого она находится. Я же воспользуюсь ею лишь как наводкой, чтобы рассказать вам о действительно любопытных сайтах.

Но прежде напомню, что тема политического плаката в моих "Прогулках" уже появлялась. В "Беседер гамур?" (30.07.2003) я писал о сервере "Давно.ру", где представлены советские плакаты, открытки и фотографии. Он до сих пор действует, и коллекция там отнюдь не хуже, чем в тех местах, куда мы сегодня отправляемся. Однако каждый ресурс предлагает свой поворот темы, поэтому не будем пренебрегать ни одним из них.

Вот первый из названных Земсковым сайтов, у которого несколько названий. Выбирайте на вкус: russianposter.ru, "Искусство русского плаката ХХ века", "Русский и советский плакат" и еще "Реальность утопии. Искусство русского плаката". Адрес один. Как сказано в кратком авторском предисловии на заглавной странице, сайт "создан на основании материалов многолетнего научного проекта по исследованию истории искусства русского и советского плаката с середины XIX века до настоящего времени, роли плаката в развитии агитации и пропаганды, рекламы и дизайна". Работа эта ("проект по исследованию" - это, простите, не по-русски сказано, хотя выражения подобного рода и употребляются нынче сплошь и рядом) велась в течение 12 лет российско-немецким коллективом, которым с немецкой стороны руководил Клаус Вашик из Института русской и советской культуры им. Ю. М. Лотмана (есть и такой в немецком городе Бохуме!) и Нина Бабурина из Российской государственной библиотеки. Поэтому и сайт ведется на двух языках, русском и немецком, каждая версия доступна, если щелкнуть по соответствующей надписи на открывающей сайт картинке (можно переключаться и по дороге, для этого есть соответствующая ссылка на каждой странице).

Решив подробнее познакомиться с историей этой работы, я заглянул на страницу "О проекте" (ссылка на нее расположена не в меню, которое вверху слева, а среди некоторых пунктов, оказавшихся под названием сайта, справа). И тут столкнулся со странным феноменом. Текст уходит под еще одно меню, расположенное внизу и дублирующее меню верхнее. Но как двигаться дальше по тексту, совершенно неясно, ибо движка не видно, да и стрелки на клавиатуре не помогают. Я было совсем уж отчаялся, как вдруг мне пришла в голову шальная идея выделить текст с помощью мыши. И тут выяснилось, что как только выделение достигает границы, текст... двигается. И так можно добраться до конца. Но тогда уже верхняя часть уйдет за границу поля, и наверх можно вернуться только с помощью того же нехитрого фокуса. Считать это проявлением "излишне концептуального дизайна", за который критикует сайт Юрий Земсков?

Но главным образом он имел в виду, наверное, все-таки не это. А что? Заглянем в здешний "Музей". Разумеется, музей виртуальный. Но у него есть нарисованный вход и три "этажа". К сожалению, чем они друг от друга отличаются, сказать заранее невозможно. Двигаясь по ним, вы будете видеть виртуальные уголки "залов", на "стенах" которых развешаны плакаты. Название каждого можно увидеть только на всплывающей надписи, прикоснувшись к нему указателем мыши. Чтобы разглядеть картинку, нужно щелкнуть по ней, она раскроется в том же окне браузера. "Разглядеть" - это слишком громко сказано, потому что картинки и после увеличения остаются слишком маленькими. Зато в соседнем правом поле появляются сведения о данном плакате: автор, название, техника выполнения и т. д. Но попробуйте теперь вернуться на то место музея, с которого вы открыли эту картинку. Не тут-то было! Только в начало, с помощью того же меню. А оттуда, тычась вслепую, снова двигаться по "залам". Если это и "концептуальность", то какая-то уж очень не функциональная...

Впрочем, как только вы откроете первое же изображение, в левом от него поле появляется "Навигатор" со ссылками "Авторы", "Названия", "Годы". Щелкнув по каждой из них, мы получаем в центральной колонке соответствующий список. А если теперь выбрать, например, из списка авторов какую-нибудь фамилию, то справа получим весьма краткие сведения о художнике (практически ограничивающиеся годами его жизни и перечислением жанров, в которых он работал), его фотографию, а ниже - маленькие ярлыки его работ.

Правда, Юрий Земсков, направивший нас на этот сайт, предлагал зайти сразу в "Архив", где, цитирую, "все плакаты удобно рассортированы по каталогу". Но при ближайшем рассмотрении то, что мы с вами видели с помощью списков, "Архив" и есть. Не могу сказать, что сортировка по авторам и названиям очень удобна для обычного посетителя. Я бы предпочел тематическую, как на вышеупомянутом сервере "Давно.ру". Но для исследователей вопроса, наверное, нужна и такая.

Кстати, исследователей скорее всего заинтересует имеющийся тут же подраздел "Тексты". Он в свою очередь разбит на две рубрики - "По истории" и "По искусству". Тут, собственно, содержатся плоды трудов и дней тех, кто создавал этот проект. Причем все тексты, как чисто справочные, так и более развернутые, описательные, сопровождаются плакатами по теме. Так что и нам, людям, специально историей плаката не занимающимся, а интересующимся и историей, и искусством, погулять здесь, пожалуй, даже интереснее, чем в "Архиве".

Как любопытно и посмотреть плакаты по годам. Земсков отмечает, что больше всего в коллекции плакатов революционного времени и первых лет советской власти. И совсем мало их в новейший период российской истории. "Хочется верить, - пишет он не без иронии, - что причина в отсутствии проблем в современной России". Ирония насчет отсутствия проблем понятна, но почему плакат вдруг оказывается неким способом их решения? Просто людей, отравленных (или, наоборот, исцеленных?) цинизмом новейшей эпохи, плакатами уже не проймешь...

Еще один названный Земсковым российский ресурс на эту тему - раздел "Плакаты", или "Пропагандистские плакаты и открытки", сайта Генштаб.Ру. У этого архива есть еще одно название, наиболее точно отражающее его содержание: "Военные плакаты ХХ века". Ибо здесь, цитирую описание на первой странице, "представлена самая большая в мире выставка военных пропагандистских плакатов и открыток: русско-японская, Первая и Вторая мировые войны, гражданские войны в России и Испании, холодная война. Всего на сайте около 1800 плакатов из двух десятков стран". Так что эта коллекция выводит нас уже на международный уровень.

Меню здесь расположено слева, и его разделы в основном соответствуют названным в преамбуле войнам, к которым добавлена еще и холодная война. Но есть еще и две, так сказать, межвоенных рубрики - "СССР 1920-30" и "Германия 1918-33", однако в обеих представлены только военные плакаты. В каждом военном разделе имеется и рубрикация по странам.

Впрочем, можно путешествовать по здешней коллекции не хронологически, а именно по странам, для чего тут предусмотрен соответствующий раздел. И в нем мы наглядно видим, что тут содержатся плакаты времен различных войн, выпускавшиеся в Австралии, Австро-Венгрии, Бельгии и далее по алфавиту вплоть до США, Финляндии, Франции и Японии.

Картинки по щелчку открываются в новом окне браузера, но размер увеличения, как и на предыдущем сайте, оставляет желать большего.

Поскольку плакаты здесь встречаются всякие, вплоть до откровенно фашистских, нелишним представляется уведомление, встречающее нас почти на каждой странице: "Вся информация на данном сайте носит информационно-справочный характер и не является ни в какой форме политической, социальной или какой-либо другой пропагандой".

Между прочим, Земсков дает и адрес коллекции плакатов Третьего рейха, тоже специально оговаривая, что "указанная ссылка и весь текст абзаца (имеется в виду абзац его текста, кратко аннотирующий этот ресурс. - В. Л.) не направлены на пропаганду идей национал-социализма, просто достаточно интересные материалы для размышлений".

Одно из таких напрашивающихся размышлений, сделавшееся в последнее время общим местом, - сходство коммунистического и фашистского режимов, особенно наглядно проступающее не столько в содержании, сколько в форме плакатов. Хотя не исключаю, что в данном, собственно плакатном, случае сходство является еще и следствием законов самого жанра. Чтобы убедиться в этом, откройте еще одну страницу, рекомендуемую Земсковым, - сайт "ремиксов" американских плакатов времен холодной войны, приспособленных под реалии времен войны с Ираком. Приемы плакатного убеждения всегда были сходными, хотя нельзя не заметить и определенных национально-географических традиций в каждом отдельном случае.

Обратим внимание и на еще две сугубо идеологические особенности.

Во-первых, хотя в СССР антисемитизм долгое время цвел махровым цветом, советских плакатов антисемитского содержания мы не найдем (разве что какого-нибудь империалиста, поджигателя войны и буржуя-кровопийцу изобразят с характерным крючковатым носом). А среди плакатов Третьего рейха нашлось немало экспонатов для целого раздела AntiSemitic, где гнусные, толстые, противные персонажи вполне определенного национального типа изображены рядом с чистенькими, аккуратными арийцами, очень часто - детьми (что характерно - семитских детей на этих плакатах не видно). Накушавшись этой наглядной агитации, наверное, так и хочется "раздавить гадину"...

Во-вторых, глядя на американские "ремиксы", основной мотив которых - ущемление свободы слова для тех, кто протестует против Буша и его войны в Ираке, нельзя не удивиться противоречию, встречающемуся и в наших палестинах. Пламенные борцы за свободу слова, мир и демократию вещают, выпускают свои плакаты, газеты и делают Интернет-сайты отнюдь не подпольно. Но упорно не хотят вылезать из окопов, которых нет. Видно, так удобнее.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki

Hosted by uCoz