New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



03.11.2005 - Поездом по Израилю

Всего десять лет назад знакомый израильтянин, везший нас на своей машине, промолвил, указывая на железнодорожную станцию в Тель-Авиве: "А это наш раритет. Сегодня поездами никто не ездит, разве что детей иногда прокатят, чтобы показать им эту старинную диковину".

Чуть позже я прочел в учебнике иврита для ульпана историю о том, как некий человек решил добраться из Тель-Авива до Иерусалима поездом. Но, доехав на автобусе до железнодорожной станции, узнал, что состав уже ушел, а следующий будет... через сутки. Человек этот страшно удивился тому, что поезда в столицу государства ходят с таким интервалом. Несколько позже я повторил его опыт, правда, не добираясь до вокзала, а позвонив в справочную. Мне сказали, что поезда из Тель-Авива в Иерусалим вообще не ходят. Понятно, что, увидев в Бейт-Шемеше заросшие бурьяном рельсы и полуразвалившееся станционное строение с заколоченными окнами касс, я уже не удивлялся. Выходило, что нужно говорить уже не о раритете, а том, что было, да быльем поросло...

И вот на наших глазах буквально за несколько лет израильская железная дорога возродилась. Нынче можно добраться из Гуш-Дана не только в северную Хайфу, но и в южную Беэр-Шеву. И в Иерусалим поезда теперь ходят регулярно. А из Бейт-Шемеша до Тель-Авива на поезде можно добраться минут за сорок. Станция у нас сейчас новенькая, поезда комфортабельные, катайся - не хочу.

Но я пока чаще именно не хочу. И не только потому, что до красивой станции с автоматическими турникетами, широким подземным переходом между платформами и даже лифтом, на случай если вам тяжело спуститься в этот переход на своих двоих, нужно еще доехать на городском автобусе. Хотя и поэтому тоже. Ведь мало того, что за автобус этот нужно платить дополнительно. Его расписание устроено так, что ты можешь приехать на станцию только за полчаса до отхода поезда, ибо следующий автобус опоздает минут на пять, а ждать потом придется час. Это, конечно, не сутки, как в истории из ульпановского учебника, но все же...

Однако основная причина, по которой я пока редко пользуюсь поездом, не в этом. Казалось бы, железнодорожный транспорт должен работать, как часы. Тут ведь шоссейных пробок нет, светофоры подчиняются, точнее, должны подчиняться расписанию, а шлагбаумы закрывают перед автобусами и автомашинами, а не перед поездами. Тем не менее приход поезда по расписанию у нас на ветке скорее исключение, чем правило. Чаще они опаздывают минут на 10-15. Если едешь впритык, есть риск не попасть вовремя туда, куда тебе надо. А если не впритык, это значит, что нужно выезжать, как я уже вам доложил, за час. Однажды у меня был случай, когда я все-таки рискнул ехать на концерт, имея запас времени в обрез. Поезд опоздал на 50 минут! Правда, в виде компенсации мне потом позволили за те же деньги совершить еще одну поездку на этом дивном виде транспорта, но ведь на нужный мне концерт я добрался только ко второму отделению...

Почему так происходит, для меня загадка. Скорее всего, полагаю, дело в том израильском разгильдяйстве, о котором слагают анекдоты. Помните, например, байку о запуске в космос еврейских астронавтов? Согласно ей, отсчет завершающих секунд ведется так: "Пять, четыре, три, два, один... рега... рега... рега..." И далее факультативное количество этих самых "регаим", мгновений, которые могут длиться если не часами, то уж десятками минут точно.

Но человек склонен верить в лучшее. Поэтому время от времени я поездом все же пользуюсь. И уповаю на то, что когда-нибудь сбудутся мечты Авигдора Либермана и железная дорога станет столь же обычной для израильтян, как метрополитен для жителей европейских столиц. Об этих радужных планах я прочел на сайте "Железные дороги Израиля". Даю, как всегда, адрес русскоязычной главной страницы, но сайт разговаривает также на иврите и по-английски.

О планах развития железнодорожного транспорта в Израиле можно узнать, если пройтись по ссылке "Карта сайта" (вы найдете ее и в меню в центре страницы, и в дополнительном меню в самом низу экрана), а там выбрать ссылку "Ракевет-2000" ("ракевет", если кто до сих пор не знает, означает в переводе с иврита "поезд", причем слово это женского рода, так что не удивляйтесь, услышав в объявлении на станции или в вагоне: "Ракевет ха-зот", то есть буквально "эта поезд"). Правда, упоминаний про Либермана вы тут уже не встретите, но этим нас не удивишь. Мы привыкли, что стоит вождю любого калибра попасть в опалу, как его имя как бы перестает существовать, не возникая в текстах даже исторической точности ради. Я соображениями подобной политкорректности не связан, так что отдаю должное человеку, который на посту министра израильского транспорта сделал немало для того, чтобы железная дорога перестала быть для нашей страны раритетом.

Но то ли еще будет! Цитирую: " В Управлении железных дорог полагают, что к 2010 году - предполагаемому сроку окончания работ по возведению основных ж/д инфраструктур страны (так на сайте, инфраструктура, надо полагать, будет все-таки одна. - В. Л.) - количество пассажиров на железных дорогах увеличится более чем в четыре раза... Это позволит Израилю стать страной, где основным средством передвижения является железнодорожный транспорт - доступный, недорогой, эффективный, комфортабельный и надежный". Мало того. Продолжаем чтение: "В центре программы модернизация уже существующих магистралей - от Нагарии и Хайфы и до Тель-Авива и Иерусалима, а также развитие пригородных линий в районах Хайфы и Гуш-Дана (Тель-Авивский мегаполис). Программа ориентирована на создание экологически чистой системы электропоездов... Главным достижением программы "Ракевет-2000" станет строительство железнодорожных метрополий в районе Гуш-Дана и на севере - в районе Хайфы". Ясно, думаю, что речь идет не о создании каких-то непонятных "метрополий" (еще, не дай Бог, кто-нибудь подумает, что сионизм и правда является синонимом империализма, как о том нам твердили на доисторической родине), а о чем-то типа метрополитена, транспорта, который давно перестал быть привилегией одних столиц, то бишь метрополий.

Но это все в 2010 году, а на той же доисторической нас приучили не доверять широковещательным "историческим планам", в которых сначала обещают построить коммунизм при жизни твоего поколения, потом - отдельную квартиру каждой советской семье, а потом, когда чаемый срок пришел, но ни коммунизма, ни квартиры нет как нет, то уже и спросить не с кого. Посмотрим, что есть у нас сейчас.

Заглянем на страницу "План пассажирских линий". Ибо здесь приводятся не те планы-прожекты, громадье которых так любят некоторые поэты, а прозаические планы-схемы действующих линий. Их ныне пять. И уже сегодня на поезде можно, пусть и с пересадками, попасть из Иерусалима в Хайфу или из той же Хайфы в Ашкелон, что практически охватывает основные центры страны с севера на юг и с запада на восток.

Если вы хотите с помощью данного сайта составить маршрут предполагаемой поездки, выберите страницу "Тарифы и расписание". Тут вы найдете поисковик, в полях которого, как и на сайтах наших автобусных компаний, можно задать станцию отбытия и станцию назначения, выбрав обе из предлагающихся списков (в русской версии сайта списки, естественно, на русском языке). Далее в третьем поле назначаете дату путешествия (в Израиле это важно, так как по пятницам, например, расписание другое, а в субботу поезда вообще не ходят) и щелкаете мышью по надписи "Искать". Перед вами таблица с расписанием. Если между выбранными пунктами нет прямого сообщения, то в таблице появляется колонка "Транзит". В ней содержится название станции, на которой надо делать пересадку. В таблице указаны время отбытия и время прибытия в конечную точку вашего маршрута.

Хотите подробностей? Кликните по слову "Станция" в строке, которая вам подходит по времени. И вы увидите новую таблицу, где весь путь расписан уже по минутам, в том числе с указанием времени прибытия на промежуточную станцию и отбытия с нее в дальнейший путь. Правда, как показывает практика, точность этих сведений весьма приблизительна, но создатели сайта в этом не виноваты. Они точно следуют букве расписания, предоставленного Управлением железных дорог, и не обязаны вспоминать пословицу: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить..." Какие такие овраги на железной дороге, спросите вы? "Рега... рега... рега..."

В предыдущей таблице есть еще колонка "Цена". Это чтобы, кликнув по ней, узнать, во сколько вам это удовольствие обойдется. Надо сказать, что первоначальные цены времен Либермана несколько снизились, так что железная дорога теперь может конкурировать в этом смысле с нашим автобусным транспортом. Но дополнительные расходы на такси, на случай если "рега" затянется, тут, понятно не учтены.

Вернемся к таблице с подробным расписанием избранного нами маршрута. Вы видите, что названия всех станций представляют собой ссылки. Если теперь щелкнуть по любой из них, откроется страница с подробными сведениями об этой станции: ее адресом, словесным описанием местоположения в городе, указанием ближайшего жилого микрорайона, а также списком удобств, на данной станции имеющихся, - от телефонов-автоматов (интересно, кто ими во времена всеобщей пелефонизации пользуется?) до магазинов и туалетов. Очень часто на такой странице есть ссылка "Маршруты автобусов "Дан". С ее помощью можно узнать, какие дановские автобусы проходят мимо данной (простите невольный каламбур!) станции. Но, во-первых, вы попадете на ивритоязычную страницу (хотя у "Дана", как мы помним, есть и русскоязычные), а во-вторых, "Даном" дело и ограничивается. Если ваш населенный пункт обслуживает "Эгед", то не обессудьте, этот кооператив с железной дорогой принципиально не сотрудничает. Потому-то, в частности, мои автобусы в Бейт-Шемеше и приходят на вокзал за полчаса до отправления поезда.

На страницах, посвященных станциям в Тель-Авиве, можно воспользоваться еще ссылкой "Основные маршруты для быстрого передвижения в центре Тель-Авива". AcrobatReader у вас, конечно, уже есть? Тогда вы увидите схемы основных маршрутов "Дана" и приблизительно сориентируетесь в пространстве, поняв, где находится станция, куда вы собираетесь прибыть.

При желании можно скачать железнодорожное расписание полностью, щелкнув по соответствующей ссылке. Файл в табличном формате Excel можно будет изучать на досуге.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki

Hosted by uCoz