New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



26.02.2004 - "Наш паровоз, вперед лети!"

Когда я в статье "Кукушка" и другие технические древности" попросил читателей рассказать, что они знают о происхождении названия "кукушка" в железнодорожном обиходе, то отнюдь не предполагал, что получу вдобавок маршруты для новых путешествий в этой области. Меж тем, тут, оказывается, есть где разгуляться. Что мы сегодня и начнем делать.

Но сначала - письмо.

"Уважаемый Виктор!

1. Происхождение названия «Кукушка» применительно к паровозу или местному поезду двоякое.

а) Местные, особенно дачные, поезда еще в начале ХХ века называли «подкидышами». Они ходили по однопутным, иногда узкоколейным, линиям, в том числе в пределах населенных пунктов с частыми неохраняемыми переездами. При приближении к переезду машинист паровоза давал несколько коротких предупредительных гудков - «куковал». Вот "кукующего подкидыша" и прозвали «кукушкой». Подчеркиваю - так называли (и продолжают называть) местный поезд, а не только паровоз.

б) В то же время «кукушкой» на железнодорожном жаргоне называли паровозы серии "Ку" (что означало «Коломенский усиленный» - см., например, здесь). Это был паровоз для нормальной, широкой, а отнюдь не узкой колеи. В послереволюционное время паровозы серии "Ку" широко использовались на маневровых работах, при которых также даются прерывистые сигналы гудком. Поэтому название «кукушка» закрепилось за любым маневровым и вообще небольшим паровозом, в том числе узкоколейным.

2. Первая железная дорога в Эрец-Исраэль была построена в 1892 году между Иерусалимом и Яффо (а не Тель-Авивом, которого тогда еще не существовало).

Если будете и дальше интересоваться железнодорожной историей, рекомендую два любопытных ресурса: http://www.parovoz.com и http://www.transsib.ru. Можете заглянуть и в мой «Музейчик» - там есть особый железнодорожный раздел «Фандорин-Экспресс», да и в других разделах есть информация на эту тему.

С уважением, Михаил Черейский".

Огромное спасибо Михаилу! По адресам, им предложенным, мы сегодня и отправляемся.

По первому из них (это страничка не раз мною поминавшегося сайта Александра Шкроба Vivos Voco) мы находим статью из "Независимой газеты" от 16 сентября 1997 года, которую автор, Михаил Егоров, озаглавил "Взлет и падение "Кукушки", снабдив ее еще и подзаголовком "90 лет назад появился самый известный российский паровоз". Здесь много интересных фактов. Знаете ли вы, например, что уже в 1913 году "Коломенский усиленный" приводил поезда из Петербурга в Москву за 8 часов? И еще: "По существовавшим в России нормативам срок службы паровоза определялся в 35-40 лет. "Кукушки" значительно перекрыли его. Так, на участке Москва - Рязань паровозы "Ку" проработали до октября 1958 года, а на одной подмосковной ветке - до 1965-го". Есть на странице и две иллюстрации. Качество их, правда, газетное, то есть неважнецкое, но иллюстраций, и хороших, мы еще сегодня по дороге встретим много.

Если "Ку" действительно самый известный российский, то, пожалуй, самым знаменитым советским был "ИС", названный по первым буквам имени и партийного псевдонима человека, пребывавшего вроде бы в СССР на скромной секретарской должности, но безраздельно правившего этой страной в течение нескольких десятков лет. В честь этого паровоза, а не человека, и назван сайт Дмитрия Зиновьева, который мы находим по этому адресу. Подзаголовок уточняет, о чем идет речь: "Сайт о железных дорогах России, СНГ и Прибалтики". А примечание в самом низу страницы добавляет, что сайт не является официальным детищем Министерства путей сообщения РФ или ОАО "Российские железные дороги". Сугубо индивидуальный проект. Тем более впечатляет его размах!

Здесь несколько разделов. На заглавной странице они представлены в рамках. Основной и самый, наверное, богатый, - это "Базы данных". Чего тут только нет! Например, в подразделе "Подвижной состав" вы найдете список всех локомотивных и моторовагонных депо с указанием приписанных типов подвижного состава. Эта база данных представляет собой поисковую систему, где параметры поиска можно задать с помощью раскрывающихся списков.

В подразделе "Колеи железных дорог мира" мы узнаем, "чему равна ширина железнодорожной колеи в разных странах мира". Правда, тут в анонсе обещаны колеи от 18 см (!) до 3 м. Но на самой странице написано иначе: "Колеи уже 300 мм в этой таблице не представлены". И это ближе к истине! Истина же в том, что, согласно таблице, ширина самой узкой колеи, до сих пор, если я правильно понял, действующей в одном из штатов США и уже не действующей на ДЖД (Красноярск) в России, равна 305 мм. На той же странице имеются и дополнительные ссылки на ту же тему: "Сага о колее" с сайта "Семафор" и две англоязычные страницы - "Реальная история стандартной колеи" и просто "История стандартной колеи (The story of the Standard Gauge)".

Оказывается, паровозы сохранились не только в виде памятников, в музеях и на базах запаса, но и в качестве парогенераторов. Полный список этих раритетов, опять-таки сортируемый с помощью поисковой системы, имеется в подразделе "Уцелевшие паровозы".

Если вас заинтересуют и другие железнодорожные сайты, творимые на просторах нашей бывшей родины чудесной, ныне именуемых не очень приличной аббревиатурой СНГ, то к вашим услугам ссылка на другой сайт Д. Зиновьева - "Железнодорожное кольцо". Он в свою очередь содержит имена и адреса почти 500 сайтов! Причем рубрики тут самые разнообразные - от "Расписаний" до "Музеев" и "Программного обеспечения". Между прочим, присутствуют среди этих рубрик "Трамвай" и "Метрополитен", как младшие братья железнодорожного транспорта.

Кстати, в базах данных сайта "Паровоз "ИС" тоже представлена не только железная дорога как таковая. Скажем, тут имеется подраздел "Городской электротранспорт". Как уверяет аннотация, он содержит сведения обо всех СНГ-шных метрополитенах, трамваях, троллейбусах и фуникулерах - с годами открытия, закрытия и числом маршрутов.

Если вы любите карты и схемы, то соответствующий подраздел найдете под рубрикой "Коллекции". И снова не только железнодорожные, но и трамвайные, а также схемы метро. Размещение - по алфавиту, от станции Алашанькоу где-то в районе Китая до городского электротранспорта Ярославля.

В этих самых "Коллекциях" есть еще "Расписания поездов". Зачем мне понадобится в Израиле знать расписание пригородных поездов где-нибудь в Анжеро-Суддженске (да еще на 17 февраля 1997 года), не знаю, но в хозяйстве иногда еще и не то пригодится. Заметьте только, что Дмитрий Зиновьев предупреждает: расписания взяты им с других сайтов, так что создатель "Паровоза "ИС" за них ответственности не несет!

Если вам все эти списки и схемы уже поднадоели, то самое время обратиться к фотографиям. Им тут посвящен раздел "Фотогалереи". В нем два подраздела. Один называется "Американский архив" и содержит фотографии железных дорог, метрополитенов и трамваев США. Нет, не беспокойтесь, мир еще не перевернулся, а Соединенные Штаты еще не вошли в состав Сообщества Независимых Государств и даже не переместились на прибалтийские берега, чтобы составить компанию Латвии, Литве и Эстонии, ни с кем не слившимися в братских объятиях после выхода из полуразвалившегося тогда СССР. Просто автор складывает сюда фотографии, "которые сделал сам и которые не имеют никакого отношения к "советским" железным дорогам, трамваям и метро. Зато имеют отношение к американским".

А вот другой подраздел - это, цитирую, "около 4500 фотографий паровозов, тепловозов, электровозов, пригородных поездов, дрезин и станций". Причем коллекция постоянно пополняется.

Впрочем, если вы хотите не только любоваться тепловозами и паровозами, но и попутешествовать вместе с ними, есть другие места. Например, упомянутая в письме читателя веб-энциклопедия Сергея Сигачева "Транссибирская магистраль".

Тут тоже множество разделов. Есть "Справочник", содержащий в частности подробные схемы этого грандиозного железного пути со всеми его ответвлениями, исторические карты, сведения о рекордах Транссиба, географии мест, по которым он пролегает, и многое другое. Есть тут и подраздел о часовых поясах, через которые мы движемся от Москвы до Владивостока.

Есть "Фотогалерея Транссиба". А в ней - вокзалы и станции, памятники и виды, мосты и тоннели, и даже фотоархив Транссиба.

Но если вы хотите путешествовать, двигаясь от станции к станции, то загляните в раздел "Города и веси" (на всех страницах, кроме заглавной, меню вы найдете наверху и внизу страницы). Путешествие разбито на зоны: "Москва и Подмосковье" - от Москвы до Александрова, "Европейская Россия" - от Ростова Великого до Балезино, "Урал и Зауралье" - от Верещагино до Ишима, "Западная Сибирь" - от Называевска до Мариинска, "Восточная Сибирь" - от Боготола до Байкальска, "Забайкалье" - от Танхоя до Сковородино, "Дальний Восток" - от Магдагачи до Владивостока. И все это можно увидеть! Причем фотографии сопровождаются комментариями, не только информационно насыщенными, но зачастую и остроумными. К тому же на каждой основной странице раздела есть еще ссылки на множество сайтов, связанных с тем местом, где вы в данный момент виртуально находитесь.

Ниже на странице "Города и веси" в алфавитном порядке перечислены все города и райцентры, расположенные на Транссибирской магистрали. Так что при желании можно не проходить весь маршрут, а выбрать его отдельные точки.

Попутешествовав, вам, вероятно, захочется ознакомиться и с "Путевыми заметками" тех людей, которые проехали этот путь реально, а не только на экране компьютера, как мы с вами.

Собрал Сергей Сигачев и многочисленные публикации о Транссибе в бумажной периодике, поместив их в "Газетный киоск". В нем имеется, например, подраздел "Властители на Транссибе", где рассказывается о поездках по великому пути нынешнего северокорейского вождя, дорогого товарища Ким Чен Ира, а также российского президента, не менее дорогого господина Владимира Владимировича Путина.

Путешествовать тут можно долго. Но ведь прискучит когда-нибудь! И захочется сменить маршрут. Тогда загляните на еще один сайт плодовитого и неутомимого Дмитрия Зиновьева. Это еще один грандиозный железнодорожный маршрут, тоже имеющий краткое название - Турксиб. Сайт же называется "Неизвестный Турксиб". Пожалуй, о нем можно рассказывать так же долго, как и о "Паровозе "ИС". Но я уже и так почти исчерпал недельный лимит. Поэтому попутешествуйте здесь сами. Навигация очень проста и удобна.

А что по поводу "Фандорин-Экспресса"? О, это отдельная тема, с железными дорогами связанная только одной небольшой гранью. Поэтому путешествие с Эрастом Петровичем мы отложим до следующего раза.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz