New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



21.04.2005 - В будущем году - в Иерусалиме!

Фразу, вынесенную в заголовок, верующие евреи, да и те евреи, которые декларируют свой атеизм, но соблюдают некоторые обычаи предков, произносят ежегодно. Ибо ею завершается чтение Пасхальной агады, повествующей о выходе наших предков из египетского рабства. В полном виде она звучит так: "Ле-шана ха-баа бИерушалим ха-бнуя" - "В будущем году - в отстроенном Иерусалиме". Имеется в виду не репатриация в Израиль (хотя и в этом смысле фраза часто употреблялась евреями диаспоры), а вера в то, что иерусалимский Храм обязательно будет восстановлен на своем прежнем месте. Защитников мусульманских святынь просим не беспокоиться, это сделают не "еврейские экстремисты", это произойдет по ясно выраженной воле Творца вселенной, которого, пусть по-своему, почитают и они...

А пока, в преддверии предстоящего Песаха (пасхальный Седер в этом году приходится на вечер субботы, 23 апреля), предлагаю вам с помощью Интернета прогуляться по Иерусалиму нынешнему. Но прежде чем мы отправимся в путь, попробуем ответить на вопрос, а какие, собственно, у евреев основания считать Иерусалим своим городом? Может, правы те, кто считает, что он в меньшей степени принадлежит и арабам, и незачем нам за него так уж цепляться?

На эту тему написано много всего и всякого. Однажды я даже встречал упоминание о книжке некоего украинского "историка", который утверждал, будто Иерусалим когда-то, еще до того, как сюда пришли завоеватели-евреи (не нынешние "оккупанты", а древние), принадлежал... славянам, русичам. Об этом, дескать, свидетельствует то, что в корне названия города присутствует "рус". Ученому мужу невдомек, что город вообще-то называется Иерушалаим, а "рус" привнесли в его именование древние греки, звук "ш" не выговаривавшие (не случайно, Кирилл и Мефодий, которые изобрели славянскую письменность на базе латинского и греческого алфавитов, для обозначения звука "ш", у славян существующего, вынуждены были воспользоваться ивритской буквой "шин").

Но оставим в стороне курьезы имперского сознания. Как быть с арабами, которые тут и вправду жили? Только вот раньше евреев или позже? И был ли город, который они, не заботясь о русских корнях и исторических фактах, именуют "Аль-Кудс", их столицей хоть когда-нибудь?

Не будем заниматься историческими изысканиями, а просто посмотрим краткую сводку того, что найдено другими. В этом нам поможет все тот же Интернет. Заглянем на страницу "Исторические факты об Иерусалиме", опубликованную на сайте аналитической группы МАОФ. Создатели сайта, поместившие этот материал в свою очередь ссылаются на организацию Israel Hasbara Committee и ее сайт, а та - на печатные источники, список коих дан тут же.

Итак, несколько цитат.

"Иерусалим был основан царем Давидом около 3300 лет назад на месте города Иевуса (никаких "русов"! - В. Л.), ранее принадлежавшего иевусеям. Царь Давид переименовал город и придал ему еврейский характер. Иерусалим стал как политической, так и духовной столицей еврейского народа, и на протяжении веков он продолжал оставаться духовным центром для евреев, как в добрые, так и в тяжелые времена".

"За последние 3300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая, что город был покорен столькими народами".

Но, может быть, столицей не был, а священным городом мусульман был? Мекка и Медина тоже, в конце концов, не столицы, что не мешает им быть самыми главными для последователей Корана местами, куда хоть раз в жизни стремится совершить хадж (паломничество) каждый правоверный. Может, и Иерусалим им тоже дорог? Читаем:

"В еврейских традиционных источниках слово "Иерусалим" упоминается более 600 раз, как минимум, 140 раз в Новом Завете (для тех, кто не знает или подзабыл: действие евангельских рассказов происходит в исторически существовавшем царстве евреев, являвшемся на тот момент колонией Римской империи, но сохранявшем своего царя и другие институты государственной самостоятельности. Не случайно, римский прокуратор Пилат, согласно евангелистам, обращается к Синедриону, на иврите - Сангедрину, главному религиозно-правовому органу у тогдашних евреев. - В. Л.). Для сравнения: в Коране Иерусалим не упоминается ни разу. Коран содержит ссылку на разрушение Первого и Второго Храмов (17:7), которые были расположены в Иерусалиме. В Коране также есть упоминание о царе Давиде и его сыне, царе Соломоне, который построил Первый Храм в Иерусалиме (34:13). Но при этом в Коране, которому 1400 лет, ни разу не употребляется слово "Иерусалим". Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название "Иерусалим" существовало за 2000 лет до основания ислама".

Так со своими святынями поступать не принято. А как поступают с чужими? Арабы часто утверждают, что евреи хотят уничтожить не только мусульманские, но и христианские святые места в Иерусалиме. Не будем сейчас касаться вопроса о том, что с ними станется по приходе Машиаха. Ведь наших критиков волнует не это время, в которое они не верят, а нынешнее положение дел. Вот факты:

"В 1948 г. Иорданский Арабский легион под командованием Глабб Паши (англичанин, настоящее его имя - Джон Багот) захватил район Иерусалима, который сейчас называют "восточной частью Иерусалима". До 1967 года эта часть Иерусалима, в которую входит Старый город, окруженный крепостной стеной, была под контролем Иордании. Все евреи были изгнаны, и таким образом Иордания превратила древний город Иерусалим в город, очищенный от евреев (judenrein). Следующие события произошли во время иорданского правления:

* 58 синагог в древнем Еврейском квартале - некоторым из них много веков - были осквернены и уничтожены. Некоторые из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников.

* Иорданский Арабский легион осквернил древнейшее (2500 лет) еврейское кладбище на близлежащей Оливковой (Масличной. - В. Л.) горе. Через кладбище была проложена дорога от гостиницы "Интерконтиненталь" к шоссе. Иорданский Арабский легион использовал надгробные камни с могил священных раввинов для строительства мостовых и уборных.

* Несмотря на условие, оговоренное в мирном договоре между Израилем и Иорданией, обеспечивающее евреям допуск к их священным местам, иорданцы фактически запретили евреям посещать Стену плача в Старом городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Путь к Еврейскому университету на Горе Скопус и госпиталю "Хадасса" был практически отрезан, и здания пришли в запустение.

* Несмотря на многочисленные факты ужасающего отношения Иордании к священным для еврейского народа местам, ООН не издала ни одной резолюции, осуждающей эти действия. Сравните это с огромным количеством резолюций против Израиля".

А ведь, когда в результате Шестидневной войны весь Иерусалим перешел к Израилю, американский президент Джимми Картер отметил, что евреи гораздо лучше заботятся о сохранении святых мест всех религий, чем Иордания. Очевидно, ООН выполняет волю Всевышнего, обещавшего наказать нас за почтение к чужим святыням...

Самые толерантные из лидеров палестинских арабов готовы отдать евреям пол-Иерусалима, а восточную его часть забрать себе и провозгласить своей столицей. Дескать, возьмите свое, а мы получим свое. Но свое ли? Еще одна цитата:

"За исключением периода с 1948 по 1967 гг., Иерусалим никогда не был физически разделен". Никогда! Он, добавлю, несколько веков был под властью мусульман, но тем и в голову никогда не приходило делать его своей столицей. С какой стати? Это все равно, что римский император решил бы провозгласить своей столицей Александрию или Афины...

Ну вот, теперь, после затянувшегося исторического экскурса, давайте посмотрим на Иерусалим нынешний. Сделать это нам поможет трехязычный (русский, иврит, английский) сайт "Портал иерусалимских фотографий", или "Jerusalem Shots". Его русскоязычная главная страница находится здесь.

Бродить тут можно по районам, перечисленным в меню слева, или непосредственно по конкретным местам, список которых приведен ниже. К сожалению, некоторые названия в этих перечнях написаны странно: "Ейн Карем" вместо "Эйн-Карем", "Кирйат Моше" вместо гораздо более удобоваримого с точки зрения произношения и норм русского языка "Кирьят-Моше". Но это мелочи, к которым можно отнести и опечатки, хотя и не совсем ясно, как можно перепутывать далеко отстоящие на клавиатуре буквы ("АрхИологОческие раскопки", "День независимоДти"). Возможно, на иврите и на английском таких ошибок нет, не проверял. Главное, что тут много фотографий, причем на каждую тему - несколько, иногда более десятка, порой и не одного. Количество всякий раз обозначено рядом с названием места. И уже в меню можно видеть, что Старому городу, тому самому, в котором когда-то располагался Храм и который арабы снова, после почти 40 лет расставания, хотели бы видеть своим, посвящено более 200 фотографий.

Помимо рубрикации географической здесь имеется еще и деление фотоматериалов по темам. Скажем, те же "Археологические раскопки" содержат семь фотоснимков, сделанных в Старом городе. Кстати, на примере этого раздела, можно понять незамысловатую структуру и всех остальных. Справа даны небольшие изображения, прикасаясь к которым вы видите на всплывающих надписях темы снимков. Щелкнув по такой картинке, вы получаете в кадре, расположенном в центре страницы, увеличенное изображение с подписью уже на самом экране. К сожалению, больше увеличить фотографии нельзя. Если кликнуть по картинке в центральной рамке, то результат выйдет не тот, который ожидаешь по выработавшейся за время путешествий по многим сайтам привычке. Вместо ее увеличения вы получаете... следующую картинку из тематической подборки. Иногда сама подборка состоит из нескольких страниц, тогда передвигаться по ним можно с помощью цифр, расположенных над картинками.

На первый взгляд, на сайте есть еще одна навигационная возможность - "Карта города". Однако, карта тут не интерактивная, а путешествовать приходится, пользуясь все теми же названиями мест и районов. Только на сей раз они расположены не в меню, а рядом с ней.

В пику нашим "двоюродным братьям", претендующим ныне на чужое наследство, создатели сайта мусульман просто не замечают. Во всяком случае, среди фотографий исторических мест я не нашел ничего, связанного с историей Иерусалима исламского периода. Будто его и не было.

Что ж, в конце времен, когда вернемся мы в отстроенный Иерусалим, возможно, не только отсутствующий здесь исторический отрезок, но и кое-что из присутствующего покажется лишь страшным сном...

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki

Hosted by uCoz