New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



20.08.2004 - Муслим Магомаев

Читательница Евгения Заславская, поблагодарив меня (приятно, черт побери!) за адрес сайта с классическими грамзаписями, поделилась и своей находкой. «Аудио- и видеозаписи изумительного певца М. Магомаева, - пишет она, - я скачиваю (бесплатно!) с его официального сайта. Если вы заглянете на этот сайт (а там немало интересного) и расскажете о нем читателям, думаю, что многие будут признательны за эту информацию». А поскольку признательность читателей для меня, как вы уже поняли, дело не последнее, приглашаю вас по адресу, присланному Евгенией.

Но сначала, как водится, еще несколько слов о себе, любимом. Вернее, о Магомаеве в моей жизни. Первый пик его популярности пришелся на середину 1960-х годов. В то время я защищал родное отечество. Во всяком случае, якобы именно для этого меня призвали в армию на три года, не посчитавшись с тем, что я учился тогда на третьем курсе консерватории. Защищал я его весело, служа в армейском ансамбле песни и пляски под весьма претенциозным названием «Мы небо Родины храним».

Кстати, о происхождении этого названия. Дело в том, что наш ансамбль был приписан к штабу огромной ракетной армии, дивизионы которой разбросали едва ли не по всей европейской части СССР. Ох и поездил я по просторам родины чудесной! Но официально ракетных войск в Союзе как бы не существовало. Во всяком случае своей воинской эмблемы у ракетчиков не было. Некоторые из них носили в черных петлицах перекрещенные пушки, символ артиллерии, другие - маленький самолетик на голубом фоне, символ авиации. В нашей ракетной армии встречались и те, и другие. Мы же по форме были «летчиками». И пышное название нашего ансамбля, с одной стороны, содержало ключевое для авиации слово «небо», а с другой - косвенно вроде бы намекало на то, что в культурно обслуживаемых нами частях не летают, а хранят это самое небо каким-то иным, особым способом. Намек, разумеется, был для тех, кто понимает. Впрочем, таких, как понимаете в свою очередь вы, мои дорогие читатели, среди наших слушателей было большинство. Перед сугубо гражданской публикой мы выступали не так уж часто, хотя и не без успеха, даже удостоились внимания Центрального телевидения, уделившего провинциальному, по московским меркам, ансамблю целую передачу.

А при чем тут Магомаев? Сейчас все разъясню, не торопитесь. Стержень репертуара ансамбля составляли военно-патриотические песни и пляски. Но настоящим гвоздем программы было выступление нашего солиста Бори Иванова, обладателя довольно приятного баритона и весьма эффектного внешне. Он же в основном исполнял песни «с голоса» Муслима Магомаева. Я постоянно аккомпанировал ему в составе небольшого инструментального ансамбля. Воспроизводили мы эти песни минимум один, а то и два-три раза в день (в одной дивизии начальник политотдела спросил нашего дирижера однажды: «А четвертый сеанс вы не могли бы дать? У нас тут ребята с дежурства вернулись, тоже хотят послушать»). И мелодии эти, сами по себе весьма и весьма неплохие, сидели вскоре у меня в печенках. «Шагает солнце по бульварам, сегодня солнце влюблено...», «Загадай желанье самой синей полночью...» И поскольку, включив телевизор или радио, я практически всегда имел шанс услышать их еще и, так сказать, в оригинале, то чувствовал себя как герой более позднего анекдота. Тот, который пришел на работу в мятых брюках, ибо не рискнул включить утюг, боясь, что и из него раздастся очередная историческая речь Леонида Ильича...

Тем не менее с Магомаевым меня примиряли несколько обстоятельств. Во-первых, голос у него действительно роскошный. Во-вторых, его всегда можно было услышать не только в эстрадном репертуаре, но и с оперными ариями и классическими романсами, и в дуэте с женой, замечательной оперной певицей Тамарой Синявской. Я знал, что он начинал в Баку именно как оперный певец, что стажировался в «Ла Скала». В-третьих, я высоко ценю тех редких певцов, которые способны сесть за рояль и саккомпанировать себе и другим, а Магомаев - из их числа, измеряемого, повторяю, единицами.

Однако обратимся наконец к сайту. Он создан почитателями таланта Муслима Магомаева (имя составителя везде упомянуто только одно - Роман Хадин), причем, как сказано в предуведомлении, певец признал его своим официальным сайтом. Значит, авторам он доверяет.

Биография героя размещена в соответствующем разделе. Она достаточно исчерпывающая, хотя создатели сайта убеждены, что она краткая. А краткой они ограничились потому, что уверены, будто в бывшем СССР «она известна практически каждому». Проверьте себя, дорогие читатели. Известно ли вам, например, что 17 августа певцу исполнится 62 года? Я пишу эти строки за несколько дней до знаменательного дня, а поэтому стучу по дереву. Надеюсь, когда вы получите газету, то уже будете иметь основание читать глагол в предыдущем предложении в прошедшем времени.

Сказано тут и о родителях певца, театральном художнике и актрисе. Упомянут и дед, в честь которого мальчика назвали Муслимом. Я бы только был осторожнее с эпитетом «великий». Великие композиторы - это Бах, Моцарт, Чайковский, Шостакович... Хотя, конечно, не подлежит сомнению, что Муслим Магомаев-старший сыграл заметную роль в становлении азербайджанской композиторской школы.

Упомянуто в этой биографии и то, что в детстве Муслим-младший учился играть не только на фортепиано, но и на скрипке. Так что не случайно он и певец, и музыкант первостатейный. Я бы только, опять-таки на всякий случай, не объявлял его «лучшим Фигаро своего времени». А вдруг как сыщется по крайней мере не хуже?

Кстати, сам Магомаев уж наверняка знает кого-нибудь. Ведь он - знаток вокального искусства ХХ века, обладатель огромной коллекции записей, автор книги и ведущий телепередач о теноре Марио Ланца.

Между прочим, биография певца напомнила мне, что он был первым и лучшим (уж тут бесспорно лучшим!) исполнителем многих популярных песен Арно Бабаджаняна. Представляете, было когда-то такое время: азербайджанец пел песни армянина, и никто этому не удивлялся, все считали подобное положение вещей само собой разумеющимся...

Сейчас Магомаев живет с Тамарой Синявской в Москве. Она здесь упомянута только как его жена и партнерша, я же скажу несколько слов о ней как о солистке. Я симпатизирую этой певице со времен конкурса имени Чайковского 1970 года, где она разделила первую премию с Еленой Образцовой. Мне Синявская и тогда, и позже нравилась больше своей главной соперницы на том состязании и коллеги по Большому театру. Во-первых, ее голос ровнее, у нее нижний регистр не выпирает. Во-вторых, она мне и по-человечески всегда казалась приятней. Впрочем, лично я не знаком ни с той, ни с другой, так что все впечатления такого рода основаны только на интуитивных догадках, связанных с тем, что довелось видеть на спектаклях, концертах и в телепередачах.

Есть на сайте раздел со статьями о Магомаеве. На мой взгляд, он тут самый слабый. Понимаю, что создатели сайта разместили то, что было в их распоряжении. Открываются эти републикации сейчас большим материалом из журнала «Элита» с весьма странным авторским эпиграфом: «Из песни можно выбросить слова, даже музыку. С нее хватит одного Магомаева». Представить его поющего без слов я еще вполне могу. Но что, пардон, он будет делать без музыки? И что это будет за песня? Дорогой коллега-журналист Виктор Уланов! Неужто ради красного словца мы не только родного отца, но и здравого смысла не пожалеем? Дальше «Элита» одаривает нас новыми откровениями. Вот образчик: «Великое всегда банально». Или вопрошает: «Как из бурливого ручья происходит глубокое течение мастерства?» А действительно, как? Из ручья - течение? Да и еще и «происходит»? И хотя в статье есть некоторые фактические сведения, не упомянутые в биографии на сайте, и высказывания самого певца, читать ее как-то не хочется... Великое и даже просто, скажем скромнее, незаурядное ведь на самом деле как раз редко бывает банальным. Но, проглядывая статьи этого раздела, начинаешь сомневаться в этом.

Оставим журналистские перлы и обратимся к другим разделам. Документальным. На странице «Дискография» мы видим обложки компакт-дисков Магомаева. Приведены их выходные данные и названия звуковых дорожек.

Но самое интересное это, конечно, то, что было обещано моей читательницей, - аудиозаписи. Здесь представлены все грани таланта Муслима Магомаева. Тут оперная и камерная музыка, в том числе арии из опер азербайджанских композиторов и фрагменты из спектаклей в Баку, в которых участвовал певец. Тут старинные арии и неаполитанские песни. Песни из мюзиклов и кинофильмов и другие мировые хиты. Разумеется, многочисленные популярные песни, исполненные нашим героем. Есть и музыка самого Муслима Магомаева. Нет, не деда (хотя вы, несомненно, отыщете арию и из его оперы), а внука. Потому что он еще и композитор ко всему прочему. Конечно, представлены тут и дуэты с Тамарой Синявской. Есть, и за это отдельная благодарность создателям сайта, и ее собственные сольные записи, оперные, романсовые и песенные.

Обязательно загляните в подраздел «Музыкальная гостиная». В ней вы найдете и новейшие записи Муслима Магомаева, сделанные в этом году, и каватину Валентина из оперы Гуно «Фауст», которую певец записал в 18 лет. Есть в этом разделе и записи из коллекции самого Магомаева - Маттиа Баттистини, Франко Корелли. А также фрагмент из передачи Магомаева о Мариа Ланца.

В разделе «Видео» представлена в основном популярная музыка. Имеются и любопытные записи, в которых певец предстает в качестве... пародиста. Еще одна грань его таланта!

Ну и наконец тем, кто, подобно нам с Борей Ивановым, захочет сегодня воспроизвести произведения из репертуара Муслима Магомаева, не надо будет, как нам когда-то, записывать эти мелодии с аккомпанементом на слух. И даже в нотный магазин бежать не понадобится! В их распоряжении раздел «Клавиры». Вот это сервис!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz