New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


02.05.2002 - Виртуальные развалины

До развалин мы еще дойдем, а пока о другом. Следующее письмо я получил на свой личный адрес, между тем содержащаяся в нем информация, возможно, будет полезна всем постоянным читателям "Прогулок":

"Уважаемый Виктор!
Случайно узнали о том, что вами сделан подробный анализ нашего сайта "Ромео и Джульетта". Благодарим за внимание к нашей работе. Мы продолжаем трудиться над нашими страницами: редактируем и пополняемосновные разделы, работаем над созданием новых глав. Недавно у нас открылся "Музей любви". Здесь будет рассказано о разных легендах, историях, символах любви... Хочется верить, что все это будет интересно нашим посетителям.
Ольга и Владимир Николаевы - авторы сайта "Ромео и Джульетта", члены веронского "Клуба Джульетты".

Что ж, тем, кто хочет знать о любви все и еще немного, мне остается напомнить адрес сайта, о котором идет речь: www.romeo-juliet.newmail.ru.

Я же сегодня расскажу совсем о другом музее. Набрел я на него случайно, когда уточнял для себя информацию о русском архитекторе Константине Мельникове, упомянутом в моей статье про архитектора еврейско-американского, Даниеля Либскинда.

Narkomtiazhprom - perspectiveНа одной из страничек, адреса которых в ответ на мой запрос выдал русскоязычный Google, К. Мельников был назван автором (в сотрудничестве с В. Лебедевым, Н. Транквилицким, Н. Хряковым) неосуществленного проекта грандиозного здания Наркомтяжпрома (для тех, кто подзабыл древнесоветский новояз, поясняю, что речь идет всего лишь о народном комиссариате, то бишь министерстве тяжелой промышленности). Верный своим изыскательским привычкам, я тут же сократил вышеприведенный адрес, чтобы посмотреть, что за "Открытый музей" в нем упомянут. И попал сюда. Здесь выяснилось, что этот проект осуществляется под эгидой Российского государственного гуманитарного университета. Кстати, уменьшив адрес еще на одну ступень, вы попадете на сайт этого учебного заведения, где и узнаете все об университете, руководимом Ю. Афанасьевым, бывшим героем перестройки, ныне уже немного подзабытым. А мы сегодня на заглавной странице "Открытого музея" выбираем в окошечке язык общения, русский или английский, щелкаем по кнопке "Go" - и в путь!

Перед нами два окошка - одно нормальных размеров, другое маленькое. В маленьком куратор "Открытого музея" Николай Селиванов рассказывает об этом своем детище (у него есть и другие). Впрочем, если вы кликнете по одному из пунктов оглавления его рассказа, перед вами откроется еще одно окно, в котором содержимое представлено уже в обычном виде.

"Вводя свое понятие "виртуального музея", - пишет господин Селиванов, - я представлял себе коллекцию неосуществленных архитектурных проектов, хранящуюся в Музее архитектуры им. Щусева. Что является ценностью для меня, чертежи, выполненные для того, чтобы воплотиться в камне, или те идеи, которые они репрезентируют? Эти листы - подлинные музейные объекты, но в этом ли их значение? Нет. Они ценны именно своим содержанием. А если так, то разве изменится значение этих памятников, если они будут репрезентированы в электронной форме в контексте виртуальных реконструкций и в гипертекстовой структуре? Оно только возрастет за счет активности репрезентативного инструментария".

К сожалению, текст и дальше пестрит всяческим "инструментарием, репрезентирующим виртуальные реконструкции в гипертекстовой структуре", да простится мне эта вольная контаминация (простите, и я уже заразился!). Продираться сквозь него нелегко. Но, наверное, все-таки стоит потрудиться тому, кто хочет понять, какие идеи вдохновляли автора экспозиции. Мы же займемся ею самой.

Open MuseumПравда, не сразу. Потому что найти то, что нам нужно, тут не так-то просто. Большой экран разделен на несколько окошек, каждое из которых снабжено собственным "движком". В правом верхнем - несколько ссылок. Первая из них ведет ко все той же "Концепции открытого музея", с коей мы уже отчасти познакомились. Вторая - "Links - Музеи". Кликнув по ней, вы обнаружите эти самые линки в окошке, расположенном ниже. Если же вы предпочитаете открыть страничку отдельно, то воспользуйтесь правой кнопкой мыши, выбрав строку "Открыть в новом окне". В сущности, перед нами действительно большой список музейных сайтов или связанных с музейным делом интернетовских проектов с очень краткими аннотациями. Далее в верхнем правом окне расположена ссылка "Links - Искусство". Тут тематика ссылок шире, и сайты, судя по аннотациям, повествуют не только об изобразительном, но и о музыкальном, а также о других искусствах, в том числе об их электронных разновидностях. К сожалению, некоторые из этих ссылок явно устарели. Например, я заинтересовался мультидисциплинарным "Термен-центром" при Московской консерватории, но его сайт упорно не хотел открываться. Так и пришлось оставить эти попытки не солоно хлебавши.

Ссылка "Конференции", похоже, представляет интересов только для теоретиков искусства. А вот раздел "Наши гости" содержит ссылку на сайт журнала "Декоративное искусство". Но не спешите радоваться, ничего, кроме заголовка и скверно воспроизведенной обложки вы там не найдете. Разве что... еще одну ссылку, на сей раз на страницу с дискуссией о Музее современного искусства в Москве. То есть снова пища для теоретиков.

View to the mausoleumВозвращаемся к исходной позиции. Далее идет раздел "Новости", интересный, но тоже, главным образом, не для широкой публики. Ниже сообщается, что в дизайне сайта использованы фрагменты картины великого русского художника Карла Брюллова "Гибель Помпеи", и предлагается посмотреть саму картину из собрания Русского музея в Петербурге, ее фрагменты и анимацию - ту же картину в "ожившем" виде. Качество "оживляжа" оставляет желать лучшего. Между прочим, при открытии этой ссылки в нижнем окошке возникает еще и надпись "Панорама". Нас уверяют, что мы можем двигать картинку в желаемом направлении. Однако вместо картины я получил на своем экране серый квадрат.

Да, но где же сам "Открытый музей", на сайте которого мы вроде бы находимся? Давайте посмотрим на окошко, которое расположено внизу слева. Вначале тут видны ссылки "Дистанционные курсы", куда лично я не заглядывал, и "Выставки". Под вторым многообещающим заглавием пока есть только одна выставка - "Мастерская создателей", в музейном центре все того же Гуманитарного университета. Понять, насколько она интересна, с помощью открывающегося сайта, по-моему, невозможно. Так что мы ее проигнорируем.

И это все? Нет. Обратите внимание, что под тем же нижним левым окошком есть "движок" снизу. Перемещаемся с его помощью вправо. И вот наконец перед нами ссылка "Виртуальные музеи". Кстати, обратите внимание, что собственно ссылкой во всех случаях является картинка рядом с текстом, а не он сам. Когда перед вами в правом нижнем окошке раскроется страничка с заголовком "Виртуальные музеи" и подзаголовком "Московский колосс", щелкните по находящемуся между этими двумя надписями маленькому изображению непонятно чего.

Вот она, заглавная страница "Открытого музея". Читаем: "Музей расположен на уникальном участке в центре Москвы. Каждая эпоха стремилась оставить после себя в этом пространстве очередной архитектурный или скульптурный колосс. Но все проекты закончились неудачей - они остались нереализованными или были разрушены". Уточняю: ничего, из представленного на сайте, вы "на уникальном участке в центре Москвы" не найдете. Ибо именно ЭТИ проекты "остались нереализованными или были разрушены", а не ВСЕ здания и памятники, что стремилась оставить после себя тут каждая эпоха.

The Temple of Christe the Saviour - project of A.Vitberg, 1813-1832Объекты, которые мы находим в этом уникальном музее, представлены на условной карте и в расположенном под нею списке. Под первым номером значится храм Христа Спасителя. Но совсем не тот, который каждый москвич и гость столицы может видеть теперь почти напротив Музея изобразительных искусств на Волхонке. И даже не его снесенный когда-то предшественник. Речь идет о проекте строительства аналогичного храма на Воробьевых (будущих Ленинских) горах, который был подготовлен архитектором А. Витбергом. Заглянем сюда. Страница состоит из трех окошек. В левом верхнем появляются иллюстрации. В правом - ссылки, управляющие левым окошком, а также идеи и концепции авторов несостоявшегося памятника. Продвинувшись по этому окошку вниз, вы обнаружите надпись "Home", которая позволяет вам вернуться к первоначальному списку музейных "экспонатов". В нижнем окошке даны комментарии создателей сайта, а также приведены "воспоминания, легенды, слухи". И так, в принципе, устроены все страницы "Открытого музея", хотя в деталях они, разумеется, отличаются. Иллюстрации небольшие, но под некоторыми из них приведены данные в килобайтах. Щелкнув по такой цифре, вы откроете окно с увеличенным изображением. В любом случае лучше, если монитор вашего компьютера обеспечивает более высокое разрешение, ибо иллюстрации не самого высокого качества. Впрочем, упрекнуть создателей сайта не в чем: ведь воспроизведены, как правило, старые чертежи, рисунки и фотографии, которые отнюдь не были рассчитаны на компьютерное репродуцирование.

Интересно, догадаетесь ли вы, прежде чем заглянете в "Открытый музей", почему объединены под номером 3 следующие объекты: Алексеевский монастырь, храм Христа Спасителя архитектора К. Тона (на сей раз "тот самый"), памятник Ленину В. Балихина, Дворец Советов Б. Иофана и компании, а также плавательный бассейн "Москва"? Думаю, что догадаться нетрудно. Ведь всем известно, что они были сооружены или планировались к сооружению на одном и том же месте, между Волхонкой и Москва-рекой. И большевики, которые снесли тут храм, задумав соорудить свое капище, отнюдь не были оригинальны. Ведь с благословения самой церкви для постройки этого храма был снесен монастырь XIV века, который, судя по дошедшим до нас изображениям, был не столь уж уродлив... Иллюстрации ко всей этой истории, некоторые ее подробности, а также небольшие рассказы о каждом очередном претенденте на выгодное место вы найдете на странице "История храма Христа Спасителя".

Но, пожалуй, любопытнее всего два проекта. Первый - тот самый, благодаря которому я и попал на сайт "Открытого музея" - проект здания Наркомтяжпрома. Проектируемое здание, для которого даже предполагали снести ГУМ (!), просто поражает своими масштабами. Взгляните хотя бы на вид, который должен был открываться с крыши этого здания на мавзолей Ленина. А "ромбический в плане" котлован, который должен был спускаться к зданию со стороны Красной площади, напомнил мне одноименный платоновский "сюр".

PantheonГипотезу о масонстве Мельникова, приведенную тут же, я комментировать не берусь. Ибо если исходить из стремления архитекторов сталинских времен к материализации в их строениях всяческих графических символов (вспомним, например, здание Театра Советской армии в виде звезды), то все они как на подбор были масонами. И все страдали гигантоманией. Если уж для обыкновенного министерства надо было соорудить воспроизведенный тут монстр, то можно себе представить, каким должен был стать Пантеон - усыпальница для всех кремлевских вождей, прошлых, настоящих и будущих. Полюбуйтесь им. И порадуйтесь, размышляя о том, что эпоха "великих строек" могла закончиться еще и не такими развалинами.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz