New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



03.08.2006 - Tintinnabuli

На днях мне порекомендовали заглянуть на сайт «Коллекция колокольчиков». Сайт симпатичный, да и тема, им навеянная, тоже. Однако взяло меня сомнение: а уместно ли в эти драматические дни заниматься самому и занимать внимание людей какими-то там легкомысленными колокольчиками? Не поговорить ли о чем-то более серьезном, соответствующем моменту?

«Не дождутся!»

Вовсе не для того, чтобы развеять подобного рода сомнения, позвонил я двум знакомым, живущим на севере Израиля, в зоне обстрела, а для того чтобы узнать, как им там сегодня, под ракетами «Хизбаллы».

Собеседница из Акко ответила на мой вопрос старым, но славным анекдотом:

«Встречаются два еврея. Один спрашивает: «Ну, как здоровье?» А второй отвечает: «Не дождетесь!»

И рассказала, что дочка, живущая в центре страны, в Рамат-Гане, за них с мужем беспокоится, зовет к себе переждать опасное время. Но надо было закончить учебный год, не бросать же учеников (моя знакомая - педагог-музыкант), а сейчас уже поезда не ходят. Конечно, можно взять такси и добраться до Биньямины, но хочется чуть-чуть отдохнуть, а не мчаться куда-то на перекладных. Конечно, поехать все равно придется, надо посидеть с внуком, дать дочке спокойно порепетировать (дочка тоже виолончелистка). И сирены действуют на нервы, именно не сами ракеты, а сирены, о них предупреждающие. И не потому, что страшно, просто музыкальное ухо переносит их с трудом. Но бояться, жаловаться? Не дождутся!

Собеседник из Хайфы, постоянный и внимательный читатель, а порой и критик моих публикаций на музыкальные темы (мы с ним лично не знакомы, но он мне иногда звонит, поэтому и телефон его мне известен), рассказал, что живет примерно в сотне метров от разрушенного «катюшей» дома, показанного недавно по израильскому телевидению (российские каналы показывают в основном дома, разбомбленные в Бейруте, и подсчитывают жертвы только среди тамошнего мирного населения; создается впечатление, что немирного населения в Ливане вообще нет, нет и вопроса, кто же запускает ракеты, потому что о гибели от этих ракет мирного населения Израиля если и говорится, то походя, сквозь зубы, без впечатляющих картинок). А еще недалеко от его дома пляж и парусный клуб, он регулярно ходит плавать и «гольшить» на доске с парусом. Ракеты довольно часто падают в море, но осколков тут не бывает, только пар из воды поднимается. Так что если прямого попадания не случится, то и не страшно. Его тоже дочка зовет, но не в центр страны, а в Баркан. Раньше считалось, что это там, на «территориях», опасно, потому что террористы под боком, а теперь вот до Хайфы добрались...

Все это рассказывалось со смехом, шутками и прибаутками. А попутно мой хайфский читатель, как всегда, поделился впечатлениями от концерта Израильского филармонического оркестра, приезжавшего на север еще до начала войны, и от телевизионной трансляции «Кармен» из Берлина, посетовав, что в «Дойче Штаатсопер» весьма модернизировали сюжет знаменитой оперы, а я в своем анонсе ничего об этом не сказал.

К критическим замечаниям я всегда стараюсь прислушиваться. А тут еще сделал для себя важный вывод: надо жить, не причитая и не подчиняясь трагическим обстоятельствам, а вопреки им. И если мои «Прогулки» в этом хоть чуть-чуть помогут, то и хорошо.

Поэтому оторвемся на время от новостей и займемся колокольчиками.

Коллекция Ольги

Слово «tintinnabuli», вынесенное в заголовок, вспомнилось мне по ассоциации с темой сегодняшней прогулки. На латыни оно как раз и обозначает колокольчики и само звучит как колокольчик. Я его узнал благодаря эстонскому композитору Арво Пярту, который назвал этим словом свой новый стиль, обретенный в середине 1970-х годов и основанный на бесхитростных, но завораживающих звучаниях трезвучий и небольших диатонических, то есть восходящих к натуральному звукоряду попевках.

Пярта мы на сайте, куда сейчас отправимся, не услышим, хотя, наверное, было бы очень кстати, а вот звучание колокольчиков - пожалуйста. Сайт называется «Коллекция колокольчиков», или «Колокольчики on-line». Автора зовут Ольга, о чем можно узнать на странице «О сайте и коллекции». Ольга за 12 лет собрала «в реале» большую коллекцию колокольчиков. Первый из них был приобретен на джазовом фестивале в Москве и сделан в виде маленького джазмена. А потом колокольчики покупались, дарились приятелями и знакомыми. Словом, коллекция пополнялась и пополнялась. Переполнилась впечатлениями и сама Ольга, а переполнившись, решила создать свой сайт. Между прочим, он занял в 2005 году третье место в конкурсе «РОТОР» («Российский Онлайн ТОР»), в номинации «Архив года».

Колокольчики сгруппированы на сайте по темам. Есть тут экземпляры, привезенные из разных городов и содержащие какую-либо символику этих городов, есть колокольчики-домики, колокольчики-человечки, колокольчики-зверюшки и т. д. А иногда темы связаны не с изобразительным содержанием экспонатов, а с местом их рождения или с определенным стилем, родившимся в том или ином географическом пункте, - например, «Гжельские колокольчики» или «Восточные колокольчики».

В любом случае, войдя в раздел, вы найдете фотографии колокольчиков, которые увеличиваются, краткие словесные описания экспонатов или просто упоминание о том, как или от кого они достались автору сайта - собирательнице коллекции, а также ссылки на звуковые файлы. Все эти колокольчики можно послушать! По щелчку на значке в виде двух ноток на ваш компьютер загружается маленький звуковой файл в формате wav, понятном любому стандартному компьютерному проигрывателю типа Windows Media Player или Winamp.

Колокольчики и колокола

В самом низу на домашней странице Ольгиного сайта есть баннеры - ссылки на родственные сайты. Один из них - «Колокольчики и колокола - коллекция и история». Его автор, Светлана Нарожная, тоже демонстрирует колокольчики из своего домашнего собрания, которое у нее когда-то делилось на троицкую и дрезденскую части (в Троицке Московской области, точнее, в тамошнем Академгородке, Светлана живет, а в Дрездене обитала одно время, как она пишет, «в силу обстоятельств»). Ныне все переехало под Москву, но сохранило прежнее деление в виртуале. Светлана, видимо, человек обстоятельный, поэтому у нее на сайте есть «Каталог», классифицированный как по частям света, откуда явились экспонаты, так и по материалам, из которых сделаны колокольчики. Правда, второй тип рубрикации, если я правильно понял, пока неполный и ограничивается фарфоровыми и стеклянными колокольчиками.

Светлана не ограничилась подробными историко-теоретическими примечаниями в каждом разделе, но и создала большие и многосоставные разделы «Из истории колоколов» и «Колокола и колокольчики в культуре народов мира». Очень познавательно!

Заглянув в «Краткий исторический очерк», составленный самим автором сайта (с большим списком литературы, на которую она опиралась), я, по свойственной евреям привычке, поинтересовался, каковы взаимоотношения с колокольчиками у нашего древнего народа. Прочесть что-либо про еврейские колокола я не рассчитывал, так как знал, что у евреев колокола не приняты по многим причинам, вдаваться в которые сейчас не буду. Как ни странно, выяснилось, что одно из первых упоминаний о колоколах есть у Иосифа Флавия, правда, он, видимо, говорит о греческих или римских колоколах. А вот колокольчиков евреи, получается, не знали. Решил посмотреть, есть ли о них упоминания в ТАНАХе. К сожалению, указатель на это счет на русском языке сыскался в Интернете только для христианской Библии. Он так и называется - «Музыкальные инструменты в Библии». Нашел здесь слово «позвонки» со ссылкой на книгу «Исход» («Шемот» в оригинале, 28:33-35). Заглянул в нашу Тору. В указанном месте описывается одеяние первосвященника, и в частности «золотые колокольчики... по всему подолу». В комментариях Сончино написано, что колокольчиков было 36 (в оригинале - «паамон», так и в современном иврите называется колокольчик). Так что колокольчики нашей традиции отнюдь не чужды.

Дар Валдая

Одна моя старинная приятельница рассказывала, как в детстве думала, что в известной песне «Вот мчится тройка почтовая» говорится про какого-то Дарвалдая, у которого есть колокольчик. И лишь повзрослев узнала, что речь идет о городе Валдае, расположенном на Валдайской возвышенности в Центральной России, где изготовлялись знаменитые колокольчики, которые ямщики подвешивали на дуги коренников у своих троек.

Хотите узнать побольше? Тогда загляните на сайт «Музей колоколов, Валдай». Какое отношение колокола имеют к фитнесу, который фигурирует в адресе этого сайта, не знаю. А про валдайские колокольчики можно прочесть, если зайти в раздел «Колокола» и в появившемся справа меню выбрать подраздел «Валдайские колокола». Вопреки названию, тут говорится не только о больших колоколах, в Валдае также изготовлявшихся, но и о прославленном ямщицком «музыкальном инструменте». Главная его функция была в том, чтобы заблаговременно предупреждать о движении тройки как встречных ямщиков, так и смотрителей на станциях, где ямщики отдыхали и меняли лошадей. На этой страничке говорится также, что колокольчик сопровождал пение ямщика и предопределял ритм движения лошадей. Утверждение несколько сомнительное. То есть пение он, конечно, сопровождал, куда от него денешься, но скорее ритм его звона зависел от движения лошадей, чем наоборот. Ведь ямщик с помощью вожжей управлял именно лошадьми, а не колокольчиком.

Ну вот, наше небольшое колокольное путешествие окончено. Дальше можете продолжить эту тематическую прогулку сами, пользуясь многочисленными ссылками на сайтах, где мы побывали. Или возвратиться к суровой действительности, часто возвещающей о себе, увы, не мелодичным звоном, а воем сирены...

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Найти: на:

Hosted by uCoz