01.07.2004 - Гюстав Кайботт
Как я и обещал прошлый раз, мы с вами сегодня посетим те места в Интернете, которые связаны с именем французского художника-импрессиониста Гюстава Кайботта, чью картину «Парижская улица в дождливую погоду» видит каждый посетитель моего сайта. Точности ради, скажу, что это был выбор не мой, а дизайнера сайта Аси Щербак, но мне он сразу очень понравился. Похоже, приглянулась картина и читателям. Имя этого художника далеко не столь известно, сколь имена его друзей-импрессионистов, многим из которых он помог материально. Между тем, Интернет содержит немало информации об этом художнике.
Давайте для начала заглянем на русскоязычные сайты.
Наиболее краткая биография, освещающая, тем не менее, основные вехи, содержится на одной из страниц портала «Городской кот». Цитирую почти полностью:
«Французский художник и коллекционер Гюстав Кайботт (1848-1894), инженер по профессии, унаследовал состояние в возрасте 25 лет, давшее ему возможность посвятить себя живописи, оказывать финансовую поддержку друзьям-импрессионистам и покупать многие из их работ. Он окончил Школу изящных искусств, где познакомился и подружился с Дега, Моне, Ренуаром, помог организовать первую выставку импрессионистов в Париже в 1874 году, участвовал на следующий год во второй выставке импрессионистов, сотрудничал в ее организации. После смерти в возрасте 46 лет Кайботт завещал 67 работ своих друзей (Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Камиля Писсаро, Альфреда Сислея и Берты Моризо) Люксембургскому музею, но правительство отказалось принять посмертный дар. Спустя несколько лет, стараниями его душеприказчика Огюста Ренуара, государство все же выкупило 39 из этих полотен, и сегодня это гордость французского культурного фонда».
Конечно, «после смерти... завещал» сказано весьма неуклюже, но основные сведения мы получили. И можем взглянуть тут же на одну из картин Кайботта, «Игра в безик», созданную в 1880 году. Изображение маленькое и увеличению не поддающееся, но для знакомства с картинами художника у нас еще будут другие возможности.
Еще одна написанная по-русски краткая биографическая справка содержится на сайте «Импрессионизм». Кстати, это очень ценный ресурс на данную тему. Взгляните на строчку меню, расположенную на картинной раме. Здесь есть «История» этого течения, от предшественников, Барбизонской школы, Камиля Коро, Гюстава Курбе, Теодора Руссо и других, до постимпрессионистов. Понятие «постимпрессионизм» тут трактуется широко, в него включены и Пикассо, и Марке, и Матисс. На той же странице вы найдете ссылку, позволяющую увидеть отлично выполненную и очень подробную синхронистическую таблицу «Хронология импрессионизма», начиная с 1855 года, когда на Всемирной выставке в Париже был открыт Отдел искусства, посвященный Энгру, Делакруа и Руссо, а Курбе установил свой «Павильон реализма», и завершая 1890-м, когда в Школе изящных искусств прошла первая выставка японского искусства, а Пюи де Шаванн, Мейссонье и Роден организовали в Париже более либеральный "Societe Nationale des Beaux-Arts".
А где же наш Кайботт? Загляните в раздел «Художники» и найдите в списке его фамилию. Биография, повторяю, тут очень краткая, но в ней перечислены основные работы этого автора.
А вот посвященную ему страницу на сайте Art Gallery вы найдете так. Зайдите на домашнюю страницу Art Gallery. Здесь в меню, что слева, щелкните мышью по строке «Европейское искусство». В раскрывшемся списке выбираем «Импрессионизм», а когда перед нами появится список художников, - имя нашего героя.
Вот здесь биография достаточно развернутая. Мы узнаем, в частности, откуда взялось его наследство. Оказывается, отец художника, преуспевающий текстильный фабрикант из Нормандии, переехал в Париж и приумножил свое состояние куплей-продажей недвижимости.
Критик Жюль Монжуае писал о Кайботте: “Импрессионисты приветствовали его как долгожданного новобранца. Он принес с собой все качества юношеской непреклонности. Той юности плоти и духа, что заставляет нестись очертя голову, невзирая на ошибки, не признавая разочарований, побеждая суровую действительность. Он вышел на поле боя с видом избалованного ребенка. Ему, застрахованному от нужды, сильному как никто, повсюду благоволила Фортуна». Интересно, что брат Гюстава был музыкантом, и они, при всей близости и расположенности друг к другу, никогда не обсуждали между собой... вопросы живописи и музыки. Тут каждый предпочитал идти своим путем, не посвящая в него другого.
Вот что пишет о картине «Парижская улица в дождливую погоду» Кирк Варндоу, автор солидного исследования творчества Кайботта: “Интересных и значительных картин у него много, но среди них нет ни одной такой монументальной (размером примерно семь на десять футов), такой сложной, такой бесконечно завораживающей, как этот перекресток в неподвижном, холодном воздухе дождливого дня. Это одна из его красивейших, утонченнейших работ. Каменные здания окутаны пронизывающей серо-голубой атмосферой. Серые тона, почти без теней, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов и светло-зелеными искрами на ручках зонтов”.
К сожалению, три дигитальных репродукции, которые вы найдете на этой странице (для небольшого увеличения щелкаем по картинке), все это передают весьма и весьма относительно.
Прежде чем мы отправимся на поиски других репродукций, заглянем на одну из страниц одесского сайта «Пассаж». Она посвящена картине Ренуара «Завтрак лодочников», на которой художник изобразил своих друзей. Есть тут и Кайботт. Он оседлал стул в правом углу. Правда, в статье, сопровождающей картину, о нем написано довольно странно: «Оседлавший стул молодой человек в шляпе-канотье - друг импрессионистов, Гюстав Кайботт. Будучи весьма состоятельным, он ради собственного удовольствия занимался живописью. Познакомившись с импрессионистами, Кайботт стал их искренним почитателем. Он покупал у них картины. Причем не те, которые ему нравились, а те, которые никто не покупал». Этакий богатый шалопай, от нечего делать покупающий картины, которые ему не нравятся...
Ладно, покинем русскоязычный Интернет и заглянем на страницу парижского сайта Webmuseum, посвященную Кайботту (Caillebotte, Gustave). Здесь тоже имеется небольшая биографическая справка, но по-английски. Ничего нового к известным нам сведениям она не добавляет.
Зато ниже расположены несколько картин художника. Отметим, что, во-первых, этикетки-ссылки сопровождаются техническими паспортами: когда создана картина, техника исполнения, материал, где находится оригинал. Во-вторых, щелкнув по этикетке, вы открываете в том же окне достаточно крупное и качественное изображение, не чета тем, которые мы видели.
Это все замечательно, но картин-то здесь всего четыре. Из почти 500 (плодовитый был бездельник)! Давайте искать дальше.
Вот галерея Кайботта на сайте Калифорнийского университета. Картин тоже немного всего пять, но тут вы найдете отсутствовавшие на парижской странице знаменитые работы Кайботта - набросок «На Европейском мосту» и «Паркетчики». Причем качество иллюстраций, если их раскрыть, тоже отличное. Всмотритесь в последнюю из названных картин. Выглядит как кадр из неореалистического фильма, не правда ли? Вас вряд ли шокируют обнаженные до пояса мужские тела, мы уже и не такого навидались. А когда-то эти торсы произвели фурор: как можно, не древнегреческие же боги и герои...
А самую большую в Интернете коллекцию работ Кайботта мы находим на странице сайта ArtCyclopedia, посвященной этому художнику.
Кстати, отвлечемся от него ненадолго, чтобы подробнее осмотреть место, где мы оказались (я писал о нем когда-то, но теперь уже и сам не помню, где!). Сайт англоязычный. В меню на его главной странице мы найдем «Словари» (“Glossaries”) с основными терминами, связанными с изобразительным искусством, словари греческой и римской мифологии, а также христианских святых, изображенных на картинах, иконах, в скульптурах и т. п.
Есть тут и страница-справочник Art Museums Worldwide. Ресурс, как нетрудно понять, американский, поэтому все музеи делятся здесь на два отряда: музеи США и музеи не в США. Но список ссылок и в том и в другом случае огромный, причем не «штатовские» музеи распределены по подразделам, согласно странам, где они находятся, от Аргентины, до Японии.
На главной странице имеется еще и поисковая машина, позволяющая искать необходимые сведения и ресурсы по именам художников, по названиям их работ и по названиям музеев, где эти работы находятся. Конечно, неплохо при этом еще знать, как эти имена и названия пишутся...
Поскольку правильное французское написание фамилии Кайботта я обнаружил на одном из вышеупомянутых русскоязычных сайтов (иначе никогда бы не догадался, что она выглядит именно так!), я легко нашел страницу, ему посвященную. На ней нет биографии, только годы жизни и смерти и примечание: «Французский художник-импрессионист» (последнее слово тоже оформлено в виде ссылки, значит, этот термин мы найдем в словаре). А что есть? Есть список всех (!) музеев и галерей, где находятся ныне работы этого мастера. Под названием музея вы видите название картины, которая в нем хранится. Между прочим, варианты картины, с которой мы начали сегодняшний разговор, есть не только в чикагском Музее искусств, но и в парижском музее Мармоттан Моне. Щелкаете по названию музея и попадаете на его виртуальную страничку, причем именно ту самую, на которой есть произведение Кайботта.
Ниже имеется список сетевых изобразительных архивов, содержащих работы нашего героя (Pictures from Image Archives). А в разделе «Статьи» (Articles) - ссылка на список «миллионов (неужто?!) опубликованных статей о Гюставе Кайботте». Правда, с предупреждением, что для чтения полных текстов потребуется регистрация. Уточняю: регистрация не на данном сервере, а на сайтах тех изданий, к которым нас отсылают. Правда, в очень многих случаях регистрация бесплатная. Так что есть шанс пополнить свои знания. И не только о Кайботте, как вы понимаете.