29.09.2005 - Ben Zion
Приближается Рош ха-Шана. И в следующий раз мы с вами уже будем гулять в Интернете в новом еврейском году. Сегодня же надо было бы поговорить об обычаях одного из главных наших праздников, вернее, в соответствии с темой рубрики посмотреть, что об этом пишут во Всемирной cети. Но я делал это уже несколько раз, желающие найдут в "Архиве" моего сайта четыре статьи, в заголовках которых фигурирует Рош ха-Шана. Информация в них не устарела. Поэтому сейчас давайте посетим один сайт, посвященный еврейской теме в целом.
Создатель его творит под псевдонимом Ben Zion ("Сын Сиона"), так же называется само детище, и название это воспроизведено и в сетевом адресе. Все мы дети Сиона, даже те евреи, которые состояли когда-то в Антисионистском комитете советской общественности, не избегли этой участи. Попытавшись узнать побольше о нашем сегодняшнем хозяине, я открыл страницу "О сайте и его авторах" (ссылка в меню слева "О сайте/Авторы"). Но Бенцион предпочел рассказать тут не о себе, а о своей работе. Рассказу этому предпослан эпиграф: "Еврейский ответ на еврейский вопрос". Далее сказано: "Еврейских информационных ресурсов в сети множество, и мне, как автору сайта, это хорошо известно. Дублировать их мы ни в коей мере не планируем... Создавая сей проект, я ставил себе иную цель - независимое исследование еврейского вопроса, не менее актуального в наши дни, чем раньше... с некоторыми вводными дополнениями и ссылками (не теми, что "гипер", а теми, которые комментарии)". Что ж, давайте посмотрим, что тут есть.
Уже упомянутое мною меню разбито на несколько разделов. Первый из них - "Культура". Как мы далее увидим, это слово понимается в самом широком смысле. Начинается все с "Вопросов и ответов". Перед нами хорошо знакомый Интернет-путешественникам FAQ, то есть аббревиатура выражения "Frequently Asked Questions" - "Часто задаваемые вопросы". Бенцион поясняет: "Данный раздел - собрание самых различных материалов, позволяющих посетителям максимально близко познакомиться с еврейской культурой, религией, традициями еврейского народа и т. п., одним словом, окончательно уяснить для себя сущность понятия "еврей", а также абсолютно все, что с этим понятием связано". Как сказал герой Евгения Евстигнеева из популярной советской комедии: "А не замахнуться ли нам, знаете ли, на..." Если же без шуток, то, не рассчитывая "окончательно уяснить для себя сущность понятия", которое еще до конца до сих пор никто не уяснил, мы все же много узнаем об этом самом понятии, столь волнующем не только нас, им определяемых, но и многих, у кого оно вызывает самые разные чувства, от фило- до антисемитизма.
Итак, на открывшейся странице кликаем по еще одной ссылке - "Еврейская культура в вопросах и ответах" и после еще одной вступительной или поясняющей статьи видим рубрики - "Народ", "Земля Израиля", "Бог Израиля". Есть еще пункты "Тора" и "Философия иудаизма", но это пока только заготовки. Как вы можете легко установить, все ссылки ведут на одну страницу, где перечислены вопросы, каждый из которых содержит адрес ответа. Страница эта озаглавлена "Краеугольные камни иудаизма". Точности ради замечу, что краеугольный камень может быть только один. У евреев он и есть один - вера в единого Создателя мира.
Кстати, откуда взялось это выражение? В "Галеле" - прославляющих псалмах Давида, читаемых в ходе утренней молитвы во время почти любого еврейского праздника (к исключениям, в причины которых вдаваться здесь не буду, относятся Рош ха-Шана и Йом-Кипур), есть 118-й псалом, а в нем фраза: "Эвен маасу ха-боним хайта ле-рош-пина" - "Камень, который отвергли строители, стал краеугольным" (буквально - "главою угла"). Комментаторы поясняют, что это иносказание: народ Израиля, который все презирали, рассеянный между народами и всеми преследуемый, вновь вернул свое достоинство.
Вопросы у Бенциона заданы действительно основополагающие, причем изложены они весьма толково, да и ответы, несмотря на краткость, тоже вполне по делу.
Вот, например, ответ на вопрос, что такое атеизм: "Это тоже религия, тоже вера. Но признающий Б-га верит в то, что Вселенная создана Гениальным Сверхсуществом гармоничной, прекрасной, с какой-то возвышенной целью и управляется мудрым правителем. Атеист же вопреки здравому смыслу верит в то, что Вселенная возникла случайно, слепой случай стал источником возникновения людей и всего остального, и нет никакой разумной цели во всем этом: как случайно все возникло, так в любой момент и исчезнет. Ну а кому поклоняться и на кого полагаться - пусть каждый решает сам: Гениальному Творцу или слепому случаю..."
Единственное, я не писал бы "Б-г". Многих такая орфография смущает, и справедливо, ведь оснований для нее никаких нет. Ведь это только в иврите, языке на котором написана Тора, непроизносимое имя Всевышнего заменяется различными сокращениями, одно из которых, кстати, не очень сведущие переводчики Библии на русский язык прочли по буквам как "Иегова", хотя евреи произносят его "Адонай". По-русски же таких ограничений нет, ибо русское слово Бог никак не может рассматриваться как непроизносимое имя Создателя мира. Некоторые особо усердные люди даже пишут "Вс-вышний", но зачем? Чтобы потешить антисемитов?
Следующий раздел в основном меню - "Знаменитости". Автор говорит, что он в стадии разработки и пока содержит только, цитирую, "список личностей, беззастенчиво украденный с sem40.ru". Список этот хорош как пособие для игры "Найди еврея", одинаково популярной у некоторых представителей нашего племени и у антисемитов. И те и другие в своем рвении часто ошибаются. Например, я недавно нашел на одном сайте упоминание о книжонке некоего антисемита Аратова, зачислившего в евреи музыкантов (я обратил внимание именно на них, потому что эта область знакома мне лучше других) Ростроповича, Шебалина, Спаддавекиа, Стравинского. Попал в его список даже композитор Андрей Эшпай, отметивший недавно свое 80-летие. Хотя он мариец, сын первого марийского композитора-классика Якова Эшпая (видимо, его библейское имя бдительного изыскателя и смутило). Я бы с радостью числил среди своих соплеменников создателя душевной песни "Сережка с Малой Бронной", но истина дороже. Да и вполне достаточно евреев-музыкантов, чтобы еще причислять к ним, как это делают уже составители списка с сайта sem40.ru, еще и Генриха и Станислава Нейгаузов, у которых польско-немецко-русские корни, и их родственников - пианиста Феликса Блуменфельда и композитора Кароля Шимановского, конечно же, поляка, как и скрипач Генрик Венявский, тоже записанный тут в евреи. Не знаю, может, какой-нибудь поборник расовой чистоты отрыл еврейские корни у австрийцев Иоганнов Штраусов, отца и сына, но мне раньше об их сомнительном происхождении слышать не доводилось. Да и в Третьем рейхе мастера вынюхивать евреев вроде не возражали против исполнения музыки Штраусов. Крещеного-то Мендельсона они запретили, несмотря на тайную любовь к его музыке самого фюрера. Может, на sem40.ru просто слышали звон про Оскара Штрауса, тоже австрийского композитора, эмигрировавшего в 1938 году в США именно из-за своего еврейства?
Мне вообще кажется, что надо не публиковать сомнительные списки, кого-то тешащие, а на кого-то действующие, как красная тряпка на быка, а рассказать хотя бы про нескольких знаменитых евреев.
Следующий пункт в меню - "Литература". Кстати, это название мне кажется применительно к содержанию раздела более правильным, чем то, которое мы находим на самой странице, - "Еврейская литература". Ибо если Шолом-Алейхем и Эфраим Севела последнему определению соответствуют (хотя и они, мне кажется, писатели не только еврейские), но уже Исаак Бабель - не вполне, а Людмила Улицкая тем более. Правда, Бенцион оговаривает, что приводит тут только то, что пишут евреи о евреях. Может, так прямо и назвать раздел? Нет, тут имеется и рубрика "Еврейская тема в нееврейской литературе". Понятно, почему попал в нее Чехов, но чем Анатолий Наумович Рыбаков оказался хуже (или лучше!) Исаака Эммануиловича Бабеля, убейте, не понимаю!
Раздел "Искусство" пока невелик, зато в нем есть рассказ о Еврейском музее в Нью-Йорке с кратким иллюстрированным обзором его коллекции (картинки увеличиваются, но не настолько, чтобы их можно было подробно рассмотреть) и рассказ о Марке Шагале. На шагаловской странице содержится и коллекция его работ, как уверяет автор сайта, самая большая в Интернете. Может быть, проверить не берусь. Но работы Шагала тут можно увидеть в гораздо более качественном варианте, чем экспонаты Еврейского музея, размещенные по соседству. Кроме того, тут есть ссылка на страницу с подробнейшим хронографом жизни Шагала, иллюстрированным семейными фотографиями, а также рассказ о работе Шагала в Еврейском камерном театре, причем тоже отлично иллюстрированный. Такие вещи гораздо ценнее всяческих "проскрипционных списков"!
Раздел "История" Раздел "Музыка" содержит так называемые релизы, то есть "доступные для скачивания эксклюзивные альбомы еврейских (и не только!) исполнителей". Во избежание недоразумений замечу, что я не знаю, как обстоит у Бенциона с авторскими правами на упоминаемые им альбомы. Но, например, в Израиле вы песни в исполнении Утесова или Александровича не вдруг найдете, а тут они есть. Для некоммерческого использования, разумеется!
На странице "Языки", созданной по материалам статьи хорошо знакомого давним читателям "Вестей" журналиста Шломо Громана, рассказывается о еврейских языках - иврите, арамейском, идише, ладино, бухарском и других. А следом идет большая подборка материалов на эту же тему. Очень познавательно!
Еврейский сайт без анекдотов - все равно что Рош ха-Шана без яблок и меда. Есть тут и они, в разделе "Юмор". Вот один из них, наиболее короткий:
- Хаим, правда, что джаз придумали негры?
Так что можно всех негров скопом занести в еврейские списки!
Я исчерпал лишь раздел "Культура" (вы еще помните, что мы находимся именно в нем?), а впереди еще "Еврейский вопрос" и "Разное". Но об этом в следующий раз, уже в новом году, в преддверии Йом-Кипур.
- Изя, я вас умоляю... У них в паспортах было, что они негры!