New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


13.06.2002 - Конкурс имени Чайковского

Конечно, следить за ходом музыкального конкурса по Интернету еще глупее, чем наблюдать за ходом футбольного чемпионата с помощью онлайновых текстовых репортажей. В футболе, по крайней мере, результат не менее важен, чем ход поединка. В музыке чаще всего чисто спортивные итоги не имеют никакого значения. Конечно, мы помним, как победа легендарного Вана Клиберна на первом конкурсе пианистов имени Чайковского, состоявшемся в 1958 году, открыла тому путь на мировую эстраду. Но мы также помним, как "скис" этот пламенный юноша, восторженно принятый москвичами, как только ему пришло время перейти в разряд матерых музыкантов. А победитель скрипичного конкурса под тем же первым номером, Валерий Климов? Он сразу был и навсегда остался хорошо отлаженной машиной по производству скрипичных звуков, разве что с годами и в этом, казалось бы, идеальном механизме что-то разладилось. Помним мы и обратные примеры. В 1966 году все те же безумные москвичи чуть не избили тогдашнего председателя пианистического жюри Эмиля Гилельса за то, что победа досталась 16-летнему ленинградцу Григорию Соколову, а американский пианист Миша Дихтер, очередной любимец публики и ее "кандидат в Клиберны" (не только потому, что он тоже был действительно талантливым учеником Розины Левиной, но и потому что оспаривать решения жюри, "готовящиеся на Старой площади", сделалось хорошим диссидентским тоном), получил только второе место. И что? Кто сегодня скажет, что Дихтер на мировой эстраде котируется выше, чем Соколов? Сравните хотя бы их последние достижения, сведения о которых найдете тут: Соколов, Дихтер. Впрочем, от скользкой темы "котировки акций", которая приведет нас к разговорам о "музыкальной мафии" и пиаровском диктате крупных звукозаписывающих компаний, я сегодня воздержусь.

Misha Dichter and Grigory SokolovКонечно, ни для кого не секрет относительность "табели о рангах", устанавливающейся на том или ином состязании. Но начинается очередной конкурс, и страсти бушуют вновь и вновь. И будь я сегодня в Москве, я бы тоже бегал на прослушивания, хотя бы на те, которые по сведениям из хорошо осведомленных источников обещают нечто интересное. Увы... И по телевидению, даже по российским каналам, конкурс, в отличие от футбола, пока не показывают, даже спустя n-ное количество часов. Что нам остается? Следить за "техническими результатами". Впрочем, "техническая информация" нужна и тем, кто посещает сейчас московские залы. В прошлом она в лучшем случае становилась достоянием журналистов, аккредитованных при пресс-центре. А чаще она вообще застревала в комнатах оргкомитета и жюри, просачиваясь наружу в виде слухов, порой самых невероятных.

XI International Tchaikovsky CompetitionКазалось, что с наступлением эпохи Интернета все изменится. Но на прошлом, XI конкурсе им Чайковского его организаторы категорически отказались от идеи публиковать в Сети хотя бы те сведения, которые распространялись в пресс-центре. Более того, когда Борис Лифановский, создатель сайта "Московский музыкальный вестник", организовал приложение, посвященное конкурсу, он вынужден был особо оговорить на первой же странице, что этот сайт не является официальным сайтом конкурса. Кстати, он до сих пор доступен публике. Правда, все страницы, кроме заглавной, открываются только в английской версии, русская ни в одной из предложенных кодировок не доступна. Или мне просто не повезло?

Но уже после прошлого конкурса один из нынешних членов оргкомитета и руководитель пресс-центра, главный редактор московской газеты "Музыкальное обозрение" Андрей Устинов сумел вбить в чиновничьи головы мысль о том, что нынче без своего сайта живет только ленивый. И вот задолго до конкурса такой сайт появился и у XII международного. Долгое время он радовал только заглавной страничкой, тоже предлагающей два варианта - английский и русский, и многочисленными надписями: "Страница находится в стадии разработки". Но незадолго до начала конкурса сайт ожил, и памятником прежнему бездействию остались только надписи на рамке в самом низу экрана, уверяющие что последнее обновление состоялось то ли 6 марта, то ли 6 апреля. На самом деле обновление происходит сравнительно регулярно.

XII International Tchaikovsky CompetitionМеню, как вы видите, расположено справа. Список пунктов в нем открывается словом "Новости" (здесь и далее привожу адреса русскоязычных вариантов страниц, хотя имейте в виду, что информация на их английских аналогах, как ни странно, далеко не всегда идентична той, что мы читаем по-русски). Первое впечатление, что новости здесь несколько запаздывают. Во всяком случае, на странице, открытой 10 июня, последняя "новость" была помечена 8-м. Все дело в том, что подпункт "Новости" есть у каждого из пяти разделов, посвященных пяти специальностям, по которым проводится соревнование: фортепиано; скрипка; виолончель; сольное пение; скрипичные мастера.

Кстати, у мастеров, которые, уточним, представили на конкурс не только скрипки, но и альты и виолончели, состязание уже завершилось. С его итогами, а также со сведениями о некоторых лауреатах можно познакомиться на соответствующей странице.

Пожалуй, наиболее интересна на данный момент страница не скрипичных мастеров, а самих скрипачей. Дело в том, что нынешний председатель скрипичного жюри совершил небольшую революцию на конкурсе, лауреатом которого стал сам в звездном 1972 году (вместе с ним победителями тогда были Гидон Кремер, Маюми Фудзикава, Лиана Исакадзе, Татьяна Гринденко, и ныне, увы, покойный, Андрей Корсаков; я нарочно не указываю занятые ими места, думаю, список говорит сам за себя). Так вот, Спиваков, во-первых, отказался от балльной системы на всех турах, кроме финального, - члены жюри теперь голосуют с помощью простых "да" и "нет", и настоял, чтобы в финале педагоги участников не только не голосовали за своих учеников, но даже не участвовали в их обсуждении. А еще Спиваков ввел такое новшество: после второго тура каждый член жюри обязан встретиться с не прошедшим в финал участником, чтобы объяснить ему, почему так случилось. Владимир Теодорович подробно обосновал эти нововведения в речи перед участниками, которая приведена на скрипичной странице сайта. Можно не соглашаться со Спиваковым, как это сделал, например, в одном из интервью многолетний председатель оргкомитета конкурса хитрый лис Тихон Николаевич Хренников, но познакомиться с аргументацией председателя скрипичного жюри обязательно следует всем, кто интересуется конкурсной проблематикой.

На всех "специальных" страничках приведены списки членов жюри и участников конкурса. К сожалению, участники даны без фотографий, что странно, ибо в буклетах, издававшихся к прошлым состязаниям, такие фотографии всегда присутствовали, ведь участники присылают их вместе со своими заявками.

Vladimir SpivakovВ списках жюри тоже наблюдается одна странность. В отношении некоторых зарубежных судей указано, что они являются лауреатами конкурса имени Чайковского, бывшие же "советские музыканты" почему-то на этих страницах лишены именно этих своих регалий. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на список виолончельного жюри. Вот американец Лесли Парнас, указано, что он лауреат II международного конкурса имени Чайковского. Но рядом с ним лауреаты того же самого соревнования Наталия Шаховская, Наталия Гутман, о которых ничего подобного не сказано. В другие годы лауреатами здесь же, в Москве, стали председатель жюри Александр Рудин и его участники Борис Пергаменщиков, Давид Герингас, Александр Князев, Кирилл Родин. А японец Ко Ивасаки, бывший третьим на том состязании, где победил Давид Герингас, снова таки назван лауреатом конкурса, в жюри которого сегодня работает. Почему бы это? Что речь тут не идет о сознательной "дискриминации", можно понять хотя бы из того, что скрипач Сергей Стадлер фигурирует вместе со своим здешним лауреатским званием.

И еще одно маленькое замечание. Обозначение страны стоило давать сразу после фамилии члена жюри. При нынешнем порядке мы часто встречаем такое: "...профессор ганноверской Высшей школы музыки и театра (Россия)". Разумеется, председатель фортепианного жюри Владимир Крайнев представляет Россию, а ганноверская Высшая школа музыки по-прежнему находится в Германии.

В списках нынешних участников, имена которых мне за редчайшим исключением ничего пока не говорят, я нашел скрипача Эмиля Чудновского из США. Оно привлекло мое внимание, ибо Эмиль - сын ныне покойного советского дирижера Израиля Чудновского (имя которого в наших филармонических афишах сокращалось до одной буквы, дабы не способствовать сионистской пропаганде) и ныне же бывшей советской скрипачки Нины Бейлиной, которая была лауреатом II конкурса имени Чайковского. Кстати, фамилию Чудновского-младшего, лауреата, к слову сказать, нескольких международных состязаний, я нашел и среди участников прошлого конкурса в Москве, состоявшегося четыре года назад. Там среди лауреатов его не было, и я не знаю точно, действительно ли приезжал он тогда в Москву. Замечу, к слову, что повторное участие в московском конкурсе стало чуть ли не традицией.

При желании, поинтересуйтесь "игрой на бис" с помощью страницы "История" - одной из самых ценных в информационном смысле:. Здесь вы найдете лауреатов и членов жюри абсолютно всех прошедших с 1958 года конкурсов имени Чайковского. Пока я наткнулся только на одну ошибку: вместо "Альберт Марков" тут написано "Альберт Маков". Жаль, что не приведены имена дипломантов. А то бы мы, например, обнаружили, что в работе скрипичного жюри принимает участие дипломант второго, если мне память не изменяет, конкурса имени Чайковского Жан Тер-Мергерян, о котором на скрипичной странице сказано, что он "профессор Ереванской консерватории (Франция)". Понятно, что Ереван по-прежнему остается столицей Армении, а Тер-Мергерян, наезжая туда время от времени, остается жителем Франции. Вам будет любопытно узнать, а может, и просто вспомнить, что в свое время нам с помпой преподносили, что семья Тер-Мергерян репатриировалась из Франции на солнечную социалистическую родину, осознав все ее преимущества перед "капиталистическим раем". Как видим, Жан недоосознал...

Раз уж зашла речь о приснопамятном состязании двух миров и двух систем, обращу ваше внимание на обилие среди лауреатов первой премии разных лет "советско-несоветских" пар. Дело тут не только в объективных обстоятельствах или столкновении субъективных мнений членов жюри. Просто после "фиаско" на первом конкурсе у пианистов, когда победил представитель страны, где негров линчуют, с советскими участниками жюри, похоже, "где следует" проводились разъяснительные беседы. Вот они и стремились, чтобы и капиталистические волки были по праву сыты, и социалистические овцы вполне заслуженно целы.

ForumПод конец - еще раз о Борисе Лифановском. Создатель пребывающего в летаргическом сне "ММВ" и на сей раз решил сотворить нечто вполне неофициальное. В результате родился форум, где всяк, кто хочет, обсуждает текущие события на XII международном конкурсе имени Чайковского. Разумеется, как и на всяком форуме, здесь много абсолютного трепа, но зато можно найти и живые рецензии на происходящее. Ведь официальный сайт этого удовольствия лишен по своему официальному статусу - его авторы не имеют права "давить" на членов жюри. Что ж, воспользуемся результатами естественно сложившегося разделения труда.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz