New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



09.06.2005 - Что едят евреи

Ну, некоторые уверены, что евреи едят исключительно мацу, замешенную на крови христианских младенцев. Но с такими знатоками я тут полемизировать не собираюсь. Во-первых, убеждать упертого антисемита - напрасный труд. Во-вторых, тема сегодняшних заметок навеяна не праздником Песах, когда мацу действительно едят вовсю (без крови, разумеется, кровь, даже кошерных животных, евреям вообще категорически запрещено употреблять в пищу), а предстоящим праздником Шавуот.

В нынешнем году Шавуот, отмечаемый на пятидесятый день от Песаха (отсюда его название Пятидесятница в русской религиозной традиции), пришелся по солнечному григорианскому календарю на 13 июня. Разумеется, вы помните, что, как и все еврейские даты, он начинается по тому же солнечному календарю накануне вечером. И что еврейское его название происходит от множественного числа слова "шавуа" (неделя). Потому что начиная со второго дня Песаха, когда в Храм приносился первый ячменный сноп ("омер") нового урожая, еврею положено отсчитать 49 дней, то есть семь полных недель. По окончании этого строго отсчитываемого срока ("сфират ха-омер" - "счет омера"), то есть на пятидесятый день, в Храм приносили уже первый сноп нового урожая пшеницы. И отсюда еще одно название праздника Шавуот - "хаг ха-кацир", "праздник жатвы", или "праздник первинок". Но основное религиозно-философское содержание этого праздника - дарование еврейскому народу Торы.

Повторяю, я думаю, что вы обо всем этом уже знаете. А если нет, загляните в размещенную в "Архиве" моего сайта статью двухлетней давности ("Шавуот" от 5 июня 2003 года). В ней вы найдете несколько сетевых адресов, которые помогут вам получить об этом событии, как и о других еврейских праздниках, исчерпывающие сведения.

В нынешнем же году, попытавшись дополнить список сайтов, посвященных Шавуот, я ничего принципиально нового не нашел. Разве что на сайте "Время Мошиаха", где красноармеец со знаменитого плаката Давида Моора, отрастивший черную густую бороду, вопрошает, требовательно уставив на нас палец: "А вы уже учили недельную главу Торы?", наткнулся на любопытную страничку "Почему в Шавуот едят молочную пищу?". Господин Шмуль Соминский, который отвечает на этот вопрос, приводит несколько традиционных доводов в пользу молочной трапезы в день дарования Торы. Некоторые из этих доводов мне знакомы и по другим источникам, а некоторые я встретил впервые. К варианту: "Первый день Шавуот - это день, когда Моше-рабейну был найден египетской принцессой и отказался сосать нееврейское молоко", - я лично всерьез относиться не могу. Я нисколько не сомневаюсь в пророческом даре нашего учителя Моше, но в том, что он уже в грудном возрасте отличал еврейское молоко от нееврейского, как-то не уверен. Тем более что знаю о том, как Мирьям, его старшая сестра, которая проследила путь корзинки с ребенком по Нилу, а затем и к дому фараона, тут же вызвалась найти для выуженного из воды ребенка подходящую кормилицу. И привела для этой цели собственную маму. А вот остальные ответы, которые, как обычно в еврейской традиции, отнюдь не исключают, а только дополняют друг друга, представляя разные грани истины, по-моему, интересны. И сразу же наводят на очередной вопрос: а что же именно едят евреи в праздник Шавуот?

Не собираюсь конкурировать с полученным читателями "Вестей" на прошлой неделе красочным приложением к нашей газете "Дело вкуса", где рецептов на Шавуот несколько десятков. Думаю, что каждый уважающий себя гурман хранит эти выпуски в своей библиотеке на самом почетном месте. Однако, как мы только что видели, еврейская традиция велит никогда не ограничиваться одним источником или одним ответом на вопрос, даже самым авторитетным. Поэтому, думаю, любителям вкусной, здоровой и обязательно кошерной пищи будет небесполезно прогуляться по тем адресам, на прогулку по которым я вас сегодня приглашаю.

Для начала заглянем на сайт EVREY.COM, который лично я считаю одним из самых авторитетных сетевых источников знаний по вопросам еврейской традиции. В колонке слева там имеется раздел "Праздники и памятные даты". Среди них вы найдете и Шавуот. А на самой странице, ему посвященной, еще ряд ссылок, и среди них - "Что едят на Шавуот?". Здесь, между прочим, есть еще один вариант ответа на вопрос, почему евреи в этот праздник обращаются именно к молочной кухне. Мне этот вариант кажется очень красивым, поэтому не удержусь, процитирую:

"Традицию эту основывают на одной из книг ТАНАХа - "Шир ха-ширим", "Песнь песней", в которой описывается сложность и красота внутренней связи Творца мира с еврейским народом. В "Шир ха-ширим" (гл. 4, ст. 11) есть фраза: "Сотовый мед каплет из уст твоих; мед и молоко под языком твоим..." И наши Учителя видят в этих словах основу для молочной трапезы (с медом) в Шавуот".

Тут разъясняется и еще одна тонкость:

"В разных общинах и в разных семьях обычаи этой трапезы различны. Одни едят молочные блюда вечером, другие - утром, а третьи делают еще одну, как бы дополнительную трапезу во второй половине дня, ближе к концу праздника.

Такое различие в обычаях объясняется тем, что должна быть решена некая проблема, любопытная сама по себе.

Дело в том, что еврейская традиция считает, что в субботу и праздники хотя бы две трапезы должны быть мясными. Мясо - признак праздничной трапезы (кстати, в будни наша традиция рекомендует есть мясные блюда не слишком часто). Однако законы еврейской жизни - законы кашрута - строжайше запрещают смешивать мясные блюда с молочными (и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы)".

Далее тут приводятся рецепты двух салатов с сыром, торта "Рут" с медом и творожного пирога.

Слегка раздразнив свой аппетит, отправляемся на сайт Kuking.net, где приводятся рецепты на каждый день. Просто-таки хозяйка должна поутру первым делом включить стоящий у нее на кухне компьютер (или, в случае отсутствия такового, воспользоваться минуткой, пока муж отошел от своего по малой надобности или ребенок еще не добрался до собственного, досматривая последний сон) и ознакомиться с тем, что ей готовить на сегодня. На работу можно опоздать, а начальнику или хозяину засунуть в широко открытый для выговора рот кусок свежеприготовленной остро-сладкой тушеной курицы и капельку приправы из миндаля и томатного соуса. Пусть подавится!

Так вот, на этом сайте есть страница, посвященная празднику Шавуот. Хода с главной страницы сайта я к ней не нашел, а обнаружил ее через поисковик, которому задал именно это слово. Придется дать вам ее прямой адрес. Из даты над заглавием страницы ясно, что готовилась она к празднику прошлого года. Ничего страшного, рецепты ведь, в отличие от продуктов, не портятся. А продукты вам все равно придется брать не с сайта, а из ближайшего к дому магазина. Рецепты же здесь вот какие: "Креплах с сыром", "Венгерский вишневый суп", "Творожная иерусалимская кодафа в сиропе", "Мина с брокколи и сыром". Меня немного удивило название "Латкес с мацой и творогом". В нем мирно сосуществуют два продуктовые названия, связанные с другими еврейскими праздниками. Латкес (оладьи) сразу вызывают в памяти Хануку, а маца, естественно, - Песах. Но и то и другое не возбраняется есть и в иные дни года, так что почему бы и нет, тем более что латкес в данном случае не картофельные, а творожные, да и маца присутствует в виде изготовленной из нее муки, призванной, видимо, скрепить изделия.

Ниже имеются еще "Рецепты с творогом", "Рецепты с молоком", "Рецепты с йогуртом" и даже целая "Еврейская кухня". А в ней - чего только нет! Тут и блюда на шабат, и супы, и закуска, и выпечка, и разные цимесы, и рецепт халы... А еще дан "Еврейский кулинарный словарь", из которого люди, незнакомые с понятиями, узнают и что такое та же хала, и что такое прославленный не только в еврейском фольклоре форшмак. Вот только блюдо из тушеного в духовке мяса, овощей и различных комбинаций фасоли, ячменя, бобов и картофеля называется, насколько мне известно, не "голнт", а чолнт. Во всяком случае, я узнал его уже тут, в Израиле, именно под таким именем.

Но это ладно. Хуже, что есть одно соседство, которое меня просто поразило. Рядом со ссылкой на материал "Кошерная еврейская кухня" присутствует ссылка на статью Бориса Бурды "Бульон из базарной курицы". Однажды я по долгу обозревателя видел кулинарную телепередачу господина Бурды, из коей вынес впечатление, что он с кашрутом, мягко говоря, знаком плохо. Естественно, я полюбопытствовал, что же он нам повествует о бульоне из базарной курицы. Но ссылка открыла статью "Бигос", которая хоть и принадлежит Бурде, но самими авторами Kuking.net отнесена к разделу "Польша". И один из главных компонентов этого самого бигоса - мясо из животного, служащего таким символом некошерности, что отсюда даже известное выражение пошло, насчет того, что кому-то что-то непотребное подкладывают... Я ничего не имею против, когда в рецепте, который народу рекомендуют на 2 июня, тушеная курица с грибами подается со сливочным соусом. Неевреи, как известно, соблюдать кашрут не обязаны. Но в разделе "Еврейская кухня", думаю, стоило бы от разных бигосов воздержаться. Даже если их предлагает такой знаток всего на свете, как господин Бурда...

Тем же, кто хочет познакомиться с кошерной кухней, рекомендую заглянуть на сайт KOSHER.RU. Тут и рецепты, и всевозможные советы (например, в статье "Разрешенная рыба" разъясняется, какая именно рыба пригодна для еврейского стола), и возможность, как тут сказано, "обсудить наболевшие проблемы и получить грамотную помощь". Правда, для участия в здешних форумах необходимо зарегистрироваться, но регистрация абсолютно бесплатная. Зато на сайте сделана попытка оценить стоимость блюд, исходя из цен на продукты. Но цены-то даны российские, к нашим, израильским, отношения не имеющие.

Есть здесь и возможность поискать блюда для еврейских праздников. Но когда я выбрал "Шавуот" из таблицы "Поиск рецептов", то получил уже знакомый нам венгерский суп из вишни. Бедновато...

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki

Hosted by uCoz