07.06.2001 - Виртуальные выставки Библиотеки конгресса
Все-таки стоит, оказывается, иногда не пренебрегать баннерами, расположенными на новостных сайтах. Обычно я на них не обращаю внимания. Во-первых, некогда, во-вторых, как правило, они ведут к другим новостным сайтам. Причем сенсационная фраза, приведенная рядом с рисунком или под ним (что-нибудь типа: "Арафат уговорил Басаева прекратить огонь в Чечне"), чаще всего не имеет отношения не только к действительности, но и к содержанию сайта, на который с ее помощью завлекают. Но тут внутренний голос сказал мне: "Не пропусти!". И был, как всегда, прав. Ибо мало того, что сайт с длинным названием The Empire That Was Russia: The ProkudinGorskii Photographic Record Recreated оказался очень интересным. Его адрес вывел меня на целую россыпь занимательных интернетовских страниц. Но обо всем по порядку.
На сайте, куда мы с вами попали, представлены реконструированные фотоработы Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) - настоящая фотолетопись России начала 20-го века. Сначала познакомимся с самим автором. Для этого заглянем на страничку Photographer to the Tsar: Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii. Уроженец Санкт-Петербурга Прокудин-Горский по первоначальному образованию - химик. Увлекшись фотографией, он обучался технике нового искусства в Берлине и Париже. В начале 1900-х он задумал грандиозное путешествие по Российской империи с целью запечатлеть ее на фотопластинах. Мало того, он сумел заручиться поддержкой Николая II. А потому путешествовал в 1909-1912 и в 1915 годах в специальном железнодорожном вагоне, предоставленном ему министерством путей сообщения, с целой командой помощников (фотоаппарат и прочие необходимые для съемок вещи были тогда далеко не столь миниатюрны, как сегодня). Зато и результат, как мы можем убедиться, был соответствующий размаху предпринятой акции. В 1918 году Горский покинул Россию, перебравшись сначала в Норвегию, потом в Англию, и обосновался в конце концов во Франции. Вместе с ним уехала и его коллекция, запечатлевшая, "Россию, которую мы потеряли". Он демонстрировал все это богатство с помощью видеопроектора, сопровождая показ лекциями. В 1948 году стеклянные пластины были куплены у наследников Горского Библиотекой конгресса США. На страничке "Хронология" вы найдете систематически изложенные факты из биографии Горского и истории его страны, иллюстрированные его фотоработами.
Сами же фотографии разделены по темам. Тема первая - "Архитектура". Естественно, здесь, в основном, православные храмы. Но не только они. Например, есть снимок, запечатлевший фрагмент медресе Шир-Дор в Самарканде, здание, которое мы видели на картине Верещагина, представленной на сайте "Симург", помните? Имеются и видовые фотографии, среди которых панорама Тобольска, снятая с колокольни церкви Преображения, панорама Тифлиса (нынешнего Тбилиси) - вид с горы Давида, река Каменка в Суздале, поселок Колчедан на Урале. Обратите внимание, что все картинки на этой страничке, как и на других страничках сайта, увеличиваются, если кликнуть по изображению. Качество - отменное!
Следующий раздел выставки носит название "Этническое разнообразие". И в самом деле, здесь мы видим едва ли не все этнические типы, населявшие империю. Тут и русские крестьянки, и эмир Бухары, и степные казахи, и узбеки, и дагестанцы. Сфотографирован даже китайский рабочий на чайной плантации в Чакве, под Батумом. Есть тут и еврейские дети, изучающие Тору со своим ребе. Не удивляйтесь некоторой причудливости их нарядов - снимок сделан в еврейской общине Самарканда.
Очередной раздел - "Транспорт". Человек, путешествовавший в специальном железнодорожном вагоне, заснял дрезину под Мурманском, железнодорожный мост на каменных быках через Иртыш, пристань на Онежском озере, шлюзы на канале близ Шлиссельбурга, паровой локомотив (а проще, паровоз) с каким-то супермодерновым (для того времени, разумеется) паровым котлом, стрелочника-башкира на Транссибирской магистрали. Есть в этой транспортной коллекции и удивительный портрет. На нем запечатлен Пинхас Карлинский, смотритель Черниговского шлюза Мариинского канала (ныне - Волго-Балтийский). Прокудин-Горский записал в своих заметках, которые вел постоянно, что Карлинскому в момент съемки было 84 года, причем 66 из них он прослужил на канале.
Кстати, рабочим людям и рабочим профессиям царский фотограф посвятил множество снимков. Поэтому для них выделен целый раздел People at Work. Тут и кузнец из Златоуста Колганов со своим сыном и внучкой, и туркменский "водитель верблюда", и комната для взвешивания чая на соответствующей фабрике, и продавцы дынь и ковров на восточном базаре, и чудо тогдашней техники - паровые фабричные турбины (как замечает дотошный фотограф, надписи на них свидетельствуют, что они сделаны в Будапеште), и промышленный ткацкий станок.
Я думаю, вы уже обратили внимание, что снимки - цветные. Как это так? Ведь цветной фотографии в те достославные времена не было и в помине. Правильно. Стеклянные негативы Прокудина-Горского - черно-белые (точнее, с коричневатым оттенком, которым отличаются многие старинные фотографии). Но в Библиотеке конгресса их не только сканировали, но и с помощью специальной техники превратили в цветные. Думаю, вы согласитесь со мной, что по цветопередаче эти изображения ничуть не уступают снимкам, сделанным с помощью самой современной аппаратуры. Если же вам хочется узнать немного о том, как черно-белый негатив превращается в цветной снимок, посетите страничку Making Color Images from Prokudin-Gorskii's Negatives. Тут не только рассказывают, но и показывают, с чего все начинается и к чему приходит. Но обязательно обратите внимание на то, что мастерам Библиотеки конгресса помог... сам Прокудин-Горский. Он делал свои снимки с несколькими цветными фильтрами, и совмещая изображения с помощью специального проектора (он воспроизведен на одной из иллюстраций веб-странички), добивался эффекта цветного снимка.
Побывав на виртуальной выставке фотографий Прокудина-Горского, грех было не поинтересоваться, какие еще экспозиции предлагаются Библиотекой конгресса. Поэтому я чуть-чуть подсократил надпись в адресной строке, с которой мы начали эту прогулку, и вышел на сайт Library of Congress Exhibitions. Здесь в данный момент названы три экспозиции. Следующая за прокудинской называется American Treasures of the Library of Congress. Как явствует из заголовка, она переносит нас в другую половину земного шара и посвящена истории совсем другой страны, которая тоже изменилась за эти годы, но отнюдь не потерялась. О чем и свидетельствует выставка, где представлены документы и картины из разных периодов американской истории, хранящиеся в Библиотеке конгресса. "Какие из 121 миллиона предметов, имеющихся в Библиотеке, можно назвать "сокровищами"?" - задаются вопросом создатели сайта. Однозначного ответа быть не может. Конечно, среди них написанный рукой Томаса Джефферсона проект американской конституции. Но, разумеется, и рукопись оперы Гершвина "Порги и Бесс".
Беглый взгляд на всю коллекцию Библиотеки конгресса вы можете бросить с помощью странички Exhibition Overview & Information. Здесь же вы найдете ссылки, которые помогут вам побольше узнать о библиотеке Джефферсона, послужившей основой нынешней коллекции, и о том, как она возрастала, и о том как это наследие сохраняется. Но интереснее всего, пожалуй, заглянуть на страницу "самого-самого" - Top Treasures Gallery. Чего тут только нет! Здесь и Декларация независимости, причем не только в окончательном варианте, но и в нескольких эскизах, и проект Вирджинской конституции, и рукопись Декларации о правах, написанной Джорджем Мэйсоном, и принадлежавшая Лафайету копия Декларации прав человека, и история в документах создания американской конституции, и приглашения на инаугурации Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна, и история в документах Прокламации об освобождении рабов, и история путешествия Колумба и так называемых Колумбовых привилегий... В общем, всего не перечислишь, да и не надо: у вас есть возможность продолжить путешествие самим.
А я перехожу к третьей выставке - Bob Hope and American Variety. Боб Хоуп был одним из 20 тысяч исполнителей водевилей, наводнивших США в 1920-е годы. Как и многие товарищи по профессии, он был эмигрантом. И прославился не только тем, что более семидесяти лет выступал на подмостках и у микрофона, но и тем, что собрал огромную коллекцию документов - фотографий, рецензий, афиш, карикатур и т. д., рассказывающую о водевиле, ныне ушедшем в прошлое, но оказавшем большое влияние на американскую культуру и породившем другой жанр, мюзикл, который жив и поныне.
О самом Бобе Хоупе и его семье можно узнать поподробнее, заглянув на страничку Early Life. О его работе на театральной сцене рассказывает страница Vaudeville. На ней есть образцы театральных программ, карта гастролей Боба Хоупа в 1929-30 годах (в годы Великой депрессии, оказывается, американцы не только предавались отчаянию и стрелялись, но и умирали со смеху в театрах). Среди многого прочего имеется тут и песенка "I'm a Yiddish Cowboy", демонстрирующая, по мнению создателей сайта, незатейливую технику изготовления смешной продукции путем соединения несоединимого. Разумеется, "еврей-пастух" ("ковбой" ведь именно пастух, а не разбойник с большой дороги с пистолетом и лассо за поясом, как некоторые думают) казался американцам столь же смешным, как нам когда-то "еврей-дворник" (помните анекдот из двух слов?). Еврей - лектор общества "Знание" смешным не считался. Поэтому теперь он подметает улицы Тель-Авива или крутит хвосты коровам в кибуце. Yiddish Cowboy!
Множество фотографий, рассказывающих об истории водевиля, вы найдете на странице The Bill. Bill - это профессиональное название короткой сценки, из последовательности которых и состояло водевильное шоу. Участниками сценок были не только актеры, но и музыканты-инструменталисты, певцы, акробаты, жонглеры, вольтижеры и даже... животные. Всех их вы обнаружите на этой страничке. Есть тут и знаменитые семейные водевильные ансамбли.
После того, как водевиль уступил место мюзиклу и звуковому кино, он продолжал еще жить на радио, а впоследствии и на телевидении. Боб Хоуп работал и там, и там. Понятно, его коллекция имеет соответствующие разделы - "Радио" и "Телевидение". Они тоже любопытны с исторической точки зрения.
Между прочим, Хоуп собрал и невероятную коллекцию водевильных хохм, размещенных у него на карточках в специальной картотеке. На странице Joke File вы найдете Боба среди всего этого богатства. А также сможете познакомиться с образцами из коллекции. Вы скажете, что нам сейчас не до шуток? Помните, американцы смеялись даже в годы Великой депрессии. А у кого они этому научились? То-то же!