27.05.2004 - Гнесины
Случилось так, что основы профессионального музыкального образования в России заложили... евреи. Господа русские патриоты, не обижайтесь! Вот вам факты.
Пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн основал первую в стране консерваторию, Петербургскую. Его младший брат, пианист и дирижер Николай Рубинштейн, четыре года спустя открыл и возглавил консерваторию в Москве. Но даже на фоне грандиозного вклада братьев Рубинштейн в дело музыкального образования России впечатляет тот след, который оставила в этой области семья Гнесиных.
Дети ростовского казенного раввина основали музыкальную школу и Народную консерваторию в родном городе, музыкальное училище в Москве, вокруг которого вырос целый учебный комбинат, включающий Музыкально-педагогический институт (именуемый ныне Академией музыки), музыкальную школу-семилетку и специальную школу-десятилетку для особо одаренных детей. И все эти учебные заведения по праву носят имя Гнесиных.
А вспомнил я об этом потому, что 30 мая исполняется 130 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967). Воспользуемся этим поводом, чтобы посмотреть, что о ней и о ее семье сообщает всезнающий Интернет. Конечно, "всезнающий" - это преувеличение. Хотя некоторые люди, порой обращающиеся ко мне с просьбами поискать для них ту или другую информацию, убеждены, что в Интернете можно найти все. И очень удивляются, когда я их разубеждаю. Но вот как раз о Гнесиных сведений в Сети не так уж мало.
Наиболее краткие, но зато энциклопедически сконцентрированные данные можно найти в знакомом нам сетевом справочнике "Кругосвет", если ввести в поисковое окошко "Гнесины". На странице с таким названием перечислены наиболее знаменитые пять сестер и один из братьев Гнесиных. К сожалению, годы рождения некоторых из них "Кругосвет", всегда довольно корректный, называет неправильно! Правда, неточности в датах я обнаружил и в таком авторитетном, казалось бы, издании, как печатный "Музыкальный энциклопедический словарь", выпущенный в Москве.
Где можно найти наиболее точные, на мой взгляд, даты, скажу ниже. А пока напомню, что три сестры, пианистки Евгения (1870-1940), вышеупомянутая Елена и Мария (1876-1918), в отличие от чеховских, не твердили вяло "в Москву, в Москву", а таки отправились учиться в Московскую консерваторию. Как раз они и основали в 1895 году музыкальное училище. В 1925 году оно стало музыкальным техникумом, в 1936-м снова было переименовано в училище.
Четвертая сестра, скрипачка Елизавета Фабиановна (1879-1953) окончив Московскую консерваторию у знаменитого чеха И. В. Гржимали (его все российские скрипачи знают по этюдам, мимо которых не прошел в процессе обучения ни один из них), она преподавала в "семейном" училище, вела классы скрипки, теории и сольфеджио, руководила оркестром. Когда в 1944 году был основан институт, она стала преподавать скрипку и в нем. Единственная из сестер, она имела детей. Музыкальные данные ее старшего сына, Шурика, очаровательного ребенка, многие считали гениальными. Он обладал прекрасной памятью, к восьми годам не только играл, но и сочинял. Увы, в этом возрасте его жизнь оборвалась - он умер от дифтерита. Второй ее сын, Фабий Евгеньевич Витачек (1910-1983), названный в честь деда по матери, стал единственным музыкантом в следующем поколении семьи. Одаренный композитор, он оставил значительное наследие, много лет преподавал в гнесинских учебных заведениях, был профессором института. А мужа Елизаветы Фабиановны, Евгения Францевича Витачека (1880-1946), называли "русским Страдивари". На инструментах этого замечательного скрипичного мастера и сегодня играют. Он многие годы возглавлял Государственную коллекцию, где хранились и реставрировались ценнейшие старинные смычковые инструменты.
Впрочем, этих сведений вы в "Кругосвете" уже не найдете. На упомянутой странице есть только данные, касающиеся пятой сестры, пианистки Ольги (1881-1963), получившей музыкальное образование в училище своих старших сестер и преподававшей там же, а также в обеих гнесинских школах, и сведения о Михаиле Фабиановиче Гнесине (1883-1957), композиторе, ученике Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова, учителе Арама Хачатуряна и Тихона Хренникова. К нему мы сегодня еще вернемся.
А сейчас перехожу к странице, на которой можно найти наиболее полные и, как мне кажется, достоверные сведения о замечательной семье. Это большая статья под названием "Имени Гнесиных. Музыкальное образование России как семейная миссия", опубликованная в журнале "Лицейское и гимназическое образование" (№ 3, 2002 год) и доступная на сайте журнала (имени автора статьи я не нашел).
Тут довольно обстоятельно рассказывается о тех семи детях Фабиана Осиповича и Беллы Исаевны Гнесиных, которые стали музыкантами (только два самых старших брата избрали профессии, далекие от музыки). Вы отыщете тут немало колоритных подробностей.
Например, воспоминание 90-летней Елены Фабиановны о том, "как, мчась по лестнице (она любила съезжать по перилам), она наскочила на какого-то пожилого господина, а посмотрев на него, остолбенела - это был Чайковский! "Он, улыбаясь, протирал свое пенсне, а я опрометью убежала!" - рассказывала она". В этом эпизоде меня, правда, смутила одна деталь: я не встречал ни одной фотографии Петра Ильича в пенсне!
Кстати, другой Чайковский, Борис Александрович, замечательный композитор, о котором я как-нибудь расскажу особо, однажды, когда мы с ним разговорились вдруг о смерти (поводом послужили стихотворения Блока "Похоронят, зароют глубоко" и Цветаевой "Веселись, душа, пей и ешь", звучащие в третьей и четвертой частях его небольшой кантаты "Знаки Зодиака"), вспомнил, как навестил в больнице Елену Фабиановну, у которой когда-то занимался в училище по классу фортепиано.
- С бестактностью молодого человека я внезапно спросил у нее, - рассказывал он, - не боится ли она смерти. "Нет, - ответила Елена Фабиановна. - Я свою земную миссию выполнила".
В юности она, как и ее старшая сестра, Евгения, училась у Василия Ильича Сафонова, а позже занималась у знаменитого итальянского пианиста и композитора Феруччио Бузони, который, проработав год в России, предлагал ей уехать вместе с ним за границу. Елена начинала свою карьеру как концертирующая пианистка, выступала в ансамбле с блистательными певцами Собиновым и Хохловым, но предпочла быть педагогом. Забавно, что ее 75-летней (!) педагогической карьере предшествовали слова Николая Сергеевича Зверева, учителя Зилоти, Рахманинова, Скрябина и Игумнова: "Ты такой вертопрах, куда тебе уроки давать!"
Сестры, имевшие четырех братьев, называли Елену единственным мужчиной в семье! Она почти десять лет была директором "семейного" института (1944-1953), вникала во все его дела, воевала, причем часто довольно успешно, с партийно-советским начальством, до конца жизни оставалась художественным руководителем института, при этом успевала еще сочинять пьесы для детей (последние были написаны ею в 92 года). У нее учились пианист Лев Оборин и композитор Арно Бабаджанян, дирижеры Евгений Светланов и Геннадий Рождественский. В возглавляемом ею институте в разные годы находили прибежище опальные музыканты, изгнанные из Московской консерватории или не допущенные в нее. Например, тут работала выдающаяся пианистка Мария Вениаминовна Юдина.
Необычна судьба самого младшего из братьев Гнесиных, Григория Фабиановича (1884-1938), глядя на которого актриса Зинаида Райх, жена Всеволода Мейерхольда, хорошо знавшая всех Гнесиных, удивлялась: "Как это в таком благовоспитанном семействе мог оказаться такой авантюрист". Его профессиональному музыкальному образованию помешало активное участие в революционных событиях 1905 года. Его сослали сначала в Вологодскую область, затем в Финляндию. "Позднее авантюрный дух привел этого бродячего певца в Италию - страну его мечты. По следам пребывания в Италии была написана чудесная книга романтических новелл "Воспоминания бродячего певца". В Петербурге-Ленинграде, где младший Гнесин прожил до конца жизни, он работал как актер, певец, переводчик, стал автором детских и музыкальных радиопередач". Советская власть отблагодарила бывшего революционера по своему обычаю: в 1937 году он был арестован и расстрелян...
Как ни обстоятельна эта статья о Гнесиных, она не исчерпывает всей информации об удивительном семействе. Дополнительные подробности мы найдем на официальном сайте детища Гнесиных - Государственного музыкального училища, носящего их имя.
Загляните в раздел "История" (меню слева), подпункт "Полный вариант". Из открываемого этой ссылкой развернутого очерка мы узнаем, что у Фабиана Осиповича и Беллы Исаевны вообще-то было 12 детей, но трое из них умерли в младенчестве. Оказывается, отец горячо любил музыку, а мать была яркой певицей и даже училась в молодости у польского композитора Станислава Монюшко.
Узнаем мы и то, что "после окончания консерватории сестры (имеются в виду старшие, Евгения и Елена. - В. Л.) были организаторами музыкальных собраний, где звучала камерная музыка, обсуждались новые литературные и музыкальные произведения. Участниками их был А. Гречанинов и Вас. Калинников, Э. Розенов и И. Протопопов, Н. Метнер и А. Гольденвейзер. Все члены семьи Гнесиных славились необычайным гостеприимством, и в небольшой деревянный домик на Арбате, где тогда жило семейство Гнесиных, с радостью приходила молодежь. Когда на артистические вечеринки собирались музыканты, Елена Фабиановна готовила прекрасные глинтвейны и пироги".
Подробнейшим образом излагается и история самого училища, давшего России и миру немало известных музыкантов. Фотографии многих из них, как индивидуальные, так и групповые, часто в компании с их учителями, вы найдете тут же. Можно увидеть здесь и запечатленные на фото здания, где в разные годы размещалось училище, и его залы. Изображения маленькие, но разглядеть все вполне можно.
В заключение скажу немного о Михаиле Фабиановиче Гнесине. Воспитанник русской композиторской школы, творивший в ее традициях, он никогда не забывал о своем еврейском происхождении. Не случайно, он считается одним из зачинателей профессиональной еврейской композиторской школы в России. Из краткой биографической справки, опубликованной на многих сайтах (см., например, посвященную Гнесину страницу на сайте "Sem40", мы узнаем, что в 1914 и 1922 годах он побывал в Эрец-Исраэль, знакомясь с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на его композиторское творчество. Еврейская тематика занимает у него всегда особое место. Тут и опера-поэма "Юность Авраама", и сюита из музыки к пьесе Гоголя "Ревизор" - "Еврейский оркестр на балу у городничего", и симфоническая фантазия (1919), и Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916), и "Страницы из Песни Песней" (1919), и "Пляски галилейских рабочих" для оркестра (1923), и вокальный цикл "Повесть о рыжем Мотеле" (1929), и Элегия-пастораль памяти еврейского поэта О. Шварцмана для фортепианного трио (1940)...
Дополнительные сведения о еврейском начале в творчестве Гнесина можно почерпнуть на странице "Международной еврейской газеты" (МЕГ) со статьей Ларисы Белой, озаглавленной "Если не горят партитуры...".
Маленькая поправка. Госпожа Белая пишет: "Уйдя оттуда (из Музыкально-педагогического института, носящего имя его семьи, где он возглавлял кафедру композиции. - В. Л.) в "антикосмополитическом" 1951-м..." "Антикосмополитические", то бишь антиеврейские годы начались раньше, а Гнесин ушел с работы, бывшей делом жизни его и его сестер, не сам. Его "ушли", а всегда такая энергичная Елена Фабиановна посчитала неэтичным защищать брата...