03.01.2002 - "Голоса подземелья"
И на старуху бывает проруха! Особенно если эта старуха, то есть ваш покорный слуга, обозреватель интернетовских сайтов, забывает о том, что все течет, все изменяется, а уж во Всемирной Паутине скорость изменений просто поразительная. Рекомендуя вам в предыдущем выпуске замечательную "гляделку" InfranView, я написал, что инсталлировать ее не надо. Основанием для такого неосторожного, как вскоре выяснилось, заявления послужило то обстоятельство, что буквально на тех же днях я скопировал файл с этой программой на другой компьютер, и она прекрасно на нем заработала. Однако я не учел того обстоятельства, что моя версия, 3.21, была взята из Интернета несколько месяцев назад, а ныне по рекомендуемым мной адресам расположилась уже версия обновленная - 3.62. И она-то, как говорят одесситы, нынешние и бывшие, таки да требует инсталляции. На что мне немедленно указал один из читателей, Леви Китросский, коему за бдительность объявляется благодарность с занесением его имени на все доступные мне страницы. Он еще спросил, а не грозит ли сей неожиданный процесс всякими вирусными последствиями. Что ж, пришлось кидаться грудью на амбразуру. Я проделал путь, начинающийся по адресу домашней странички создателя программы. И инсталлировал на своем компьютере новую версию. Свидетельствую: проверено, мин нет. Процесс инсталляции очень короткий, но вместо прежнего одного файла вы получаете целый пакет. Зато теперь программа работает с новыми версиями Windows, в том числе с NT и XP. Заметил я и ряд других улучшений. Например, значительно расширен список типов графических файлов, с которыми программа может работать. Кстати, уже при инсталляции вам предлагают выбрать расширения для тех типов файлов, которые вы хотите ассоциировать с InfranView. Иными словами, при щелчке по названию файла такого типа картинка будет открываться именно с помощью этой программы. В меню File>Thumbhails, дающем возможность просматривать имеющиеся на вашем компьютере изображения в виде небольших "этикеток", добавился целый ряд возможностей. Например, теперь программа позволяет не только копировать и перемещать такие файлы из папки в папку, но и переименовывать их. Много и других улучшений, в частности связанных со сканированием изображений, но я не буду занимать место их описанием, просто скажу еще раз: хорошая программа. Правда, размер инсталляционного файла вырос, но даже и теперь он не дотягивает до 800 килобайт!
И еще одно предисловие-послесловие. Создатель сайта "Прогулки по Киеву" Валерий Лысенко сообщил, что страница по адресу, приведенному в моей статье, доступна ему для обновления не всегда. Поэтому наиболее полная версия сайта, который автор, по его словам, ежедневно вылизывает и пополняет, находится вот здесь. Не пугайтесь, ради Бога не пугайтесь, как заклинал персонаж одной известнейшей оперы, увидев в адресе слово "Чернобыль". Просто Валерий Лысенко, как выяснилось, живет и здравствует именно в "солнечном Чернобыле", о котором писал Виктор Некрасов. Он же (Лысенко, а не Некрасов) указал мне на ошибку в процитированном мною тексте Виктора Платоновича, на которую я, каюсь, не обратил внимания. "Солнечный Чернобыль" находится, конечно же, на Припяти, а не на Десне. Что после 1986 года знают везде... Правда, Валерий пишет, что их местный узел менее надежен. Предоставляю вам самим сравнить между собой две его странички и оценить надежность киевского и чернобыльского доменов. Я же сегодня предлагаю прогуляться по адресу, который обнаружил именно на чернобыльской страничке. Сайт называется "Голоса подземелья". Как видно из адреса, речь идет не о подземных кладах и не о детях подземелья из повести Владимира Галактионовича Короленко. Речь - о метро. А что за голоса? Цитирую:
"Осторожно, двери закрываются", "Стойте справа, проходите слева"... Эти фразы, многим знакомые с детства, так прочно въелись в нашу жизнь, что редко кто обращает на них внимание в повседневной суете и спешке бесконечного часа пик. Тем не менее они стоят того, чтобы вслушаться в них, проникнуться их интонацией. Сообщения в метро- это своего рода субкультура, в определенном смысле даже эдакое "зеркало психологии", неотъемлемый элемент жизни больших городов, настолько же обыденный для жителей, насколько непривычный для приезжих".
Автор собрал записи объявлений в поездах, на станциях, эскалаторах метрополитенов разных городов - Москвы, Петербурга, Киева, Минска, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Он обещает не ограничиваться этим списком, а продолжить свои изыскания в Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Самаре, Екатеринбурге и Днепропетровске. Словом, границы СНГ для него не препятствие. Объявления представлены в двух видах - их можно прочесть и послушать. Правда, качество звуковых файлов порой, как говорится, оставляет желать, что и понятно: они сделаны отнюдь не в студийных, а во вполне "боевых" условиях, и голоса звучат под шум поездов, скрежет тормозов, стук автоматических дверей и гул эскалаторов. Зато цитаты, воспроизведенные на экране, сопровождаются очень интересными и познавательными комментариями, порой к тому же весьма остроумными.
В разделе "Вокруг да около" автор, например, рассказывает о том, какие объявления звучали в метро в стародавние времена, рассуждает об ударениях в названиях станций, об извечном антагонизме Москвы и Питера, отразившемся и в стиле объявлений в метро. Обращали ли вы, например, внимание, что в Москве сначала говорят: "Осторожно, двери закрываются", а потом называют следующую станцию, тогда как в "граде Петровом" чаще всего поступают наоборот? Артемий Ломов, автор сайта, где мы сегодня находимся, не только зафиксировал это, но и отметил, что порой сия особенность приводила к казусам: заболтавшийся с приятелем пассажир, услышав название следующей станции до того, как двери закрылись, решал, что он зазевался, и спешил выскочить из вагона! Артемий вообще очень внимателен ко всякого рода деталям, за которыми порой следуют ценные исторические сведения. Знаете ли вы, например, почему на некоторых станциях в Москве объявляют: "Будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона"? Оказывается, увеличение пассажиропотока заставило удлинить поезда, а некоторые старые станции отнюдь не были на это рассчитаны. В результате последний вагон на них останавливается аккурат впритык к туннелю. Но вот, казалось бы, аналогичное объявление в Петербурге. Однако автор замечает забавную деталь: "Странноватое сообщение стали произносить с февраля 2000 года по прибытии на станцию "Лиговский проспект" во всех поездах, следующих со стороны "Площади Александра Невского". Помимо привычных слов "Лиговский проспект. Следующая станция "Достоевская". Переход на линию один", к сообщению добавилась фраза: "Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны при выходе из вагона!" Мол, не забывайтесь, граждане, улица, то бишь платформа, полна неожиданностей! Кстати, в этой цитате видна и еще одна сугубо питерская деталь: линия, на которую можно перейти, обозначена в объявлении не названием, а номером.
"Как вы, должно быть, заметили, - пишет Артемий, - в питерском метро не надоедают просьбами не забывать свои вещи. Фраза на эту тему звучит лишь один раз за все время движения поезда по линии- "тогда и только тогда", когда поезд прибывает на конечную станцию". Там еще, слава Богу, не было взрывов в метро! "Кстати говоря, предупреждение о закрывающихся дверях появилось в метро не случайно- введению такой меры предосторожности предшествовал смертельный случай в московской подземке. Лишний раз подтвердился исконно русский принцип: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"...
А знаете ли вы, чьими голосами записаны объявления в метро? Наверняка, нет. Что ж, загляните на страничку, которая в меню, расположенном вверху слева (или в самом низу), называется "Люди". Ныне, правда, используются так называемые чипы, в результате которых в объявление, записанное одним голосом, автоматически вставляются названия, записанные другим человеком. Обо всем этом, а также о станционных зуммерах и экстренной связи "пассажир - машинист", вы прочтете в разделе "Техника".
Но ведь техника порой подводит, и пассажиры метро, как в давнишние времена, вдруг слышат в динамике голос машиниста. Чаще всего он скучен и не богат интонациями, но внимательный Артемий и тут обнаружил изюминку: "...один раз довелось мне ехать в "безмагнитофонном" поезде, машинист которого объявлял станции прямо-таки виртуозно- та самая сакраментальная фраза "Осторожно, двери закрываются" звучала из его уст одновременно трагически и иронично- мол, все, поздно, поезд ушел, но не горюйте уж очень, не последний, чай, в этой жизни..."
Те, кто жили или волей случая очутились в Москве во время Олимпиады, которая, согласно известному анекдоту, заменила нам коммунизм, обещанный Никитой Сергеевичем Хрущевым, наверняка запомнили, что объявления в те дни дублировались по-английски, причем русские названия станций произносились на "иностранный манер". Впечатления того времени можно освежить, побывав на страничке "В электропоездах. Москва". Тут в отдельном разделе собраны звуковые файлы с записями 1980 года, в том числе и с сакраментальным "Mind the door…". Но автор сайта не был бы самим собой, если б не подметил то, чего, по-моему, не замечал никто. Пересадку на "Павелецкой-кольцевой" по-английски объявляли как "Change for Gor'kovsko-Zamoskvoretskaya line", на "Комсомольской-кольцевой" говорили "Transfer to Kirovsko-Frunzenskaya line", а на "Марксистской" - "Transfer for Taganskaya station". Три варианта перевода! А я в связи с названием "Марксистская" не откажу себе в удовольствии и напомню вам анекдот времен появления этой самой станции. Согласно ему, объявление вскоре должно было зазвучать так: "Станция "Марксистская". Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Ревизионистская".
Но что это мы все о Москве, да о Питере, просто великодержавный шовинизм какой-то! Вот смачный образчик из Киева: "Призыв отпустить двери в час пик... произносится... так: "Вiдпустiть, будь ласка, дверi, не затримуйте поiзд". Правда, хорошо? Это вам не русское: "Освободите двери, не задерживайте поезд!" И уж тем более не: "При пользовании эскалатором пассажирам следует... контролировать багаж с целью недопущения его самопроизвольного перемещения"
Если вы захотите побывать на других сайтах про метрополитен, посетите страничку "Внешний мир". Здесь вы найдете не только сайт, о котором и я когда-то писал (см. статью "Артемий Лебедев и его Московское метро"), но и множество других адресов с краткими аннотациями. А поскольку метрополитен принадлежит к ведомству путей сообщения, являясь подземной железной дорогой, то и про наземные виды этого транспорта сайты тоже имеются. Счастливого пути!