26.10.2001 - Пабло Пикассо
Прежде чем мы перейдем к сегодняшней теме, обозначенной в заглавии, скажу, что наконец-то получил достаточно вразумительный ответ на вопрос, с которым неоднократно обращался к читателям. Вот этот отклик:
"Виктор! Во-первых, спасибо за рассылку - весьма приятная, ничего не скажешь. А во-вторых, по поводу сохранения страниц в кэше: сохраняются (если, конечно, не будут затерты одноименными) только страницы целиком написанные на языке HTML, они имеют расширения, соответственно htm или html. Все страницы, имеющие расширения php, asp, cgi, cgi-bin и прочее, генерируются интерпретаторами на сервере. Это как раз и есть вариант, примененный на описанном вами сайте "Киберпанк.ру". Гляньте на ссылки "Дома" и "Миграции". Поскольку имя файла страницы видно в строке адреса, да и при наведении мышки на ссылку глянуть можно (высвечивается внизу окна), то и вопрос снят, в общем случае. Бывают, конечно, и хитрые страницы, но они, чаще всего, просто становятся "кривыми" при сохранении, то есть рушится дизайн из-за отсутствия таблицы стилей, хранившейся в другом файле. Ну, а уж в крайнем случае - можно, кликнув клич... э-э-э... то есть кликнув правой кнопкой мыша, выбрать "просмотр в виде HTML" и попытаться сравнить по количеству "текста". С уважением, Харитонов В.А."
Все, по-видимому, справедливо. Хотя, несомненно, есть и дополнительные хитрости. Например, адрес заглавной страницы "Киберпанк.ру", с которой мы начинаем путешествие по этому сайту, таков: http://www.cyberpunk.ru:10025. Как видите, ни названия файла, ни расширений тут нет. А именно эта страница не сохранится у вас в кэше. И если даже на ней и будут ссылки на "эйчтиэмэловские" странички, то в режиме он-лайн вы до них не доберетесь, ибо у вас не будет исходного пункта.
Ну да ладно, у нас, как я вам доложил в прошлый раз, есть "Офф-лайн Эксплорер". Кстати, поделюсь некоторыми наблюдениями, почерпнутыми в ходе работы с этой программой. Там, например, обозначена возможность приостановить загрузку сайта, с тем чтобы в нужный момент продолжить ее прямо с того шага, на котором она была прервана (при команде "Стоп" загрузка после возобновления идет с самого начала; правда, уже загруженные файлы "перечитываются" очень быстро, но все же какое-то время на это уходит). Так вот, выяснилось что команда Suspend ("Приостановить") в меню Download иногда никакого действия на процесс не оказывает. Зато есть другая, аналогичная возможность: Suspend To File в том же меню. Вам предлагается дать этому файлу имя, и он сохраняется в выбранном вами месте. После чего с помощью команды Resume From File вы можете выбрать заданный файл, и процесс загрузки возобновится мгновенно с той точки, на которой был прерван. И еще одна хитрость. С помощью таблички "Свойства" ("Properties") вы можете не только задать типы файлов, которые хотите скачать, но и исключить файлы с определенными расширениями. Скажем, можно отказаться от загрузки на свой диск командных файлов, которые занимают много места, а для просмотра сайта, как правило, не нужны. Есть также опция, при которой файлы будут скачиваться только с текущего сервера, что при необходимости избавит вас от дополнительных страниц, размещенных в других местах.
Обратите внимание, что встроенный браузер показывает только то, что сохранилось у вас на диске. Поэтому адреса страниц в его адресной строке выглядят примерно так: http://127.0.0.1:800/Default/www.tamu.edu/mocl/picasso/tour/t80.html. Если вы хотите попасть на эту страничку из своего обычного браузера, находясь в Сети, то из адреса нужно изъять все, что между двумя слэшами и буквами www.
Адрес приметили? Мы приблизились наконец к теме сегодняшней прогулки. 25 октября исполняется 120 лет со дня рождения великого художника 20-го века Пабло Пикассо (умер 8 апреля 1973 года). Правда, великий-то он великий, но до сих пор, почти 30 лет спустя после его смерти, отношение к нему и его творчеству разное: от безудержно восторженного почитания до полного неприятия, даже не скрываемой враждебности. И так было всегда. Я помню, как в 1963 году уважаемый мною дирижер Карл Ильич Элиасберг с ехидным злорадством рассказывал собравшимся вокруг него в репетиционном антракте оркестрантам о заметке, опубликованной, если мне память не изменяет, во французской газете "Фигаро". Там утверждалось, что 82-летний тогда Пикассо будто бы признался, что его "формалистические выверты" - не более чем эпатаж публики. Спроси Элиасберга про "формалистические выверты" в музыке, он наверняка ответил бы (в частной беседе, а не публично, разумеется), что все это глупая придумка бездарного партийного начальства. Карл Ильич дирижировал произведениями Шостаковича и Шенберга. А вот Пикассо на дух не принимал.
Принимайте или не принимайте, а из истории искусства этого художника уже не выкинешь. Поэтому стоит познакомиться и с его жизнью, и с его творчеством. Интернет дает для этого неплохие возможности. К слову замечу, что, на мой не очень просвещенный в области изобразительного искусства взгляд, в отличие от работ многих художников картины Пикассо порой выглядят в репродукциях не хуже, чем в оригинале. Ибо, по-моему же, колорист он был не самый лучший. Не отсюда ли, кстати, эти его монохромные "периоды" - "розовый", "голубой"? Зато рисовальщик и компонист он был отменный, а эти составляющие изображения можно оценить и в репродукциях.
Я было обрадовался, обнаружив в Интернете русскоязычный сайт "Пабло Пикассо", обещавший многое. В самом деле, один пункт "Все работы" вроде бы говорит сам за себя. Но проследовав по содержащейся за ним ссылке я наткнулся на надпись: "Извините за задержку, работы будут доступны в ближайшие дни". Надписи "12 работ" и "По порядку" пока ведут на ту же страницу. Слова "в ближайшие дни" напоминают мне записки за стеклом, которые иногда оставляли продавщицы в советских киосках: "Буду через полчаса". Вот и определите - ушла она 29 минут или минуту назад! Но, конечно, не исключено, что, когда вы будете читать эти строки, светлые "ближайшие дни" уже настанут. А я пока могу оценить только страницу "Биография". Тут много любопытных подробностей и тонких искусствоведческих наблюдений (на мой совершенно непрофессиональный, повторю, взгляд). Но пока кажется, что и это скорее эскизы, чем завершенная страница. А уж то, что она написана серым по черному... Господа дизайнеры! В творчестве нашего героя вроде бы не было ни черного, ни тем более серого периодов!
Ссылка "Литература" содержит пока путь только к одной статье - из книги Брассая "Встречи с Пикассо". Брассай (Brassai, 1899-1984) - французский фотограф венгерского происхождения (его настоящее имя Дьюла Халас), приехал в Париж в 1923, где работал фоторепортером.
Краткую, но насыщенную биографию Пикассо на английском языке вы найдете на странице Picasso at the Lapin Agile. На этой же страничке довольно много линков, отсылающих к тем местам в Интернете, которые так или иначе связаны с именем Пикассо. Увы, количество обманчиво. Многие из приведенных тут ссылок явно устарели...
Гораздо ценнее в этом отношении страница "Арт-энциклопедии", называющаяся Pablo Picasso on the Internet. Здесь содержатся линки, проверенные 17 октября! И ведут они во множество музеев мира, в собраниях которых хранятся работы "испанского кубиста". Между прочим, испанским он назван на многих сайтах. Но столь же правомерно называть его французским художником. Ведь дело не только в том, что большую часть жизни он провел во Франции. Без Парижа и его художественной атмосферы Пикассо вряд ли стал бы тем, кем он стал. Часто спорят, как произносить его фамилию - с ударением на предпоследнем слоге, как принято в Испании, или на последнем, как это делают во Франции. И не случайно многие склоняются к французскому варианту.
Содержащиеся на упомянутой энциклопедической странице ссылки на музеи, в числе которых нью-йоркский "Метрополитен", национальные галереи в Вашингтоне и в Лондоне, галереи в Чикаго и Сан-Франциско, музей Гугенхайма, петербургский Эрмитаж и московский Музей изобразительных искусств им. Пушкина, приводят нас непосредственно к тем страницам музейных сайтов, где содержатся именно работы Пикассо. Так что можно не выходя из дома познакомиться с его творчеством весьма обстоятельно.
Между делом, не удержусь и задам вам коварный вопрос, навеянный началом моей сегодняшней статьи. Как вы думаете, сохранится ли в кэше страница, открывающаяся по ссылке http://www.hermitagemuseum.org/fcgi-bin/db2www/quickSearch.mac/gallery?selLang=English&tmCond=Picasso+Pablo? Правильный ответ: сохранится. Но догадаться об этом заранее нелегко, не правда ли?
Обстоятельнейшее знакомство с творчеством Пикассо сулит нам сайт ON-LINE PICASSO PROJECT. Но знакомство скорее теоретическое, ибо это подробнейший каталог, систематизированный и по темам, и по датам, и по названиям. Однако не рассчитывайте увидеть тут хоть одну репродукцию. Когда вы щелкаете мышкой по названию картины, оформленному как ссылка, то раскрывается отдельное окно, в котором, увы, есть только техническое описание работы. Незаменимое пособие для искусствоведов, которые держат зрительные образы в своей памяти! Тот же, кто не обладает этим счастливым свойством профессионала, может заглянуть на страницу по ссылке Museums. На этом же сайте есть и биография художника, изложенная по-английски - ссылка Life. Если же вы читаете по-французски, то зайдите на так называемый официальный сайт Пикассо. Здесь вы, в частности, найдете генеалогическое древо, где, например, обозначены все многочисленные жены художника.
Раз уж мы заговорили о женщинах, дам на прощание еще парочку ссылок для тех, кто не мыслит рассказа о великом человеке без "шерше ля фам". Благо в обоих случаях можно, о радость, читать по-русски. Страница "Женщины в жизни Пикассо" вопреки заголовку и в согласии с адресом рассказывает только об одной женщине - русской балерине Ольге Хохловой. На этой же странице имеются славные репродукции ее портретов кисти и карандаша ее великого, но взбалмошенного друга. А вот запечатлевшую их фотографию вы обнаружите на странице "Ольга Хохлова и Пабло Пикассо". Воспроизведен тут и небольшой рассказ о "художнике и его модели", взятый из достопамятной "Недели", где (снова вопреки названию!) упоминаются, кажется, все "женщины Пикассо"!