New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



14.08.2003 - Классика.ru

В последнее время в моих виртуальных прогулках обозначился определенный фотоуклон. Как вы сами понимаете, я против фотографии ничего не имею. Более того, еще не раз вернусь к сайтам, приглашающим своих посетителей к путешествиям с помощью аппаратов, выполняющих пожелание гетевского Фауста, стоившее тому жизни ("остановись, мгновение", помните?). Но пора для разнообразия сменить тему хотя бы временно. Поводом, как это часто бывает, оказалась случайна находка.

Время от времени мне, как редактору, требуется уточнить какую-нибудь цитату из литературного произведения или вообще определить, "откуда дровишки". И за помощью в таких случаях я все чаще обращаюсь к Интернету. Однажды, например, в очередной раз столкнувшись с выражением "взгляд и нечто" (есть, знаете ли, такие общеупотребительные словеса, которые гуляют от автора к автору, причем без ссылок на первоисточник) и безрезультатно порывшись в собственной памяти, я решил все-таки найти, откуда оно взялось. Опросил коллег. Все, согласившись, что выражение расхожее, тоже никаких вариантов предложить не сумели. Кто-то, правда, с сомнением в голосе, указал на "Записные книжки" Ильфа. Тогда я прибег к простейшему способу: написал эти три слова в поисковом окошке русского Google. Результатов мне было выдано несметное количество. И в большинстве случаев - вы не поверите, но это так! - меня снова отсылали к статьям, где эти самые "взгляд и нечто" цитировались. Без ссылок! Но нашелся в этой массе и адрес текста произведения, в котором фигурируют такие строчки:

Но если гения прикажете назвать:
Удушьев Ипполит Маркелыч!!!
Ты сочинения его
Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?
Прочти, братец, да он не пишет ничего;
Вот эдаких людей бы сечь-то,
И приговаривать: писать, писать, писать;
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто.
Об чем бишь нечто? - обо всем...

Узнали? Правильно, Александр Сергеевич Грибоедов, "Горе от ума". "Отрывок, взгляд и нечто" - сказано, как припечатано. Не захочешь, процитируешь! Как говорил другой персонаж того же произведения: "Вы, нынешние, ну-тка!"

StixiyaА нашелся полный текст бессмертной комедии на сайте "Стихия" Маши Школьниковой, о котором я не раз с большой похвалой упоминал. Но не о нем пойдет сегодня речь, хотя, как вы увидите в дальнейшем, вспомнил я "Стихию" не случайно. А вот на сайт, вернее, на систему сайтов, о которой мы сегодня, как говорят в Одессе "таки да" будем вести нынче речь, я набрел абсолютно ненароком, в поисках некоего классического текста. И первый сайт, на который я наткнулся, так и называется - "Классика.ru".

Тут я должен сказать, что у адресов типа вышеприведенного есть одна неприятная особенность. Почему-то они открываются не со всякого компьютера. Так или иначе, но со своего редакционного места я войти сюда никак не могу. Возможно, наша строгая системная администрация усматривает в этом адресе нечто неудобоваримое, может, даже неприличное.

Golubaya StixiyaЕсли это действительно так, то с содержанием сайта сие никак не связано. Правда, тщательно его анализируя, я обнаружил в списке "Национальная литературная сеть", который вы найдете справа, под поисковым окошком, название "Голубая стихия". Нет-нет, к "Стихии" Маши Школьниковой эта не имеет никакого отношения. И к нашему израильскому "кахоль ве-лаван" тоже. А вот к "голубым" в привычном ныне понимании, кажется, имеет. По крайней мере, тут в списке "Литература по теме" - сплошные "темные аллеи" (название одной из сносок), но не бунинские, а те, по которым еще недавно тихо гуляли так называемые сексуальные меньшинства. Нынче, они, как мы хорошо знаем, устраивают "парады гордости" на улицах и проспектах крупнейших городов, демонстрируя, на радость журналистам, полнейшую раскованность. Да и в Интернете ими сегодня никого не удивишь. Более того, сайты их прекрасно раскрываются отовсюду, в том числе и с моего рабочего места (однажды мне уже довелось сообщать об этом читающей публике, когда речь шла о балете). А вот абсолютно невинная "Классика.ru" почему-то полуприкрыта...

Посмотрим, что здесь есть. Прежде всего, сообщение: "На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов". Ниже - своего рода чарт. Поклонники поп-музыки хорошо знакомы с этим понятием, для остальных сообщу, что это таблица популярности, составляемая на основе каких-то опросов или, чаще всего, результатов продаж. В данном же случае основой для составления "первой десятки" послужили сведения о том, какие произведения, из представленных на сайте, пользуются наибольшим спросом у сетевых читателей. Какие же?

Klassika.RuВ разделе прозы на местах с первого по пятое стоят "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Одесские рассказы" Бабеля, "Ниночка" Аверченко, "Мертвые души" Гоголя, "Война мышей и лягушек" Жуковского. Аналогичные позиции в поэтическом списке занимают "Любовь" Цветаевой, "Вдвоем" Блока, "Я тебя отвоюю у всех земель..." той же Цветаевой, "Женщине" Брюсова и "Весна" Саши Черного. Списки, надо сказать, несколько причудливые, но таковы уж все рейтинги на свете. Среди самых читаемых авторов, чей перечень дан на той же странице ниже, мы, естественно, встречаем тех же авторов, но только второе место тут занимает Достоевский. Не удивляйтесь, что при этом его "Преступление и наказание" оказалось лишь седьмым в чарте. Просто двенадцатым идет его же "Идиот", да и дальше Достоевский поминается не раз.

А вот что совершенно непонятно - как в списке наиболее читаемой прозы оказались... "Несколько стихотворений" Пушкина? Как свидетельствовал некогда автор "Евгения Онегина", рассуждая о романе в прозе и в стихах, между этими способами литературного изложения "дьявольская разница". Ну или уж во всяком случае легко определимая на глаз и на слух...

Слева на главной странице сайта расположено меню. Здесь деление точно такое же - на прозу и поэзию. В каждом из разделов произведения и авторов можно искать по двум спискам: "Авторы и произведения" (по алфавитному перечню авторских имен) и "Авторы по хронологии". Кстати, в прозаическом разделе самый младший из представленных авторов Даниил Хармс, родившийся в 1905 году. Среди поэтов самый "молодой" - Всеволод Багрицкий (1922). Он, кстати, и погиб совсем молодым, в 1942-м.

На некоторых страницах, посвященных отдельным авторам, помимо списка произведений обнаруживается ссылка "Биография". Есть и алфавитный список биографий, доступный по ссылке, завершающей обращение к дорогим читателям в разделе "О сайте" в центре главной страницы.

Интересно, что почти все поэтические тексты взяты с уже упомянутого мной сайта "Стихия" (не голубая!). Что является своего рода гарантией качества их воспроизведения.

И в прозаическом и в поэтическом отделе имеются ссылки "Случайное произведение". Это, как явствует из названия, похоже на лотерею - что кому выпадет. А вдруг нечто незнакомое, но интересное! Тоже выигрыш.

В разделе поэзии есть еще два весьма интересных пункта. Первый - "Энциклопедия поэзии". Она, цитирую, "представляет собой энциклопедический словарь литературных терминов, содержащий на текущий момент более шестисот статей. В нашей энциклопедии вы сможете найти объяснение всех терминов, описывающих рифмы, размеры, строфы и др., основные методы стихосложения и основы литературоведения, а также биографии и этапы творческого пути известных поэтов с описанием классических поэтических школ и направлений".

Отлично, а что же тогда такое "Учебник стихосложения"? Это описание четырех систем стихосложения (античное, силлабическое, тоническое, силлабо-тоническое), всех поэтических метров и размеров (так что не уподобляйтесь герою уже упомянутого мной пушкинского произведения, о коем сказано "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"), всех видов классической рифмы и систем рифмовки, всех видов поэтических строф, от божественных октав и терцин до лимериков. И это еще далеко не все! Тут и информация о различных видах стихотворений, от акростихов до стихов в прозе, и рассуждения о требованиях к слогу писателя, и эпитеты, тропы, сравнения, а также прочие фигуры поэтической речи.

Между прочим, когда вы находитесь на главной странице этого самого учебника, в левом меню появляется еще один пункт - "Помощник". В чем нам обещают помочь? В подборе рифмы! Скажем, вы политический обозреватель "Вестей" и пишете очередной обзор. Почему бы не представить его в стихотворной форме? Ну-ка, что нам предлагают в качестве рифмы к "Либерман"? "Обман", почему-то с припиской "скрывал". Ага... К фамилии "Перес" мне предложили рифму "через". Я уже было вдохновился, но тут выяснилось, что наш помощник не может подыскать рифм ни к Шарону, ни к Щаранскому, ни даже к кнессету. А какой политобзор без кнессета, даже в стихах? Смех один.

Но наш помощник не ограничивается простыми рифмами, хотя и не всегда умеет их подобрать. Есть еще подраздел "Сочинение стихов". Тут в окошко предлагается ввести две первых строки нового четверостишия, причем не обязательно рифмующиеся друг с другом (видимо, с перекрестной рифмой наш виртуальный ассистент тоже знаком), а потом щелкнуть по кнопке "Подобрать варианты". Я ввел:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог...

В качестве третьей и четвертой строк мне были предложены десятки вариантов, среди которых почему-то значились "Вспоминаю врагов умерших" и "Вокруг лежат обрывки слов".

Stihi.RuМежду прочим, этот самый косноязычный "Помощник", не изучивший имеющихся тут же законов стихосложения, на самом деле уже привел нас на другой сайт, "Стихи.ru". Он, как явствует из подзаголовка, является "Национальным сервером современной поэзии". А современная поэзия вольна делать с пушкинским стихом все что угодно. "Вокруг лежат обрывки слов..."

А откуда он взялся, этот самый национальный сервер? Помните, я упомянул про целый список "Национальная литературная сеть"? Тут и "Проза", и "Литер", и "Хи-хи" и другие. Дело в том, что изначально все это было задумано как сетевой конкурс на лучшее литературное произведение. Автор идеи - некий молодой (судя по фотографии) человек по имени Игорь Сазонов, который, цитирую, "является директором автономной некоммерческой организации "Поддержка культурного наследия", осуществляющей финансирование сети проектов Литер.ru". Честно говоря, как автономная некоммерческая организация осуществляет финансирование, я не очень понимаю, но сама идея вполне благородная.

Что получается в результате, судить не мне. В отличие от известного всем чукчи, я не писатель и даже не критик, я просто читатель. Не знаю, правда, рискну ли я читать, скажем, те 9005 произведений и 2088 рецензий 1029 авторов, которые представлены уже известной нам "Голубой стихией". Но спасибо Игорю и его сотрудникам и за почти три тысячи произведений классиков!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz