29.01.2004 - "Кукушка" и другие технические древности
Прелесть Интернета еще и в том, что здесь не существует понятий "провинция", "глубинка". Ибо сайт империи новостей "Ассошиэйтед Пресс" доступен в той же мере, в какой сайт газетки "Бывший пролетарий умственного труда" в каком-нибудь Мухозасиженске. Более того, иногда на так называемой периферии обнаруживаешь пусть и небольшие, но весьма интересные кладези информации. Например, об истории российских узкоколеек. О них и о некоторых других средствах передвижения мы сегодня и поговорим.
На сайт "Кукушка.ру" я набрел случайно, проводя рекогносцировку местности на маршрутах будущих прогулок. Ресурс этот посвящен единственному в России Музею узкоколейных железных дорог.
У нас, в Израиле, до недавнего времени железная дорога была, вопреки классикам, роскошью, а не средством передвижения. Ее, как сказал один мой знакомый коренной израильтянин, использовали больше для того, чтобы развлечь детей и просветить их, продемонстрировав наглядно, что собой этот вид транспорта представляет. И только сегодня, во многом благодаря энтузиазму министра Авигдора Либермана, израильские поезда, кажется, начинают конкурировать с автобусами. Оставаясь пока удовольствием сравнительно дорогим, то есть по-прежнему являясь скорее роскошью, доступной не всем.
Либермана можно понять, он вырос в стране, где железная дорога была основным средством сообщения между городами, большими и маленькими. Недаром, множество произведений русских писателей начинаются в купе поезда, заканчиваются в нем, а иные и целиком в нем происходят. Вспомним, например, завязку "Идиота" Достоевского - встречу в поезде князя Мышкина и купца Рогожина. Вспомним, где герой "Крейцеровой сонаты" Толстого рассказывает случайному попутчику историю своей незадавшейся семейной жизни. Толстой вообще питал к железной дороге особые чувства. Героиня одного из его романов, как известно, кончает с этой самой семейной жизнью и жизнью вообще под колесами поезда. На перронах и в вагонах разворачивается действие во многих рассказах Чехова. Некрасов посвятил истории строительства железной дороги между Москвой и Петербургом целое стихотворение, почти поэму. Поэт Кукольник тоже написал стихотворение на открытие первой в России железнодорожной ветки между Царским Селом и Петербургом. Положенное на музыку Глинкой, оно стало знаменитой "Попутной песней":
Веселится и ликует весь народ,
Мчится поезд в поле чистом, чистом поле...
Перечислять подобные примеры можно было бы очень долго. Думаю, в израильском искусстве их в таком количестве не найдешь, если найдешь подобное вообще. Правда, в истории российской и израильской железной дороги есть одно сходство: обе начинались с узкоколеек. Таковой была уже упомянутая царскосельская ветка, таков был и первый железнодорожный путь в Эрец-Исраэль, между Тель-Авивом и Иерусалимом. Но, наверное, многие россияне, как и я в детстве, воспринимали узкоколейку исключительно как примету далекого прошлого. Тут вспоминается еще один пример из литературы: рассказ о героической прокладке узкоколейки в романе Н. Островского "Как закалялась сталь". Мы принимали его за чистую монету, а на поверку он оказался туфтой: зимой, на промерзшей земле могли прокладывать рельсы только законченные идиоты. Впрочем, с людьми, вознамерившимися сказку сделать былью, и не такое бывало...
Но узкоколейки совсем не ушли в историю и легенды. Они продолжали и, наверное, продолжают существовать во многих странах. Впервые я столкнулся с этим воочию, когда отправился в туристическую поездку в Венгрию и на пограничной станции Чоп наблюдал, как наши вагоны переставляют на другие колеса: венгерские дороги оставались узкоколейными. А что в России?
"Хотя узкоколейные железные дороги действуют еще в некоторых отраслях промышленности, регулярного пассажирского движения по ним нет, - читаем мы на заглавной странице сайта "Кукушка.ру". - Одна из немногих линий с "правильным" пассажирским движением - ветка Переславской железной дороги, соединяющая поселки Купанское и Талицы по берегу речки Вёксы, через сосновый лес "Пришвинской тайги" и "Кладовую солнца" - Блудово болото". Видите, мы снова попали в заповедный мир русской литературы. Именно в этих местах, в поселке с поэтическим названием Талицы, и расположен единственный в России музей истории "кукушек", о котором и рассказывает наш сайт.
Чтобы в полной мере оценить, в какую глушь мы так легко с вами попали, загляните на страницу "Туроператорам" (меню находится внизу). Цитирую: "Свободное посещение музея группами ограничено, так как лесная дорога Купанское - Талицы непроходима для автобусов. Для группового посещения музея в будние дни музей по предварительному заказу предоставляет поезд от пересечения узкоколейки с шоссе Переславль - Нагорье в местечке Вёкса (15 км от Переславля, смотрите карту) до Талиц и обратно". Так что реальные посетители не только полюбуются экспонатами музея, но и воспользуются ими как средством передвижения. А что доступно нам?
Тоже немало. Например, рассказ "О "кукушках", являющийся, в сущности, очень краткой историей узкоколейных дорог в России вообще. Он предваряется эпиграфом из некоего источника 1914 года, воспроизводимого в старинной орфографии (где "яти" заменены, правда, твердыми знаками):
"Къ основному пути пристраиваются, по мъръ надобности, другiе пути узкой колеи... Перевозка нагруженныхъ вагонетокъ по этому послъднему пути совершается съ помощью маленькаго паровоза ("кукушка")".
Кстати, а почему именно "кукушка"? Тут ничего на это счет не сказано, "кукушка" и все тут. Когда-то я думал, что у таких паровозиков был какой-то особый гудок. Потом кто-то сказал мне, что название родилось потому, что паровозик этот подбрасывал свои вагоны в разные места, как кукушка яйца в чужие птичьи гнезда, а потом отправлялся налегке за новыми. Так ли это в действительности, я до сих пор не знаю. Может, опять кто-нибудь из читателей просветит?
Рассказ об узкоколейках иллюстрирован маленькими картинками, которые, к сожалению, не увеличиваются. Но на сайте имеются и другие рассказы, и другие иллюстрации. Например, на странице "История нашей дороги" находим не только эту самую историю, но и старинные фотографии, и здесь они воспроизведены покрупнее. Подписи к ним появляются в виде всплывающих надписей (по-русски, разумеется). Есть тут, скажем, фотография самой первой "кукушки".
В разделе "Рассказы", который обещано постепенно пополнять, сейчас размещены четыре истории А. Берзина, две из них - из серии "Узкая колея". Все они богато иллюстрированы, причем тут картинки, щелкнув по ним, можно рассмотреть и чуточку подробнее.
Страница "Музей" пока практически пуста, если не считать одной цветной фотографии.
По ссылке "Схема линий" попадаем на страничку с двумя схемами Переславской узкоколейки, обозначенными так: "В лучшие годы" (тут на схеме видна довольно разветвленная сеть) и "Сегодня" (рожки да ножки, которые от нее ныне остались).
На страничку "Как проехать", содержащую карту местности, лучше идти из меню главной страницы, потому что с остальных она не всегда доступна. На карте я увидел, что где-то по соседству находится не только знаменитый ботик Петра I на Переславском (или Плещеевом) озере, с которого, как известно, есть пошел русский флот, но и "Музей чайника" и "Музей утюга". Любопытно? К сожалению, через Сеть они пока, похоже, не доступны.
Зато, не отходя от компьютера, можно побывать еще в одном музее, посвященном средству передвижения. Сайт этот я обнаружил, полюбопытствовав, кто такая Катерина Якушина, создавшая странички музея "кукушки". На ее личный сайт ведет ссылка, каковой являются ее имя и фамилия рядом со значком копирайта. Выяснилось, что она кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО. "Медиаобразование" звучит диковато, но ниже разъясняется, правда, не менее бюрократически заверченным языком, что она просвещает подрастающее поколение в области работы с информацией в Интернете. Коллега некоторым образом, сказал бы я, если бы не то обстоятельство, что моя аудитория - не только подростки, да и кандидатом ни педагогических, ни каких-то других наук я стать так и не удосужился. Отчасти из-за лени, не позволившей довести готовую диссертацию до защиты, отчасти из-за того, что мне надоел этот птичий наукообразный язык.
Однако Катерина славна не только своей научной остепененностью, но и многочисленными сайтами, которые она создала. Список их вы найдете на той же главной странице ее личного ресурса, в разделе "Хобби" (уважаю людей, у которых и хобби связано с основной профессией!).
В этом-то списке я и нашел "Музей истории велосипедного дела в России с 1870 по 1945 год" Андрея Мятиева, веб-мастером сайта которого как раз и является наша Катерина. Сайт этот хорош всем - и содержанием, и оформлением, и устройством.
Тут вы найдете сведения о велосипедах, производства разных фирм в России, СССР и других странах, а также их (велосипедов) изображения, велосипедные аксессуары (звонки, фонари и т. д.), документы по истории велосипедного дела, список литературы по истории и теории вопроса, собрание велосипедных номерных знаков и многое другое, всего не перечислишь. Есть тут, разумеется, и фотографии, отражающие историю велосипедного дела в России (см. последнюю ссылку в левом столбце среди пунктов "О музее", или, что то же самое, ссылку "Фотоальбом" в основном меню сайта, расположенном под его названием и бегущей строкой: "Велосипедисты всех стран, объединяйтесь!"). Впрочем, фотографии и сканированные изображения рассыпаны тут в обилии буквально в каждом разделе.
Замечательна, например, страница "Велосипедная реклама", ссылка на которую содержится в разделе "Музей" из основного меню. А на странице "Наблюдения на полном ходу" приведены юмористические рисунки и стихотворения, опубликованные в журналах 1890-х годов. Среди них - факсимильное воспроизведение большой "Оды велосипеду" некоего Влад. Анфилова:
Велосипед, гонитель скуки!
Цивилизации кумир!
Венец технической науки, -
Ты далеко подвинешь мир!
Заодно можете еще раз посмотреть, как в дореформенные времена писалось слово "мiр", не в значении "шалом" ("мир на Ближнем Востоке сейчас и немедля"), а в смысле "олам", "весь свет".
Гулять по этому сайту можно долго. А когда наскучит и снова захочется чего-нибудь попаровознее, загляните в "энциклопедию отечественных (российских. - В. Л.) узкоколеек", называющуюся еще "Младший брат". Тут много и фактических сведений, и карта-схема Купанской узкоколейки, и разнообразные фотографии, от старинных, до сделанных совсем недавно.
Есть тут и ссылка на сайт знакомого нам музея "кукушки", именуемого здесь Переславским железнодорожным музеем узкоколейной техники. Обещана и виртуальная прогулка по нему. Я даже решил, что это нечто альтернативное, но выяснилось, что перед нами бывший официальный сайт музея, который ныне уже практически не действует... В отличие от Переславской узкоколейки!