New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



29.01.2004 - "Кукушка" и другие технические древности

Прелесть Интернета еще и в том, что здесь не существует понятий "провинция", "глубинка". Ибо сайт империи новостей "Ассошиэйтед Пресс" доступен в той же мере, в какой сайт газетки "Бывший пролетарий умственного труда" в каком-нибудь Мухозасиженске. Более того, иногда на так называемой периферии обнаруживаешь пусть и небольшие, но весьма интересные кладези информации. Например, об истории российских узкоколеек. О них и о некоторых других средствах передвижения мы сегодня и поговорим.

На сайт "Кукушка.ру" я набрел случайно, проводя рекогносцировку местности на маршрутах будущих прогулок. Ресурс этот посвящен единственному в России Музею узкоколейных железных дорог.

У нас, в Израиле, до недавнего времени железная дорога была, вопреки классикам, роскошью, а не средством передвижения. Ее, как сказал один мой знакомый коренной израильтянин, использовали больше для того, чтобы развлечь детей и просветить их, продемонстрировав наглядно, что собой этот вид транспорта представляет. И только сегодня, во многом благодаря энтузиазму министра Авигдора Либермана, израильские поезда, кажется, начинают конкурировать с автобусами. Оставаясь пока удовольствием сравнительно дорогим, то есть по-прежнему являясь скорее роскошью, доступной не всем.

Либермана можно понять, он вырос в стране, где железная дорога была основным средством сообщения между городами, большими и маленькими. Недаром, множество произведений русских писателей начинаются в купе поезда, заканчиваются в нем, а иные и целиком в нем происходят. Вспомним, например, завязку "Идиота" Достоевского - встречу в поезде князя Мышкина и купца Рогожина. Вспомним, где герой "Крейцеровой сонаты" Толстого рассказывает случайному попутчику историю своей незадавшейся семейной жизни. Толстой вообще питал к железной дороге особые чувства. Героиня одного из его романов, как известно, кончает с этой самой семейной жизнью и жизнью вообще под колесами поезда. На перронах и в вагонах разворачивается действие во многих рассказах Чехова. Некрасов посвятил истории строительства железной дороги между Москвой и Петербургом целое стихотворение, почти поэму. Поэт Кукольник тоже написал стихотворение на открытие первой в России железнодорожной ветки между Царским Селом и Петербургом. Положенное на музыку Глинкой, оно стало знаменитой "Попутной песней":

Веселится и ликует весь народ,
Мчится поезд в поле чистом, чистом поле...

Перечислять подобные примеры можно было бы очень долго. Думаю, в израильском искусстве их в таком количестве не найдешь, если найдешь подобное вообще. Правда, в истории российской и израильской железной дороги есть одно сходство: обе начинались с узкоколеек. Таковой была уже упомянутая царскосельская ветка, таков был и первый железнодорожный путь в Эрец-Исраэль, между Тель-Авивом и Иерусалимом. Но, наверное, многие россияне, как и я в детстве, воспринимали узкоколейку исключительно как примету далекого прошлого. Тут вспоминается еще один пример из литературы: рассказ о героической прокладке узкоколейки в романе Н. Островского "Как закалялась сталь". Мы принимали его за чистую монету, а на поверку он оказался туфтой: зимой, на промерзшей земле могли прокладывать рельсы только законченные идиоты. Впрочем, с людьми, вознамерившимися сказку сделать былью, и не такое бывало...

Но узкоколейки совсем не ушли в историю и легенды. Они продолжали и, наверное, продолжают существовать во многих странах. Впервые я столкнулся с этим воочию, когда отправился в туристическую поездку в Венгрию и на пограничной станции Чоп наблюдал, как наши вагоны переставляют на другие колеса: венгерские дороги оставались узкоколейными. А что в России?

"Хотя узкоколейные железные дороги действуют еще в некоторых отраслях промышленности, регулярного пассажирского движения по ним нет, - читаем мы на заглавной странице сайта "Кукушка.ру". - Одна из немногих линий с "правильным" пассажирским движением - ветка Переславской железной дороги, соединяющая поселки Купанское и Талицы по берегу речки Вёксы, через сосновый лес "Пришвинской тайги" и "Кладовую солнца" - Блудово болото". Видите, мы снова попали в заповедный мир русской литературы. Именно в этих местах, в поселке с поэтическим названием Талицы, и расположен единственный в России музей истории "кукушек", о котором и рассказывает наш сайт.

Чтобы в полной мере оценить, в какую глушь мы так легко с вами попали, загляните на страницу "Туроператорам" (меню находится внизу). Цитирую: "Свободное посещение музея группами ограничено, так как лесная дорога Купанское - Талицы непроходима для автобусов. Для группового посещения музея в будние дни музей по предварительному заказу предоставляет поезд от пересечения узкоколейки с шоссе Переславль - Нагорье в местечке Вёкса (15 км от Переславля, смотрите карту) до Талиц и обратно". Так что реальные посетители не только полюбуются экспонатами музея, но и воспользуются ими как средством передвижения. А что доступно нам?

Тоже немало. Например, рассказ "О "кукушках", являющийся, в сущности, очень краткой историей узкоколейных дорог в России вообще. Он предваряется эпиграфом из некоего источника 1914 года, воспроизводимого в старинной орфографии (где "яти" заменены, правда, твердыми знаками):

"Къ основному пути пристраиваются, по мъръ надобности, другiе пути узкой колеи... Перевозка нагруженныхъ вагонетокъ по этому послъднему пути совершается съ помощью маленькаго паровоза ("кукушка")".

Кстати, а почему именно "кукушка"? Тут ничего на это счет не сказано, "кукушка" и все тут. Когда-то я думал, что у таких паровозиков был какой-то особый гудок. Потом кто-то сказал мне, что название родилось потому, что паровозик этот подбрасывал свои вагоны в разные места, как кукушка яйца в чужие птичьи гнезда, а потом отправлялся налегке за новыми. Так ли это в действительности, я до сих пор не знаю. Может, опять кто-нибудь из читателей просветит?

Рассказ об узкоколейках иллюстрирован маленькими картинками, которые, к сожалению, не увеличиваются. Но на сайте имеются и другие рассказы, и другие иллюстрации. Например, на странице "История нашей дороги" находим не только эту самую историю, но и старинные фотографии, и здесь они воспроизведены покрупнее. Подписи к ним появляются в виде всплывающих надписей (по-русски, разумеется). Есть тут, скажем, фотография самой первой "кукушки".

В разделе "Рассказы", который обещано постепенно пополнять, сейчас размещены четыре истории А. Берзина, две из них - из серии "Узкая колея". Все они богато иллюстрированы, причем тут картинки, щелкнув по ним, можно рассмотреть и чуточку подробнее.

Страница "Музей" пока практически пуста, если не считать одной цветной фотографии.

По ссылке "Схема линий" попадаем на страничку с двумя схемами Переславской узкоколейки, обозначенными так: "В лучшие годы" (тут на схеме видна довольно разветвленная сеть) и "Сегодня" (рожки да ножки, которые от нее ныне остались).

На страничку "Как проехать", содержащую карту местности, лучше идти из меню главной страницы, потому что с остальных она не всегда доступна. На карте я увидел, что где-то по соседству находится не только знаменитый ботик Петра I на Переславском (или Плещеевом) озере, с которого, как известно, есть пошел русский флот, но и "Музей чайника" и "Музей утюга". Любопытно? К сожалению, через Сеть они пока, похоже, не доступны.

Зато, не отходя от компьютера, можно побывать еще в одном музее, посвященном средству передвижения. Сайт этот я обнаружил, полюбопытствовав, кто такая Катерина Якушина, создавшая странички музея "кукушки". На ее личный сайт ведет ссылка, каковой являются ее имя и фамилия рядом со значком копирайта. Выяснилось, что она кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО. "Медиаобразование" звучит диковато, но ниже разъясняется, правда, не менее бюрократически заверченным языком, что она просвещает подрастающее поколение в области работы с информацией в Интернете. Коллега некоторым образом, сказал бы я, если бы не то обстоятельство, что моя аудитория - не только подростки, да и кандидатом ни педагогических, ни каких-то других наук я стать так и не удосужился. Отчасти из-за лени, не позволившей довести готовую диссертацию до защиты, отчасти из-за того, что мне надоел этот птичий наукообразный язык.

Однако Катерина славна не только своей научной остепененностью, но и многочисленными сайтами, которые она создала. Список их вы найдете на той же главной странице ее личного ресурса, в разделе "Хобби" (уважаю людей, у которых и хобби связано с основной профессией!).

В этом-то списке я и нашел "Музей истории велосипедного дела в России с 1870 по 1945 год" Андрея Мятиева, веб-мастером сайта которого как раз и является наша Катерина. Сайт этот хорош всем - и содержанием, и оформлением, и устройством.

Тут вы найдете сведения о велосипедах, производства разных фирм в России, СССР и других странах, а также их (велосипедов) изображения, велосипедные аксессуары (звонки, фонари и т. д.), документы по истории велосипедного дела, список литературы по истории и теории вопроса, собрание велосипедных номерных знаков и многое другое, всего не перечислишь. Есть тут, разумеется, и фотографии, отражающие историю велосипедного дела в России (см. последнюю ссылку в левом столбце среди пунктов "О музее", или, что то же самое, ссылку "Фотоальбом" в основном меню сайта, расположенном под его названием и бегущей строкой: "Велосипедисты всех стран, объединяйтесь!"). Впрочем, фотографии и сканированные изображения рассыпаны тут в обилии буквально в каждом разделе.

Замечательна, например, страница "Велосипедная реклама", ссылка на которую содержится в разделе "Музей" из основного меню. А на странице "Наблюдения на полном ходу" приведены юмористические рисунки и стихотворения, опубликованные в журналах 1890-х годов. Среди них - факсимильное воспроизведение большой "Оды велосипеду" некоего Влад. Анфилова:

Велосипед, гонитель скуки!
Цивилизации кумир!
Венец технической науки, -
Ты далеко подвинешь мир!

Заодно можете еще раз посмотреть, как в дореформенные времена писалось слово "мiр", не в значении "шалом" ("мир на Ближнем Востоке сейчас и немедля"), а в смысле "олам", "весь свет".

Гулять по этому сайту можно долго. А когда наскучит и снова захочется чего-нибудь попаровознее, загляните в "энциклопедию отечественных (российских. - В. Л.) узкоколеек", называющуюся еще "Младший брат". Тут много и фактических сведений, и карта-схема Купанской узкоколейки, и разнообразные фотографии, от старинных, до сделанных совсем недавно.

Есть тут и ссылка на сайт знакомого нам музея "кукушки", именуемого здесь Переславским железнодорожным музеем узкоколейной техники. Обещана и виртуальная прогулка по нему. Я даже решил, что это нечто альтернативное, но выяснилось, что перед нами бывший официальный сайт музея, который ныне уже практически не действует... В отличие от Переславской узкоколейки!

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков [Следующий выпуск]
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz