28.11.2002 - Ханука
"Месяц это такой - декабрь. Когда, хочешь не хочешь, а пахнет в воздухе праздником, ханукальными булочками, рождественскими свечами и новогодней елкой". Так написано на одной из соседних страниц "Нон-стопа". Надо же, какой нюх у автора! Мы еще ханукальные свечи не зажгли, которые, по идее, все-таки предшествуют ханукальным "булочкам", а человек уже учуял запах рождественских свечек и даже не растущих в Израиле елок... Но за елки на меня однажды уже обиделись, так что молчу, молчу. А вернее, лучше расскажу вам о том, где в Интернете можно прочесть про Хануку. Хотя бы для того, чтобы вспомнить, что же именно отмечаем мы, весело зажигая свечи, радостно поедая пончики и оладьи, крутя ханукальный волчок. Вспомнить, например, что 2 тысячи с лишком лет назад Маккавеи подняли восстание, не желая поступиться верой и традициями отцов. Хотя и тогда среди иудеев было немало тех, кто готов был объявить эту веру и эти традиции отжившими или, по крайней мере, поставить их в один ряд с материальными символами передовой на тот момент эллинской цивилизации. Словом, давайте, воспользовавшись праздничным поводом, кое-что вспомним.
Для начала заглянем на ханукальную страницу сайта EVREY.COM. Кстати, несмотря на несколько забавное название, сайт этот, повторю однажды на моих страницах уже сказанное, весьма и весьма содержателен. Но это так, между прочим, сегодня мы ни на что другое отвлекаться не будем. На самом верху открытой перед нами Интернет-страницы, как раз под названием сайта, в котором хорошо всем знакомая аббревиатура www перманентно превращается в не менее хорошо знакомый шестиконечный магендавид, обозначены даты Хануки нынешнего года - с вечера 29 ноября до вечера 7 декабря. Еще ниже - широкий столбец, озаглавленный "Все о Хануке".
Сначала здесь дана большая статья рава Элиягу Эссаса "В каждом поколении - смертельная опасность и удивительное спасение". Для затравки - одна большая цитата (с небольшими купюрами, которые вы, при желании, восстановите для себя сами):
"Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль - Греция. Со стороны Израиля видится: Греция - империя, Греция - военная мощь, признанный мировой центр науки и культуры, здесь была создана и развилась богатая и разветвленная мировоззренческая система - эллинизм. Мы, евреи, - небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас старые. Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая мудрость и сама наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но ведь на стороне культурного "оппонента" мощь и прогресс... Со стороны Греции видится: мы - сверхдержава. И не так уж важно, что мы распались на три империи. Все они очень велики и составляют непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего ознакомившегося с ними человечества... Правда, не совсем всего. Вот этот немногочисленный народ называет себя евреями <...> Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого маленького народа монополия на эту связь, на понимание Его требований, устройства мира? И при этом такие лишенные зрелищности религиозные обряды - ни статуй, ни картин. Вместо того чтобы поклоняться прекрасным образам, вдохновленным воображением художника, евреи отмечают каждый седьмой день - субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом - разве это свобода? И вообще - сегодня мы правим миром! Мы и наши боги, одним словом, эллинизм. Кроме того, эти евреи делают обрезание, серьезную операцию, лишь для того, чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. <...> Но мы, эллины, знаем, что учение эллинизма всесильно, ибо оно - верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев, последнего очага идейного сопротивления. Впрочем, их не надо уничтожать физически - нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит".
Остальное, еще раз подчеркиваю, при желании, никто никого не неволит, прочтете на вышеупомянутой странице. Обращу только ваше внимание на то, что в самом ее низу, часть меню, которое мы видели на странице предыдущей, дублируется. Так что не обязательно каждый раз "танцевать от печки".
Вот еще интересный и познавательный раздел - "Краткий ханукальный словарь". Термины и пояснения даны по-русски, в алфавитном порядке, от "А" до "Я". Вернее, до "Э", так как на последнюю букву русского алфавита слов на означенную тему не нашлось.
Среди прочих - статья о ханукальном волчке: "Дрейдл. На языке идиш - волчок, игрушка, вращающаяся на вертикальной оси. Традиционно имеет четыре грани, на каждой из которых - по одной букве. Вместе эти буквы составляют аббревиатуру фразы из четырех слов: "Великое чудо произошло там" (это вариант для диаспоры, в Израиле вместо буквы "шин", с которой начинается слово "шам" - "там", используется буква "пей", от слова "по" - "здесь". - В. Л.). Во времена, непосредственно предшествовавшие восстанию Маккавеев, греки запрещали евреям изучать Тору. Евреи не покорились, но занимались этим тайно. Чтобы сбить с толку секретную службу ("тайную полицию") греков, детей собирали будто бы для игр. Дети сидели за столом и играли, а в числе их игрушек был волчок - дрейдл. На самом деле они при этом изучали Тору. Это и сохранило еврейский народ. В память об этом дрейдл (на иврите - севивон) и сегодня используется во время ханукальных празднований".
Кстати, об играх. С праздничными играми Хануки можно познакомиться на страничке с соответствующим названием.
И какая Ханука без традиционных блюд, чей запах так тревожит иные чуткие носы. Про них вы можете прочесть на странице, расположенной тут. Здесь не только рассказывается история пончиков-суфганийот, оладушек-латкес и блюд из творога и сыра, но и приведены их рецепты. Ага, вы уже тоже принюхиваетесь?
Но не хлебом единым жив человек, как было сказано задолго до того, чье рождество некоторые отмечают после Хануки. Возможно, вам будет интересно познакомиться и с "Ханукальными размышлениями", ссылки на которые даны на основной странице ниже. Особенно рекомендую статью Якова Ашера Синклера "Искусство ради искусства".
Для тех, кто хочет соблюсти все обычаи Хануки, далее приведены гимн "Маоз цур" (на иврите и в русском переводе, а также с русской транскрипцией ивритского текста) и другие "Песни на Хануку", точнее, как выясняется при открытии этой страницы, - "Ханукальные песни для детей". Если вы умеете читать простейший нотный текст, к вашим услугам мелодия "Маоз цур" (кстати, нотные записи есть и на странице с детскими песнями). А вот имеющейся тут же ссылкой "Прослушать музыку" пользоваться не рекомендую. Вам предложат скачать на свой диск довольно внушительных размеров файл (более 6 Мгб), а в результате вы получите весьма некачественную запись, слушать которую можно только от большой любви к Хануке и не менее большой нелюбви к музыке.
Много сведений о Хануке можно найти и на соответствующей странице сайта "Исток". К сожалению, расположены они тут не очень удобно, в виде параллельных текстовых полос, которые нужно долго прокручивать. Но потрудиться стоит, найдете немало любопытного. Например, информацию о самом названии праздника, которое возводится к ивритскому "хану-ка". Первая часть слова означает "они расположились лагерем на отдых", а вторая - цифру 25 (в соответствии с числовым значением ивритских букв "каф" и "hей"), то есть празднование победы над греко-сирийскими войсками 25 кислева. Есть и другой вариант прочтения слова, по которому "ханука" происходит от глагола "лаханот" - "освящать" или "посвящать", что связано с освящением жертвенника в Храме в тот же день.
В самом низу страницы приведена иллюстрированная "Хронология важнейших событий". Следует только иметь в виду, что существуют расхождения между разными источниками, и тут выбран лишь один из вариантов, но, по мнению авторитетов, которым лично я доверяю, наиболее правильный. Другой вы найдете на сайте "Виртуальная Ханука" на странице "История Хануки".
На виртуальной странице "Фотоархив" много фотографий, запечатлевших зажигание ханукальных свечей и другие моменты праздника в разных российских городах и в странах СНГ. А на открывающейся тут же страничке "Ханука в мире" всего два фото, зато это первое зажжение ханукальных свечей в Ватикане (там теперь тоже зажигают не только рождественские свечи!) и ханукальный светильник в Овальном кабинете Белого дома, а рядом - Билл Клинтон, если кто забыл.
В разделе "Рассказы о Хануке" различные эпизоды из еврейского предания, а также хасидские истории. В частности, приведен рассказ о Иегудит (Юдифь в более привычном нам русском написании), повесть о которой, как полагают, тоже связана с Маккавеями.
Думаю, вам будет полезно прочесть еще один познавательный текст - сравнение Хануки и Пурима. Как видите, мы возвратились к сайту "Исток". Здесь еще содержится отрывок из книги Германа Вука "Это Б-г мой", посвященный Хануке. Цитатой из него я и завершу нашу сегодняшнюю прогулку:
"Вся наша история - это волшебная легенда о том, как нечто, что должно было служить всего один день, чудесным образом служило восемь дней, о том, как горела и не сгорала неопалимая купина, о том, как история нашего народа, которая, по логике событий, давно должна была бы прекратиться, продолжается до сих пор".
Хаг самеах!