04.07.2002 - Фестиваль закончился, кино продолжается
Увы, поспев, согласно пословице, с ложками к обедам футбольному и музыкальному, я опоздал с ней к XXIV Московскому международному кинофестивалю. Он благополучно завершился 30 июня. Но для данного случая пословица, по-моему, не вполне справедлива. Ибо человеку, находящемуся далеко от Москвы, фестивальная кухня не особо интересна, а промежуточных этапов, и следовательно промежуточных результатов на кинофестивалях, в отличие от футбольного чемпионата и исполнительского конкурса, нет. Победители тут объявляются в конце, и если мы узнаем их на несколько дней позже, право, ничего не случится. К тому же то, что видели зрители, собиравшиеся в московских кинотеатрах на конкурсные просмотры, мы сможем увидеть тоже, причем при желании не раз. Разумеется, я говорю о том, что происходило на экране, а не в зале. Вы возразите, что мы можем посмотреть в записи и футбольные матчи или послушать в записи выступления участников конкурса имени Чайковского. Уверяю вас, никакого сравнения! Живое действо, когда оно записано на пленку, - это консервы. Ведь не станете вы меня уверять, что замечательно упакованное молоко, продающееся в наших суперах, того же вкуса, что и парное, только-только из под коровы! А фильм - консервированный продукт по определению, в свежем виде не подается. Поэтому все равно, где вы его смотрите - на экране кинотеатра "Пушкинский" (то бишь в бывшей "России") или в кинозале какого-нибудь "Рав Хен" в одном из израильских городов (тут их, пропорционально, столько же, сколько "Октябрей" в бывшем Союзе - не путать с бывшей "Россией"). Конечно, эстеты процедят через губу, что атмосфера фестивального просмотра ни с чем не сравнима. Не спорю, когда где-то невдалеке от тебя сидит Кшиштоф Занусси, его ленту "Воскресение" воспринимаешь по-особому. Но это факт нашей собственной психологии, по большому счету к происходящему на экране отношения не имеющий. Вкус кинопищи остается тем же, а вкус парного молока не сохраняется при консервации не потому, что в пакет нельзя запихать корову.
Поэтому терпеливо дождемся, пока киноконсервы, демонстрировавшиеся в Москве, дойдут до наших прилавков... простите, кинотеатров. А пока посмотрим, чего же нам ждать. Для этого заглянем на официальный сайт Московского кинофестиваля. В центре страницы - перечисление некоторых призеров. Под каждым развернутым заголовком - надпись "Подробнее". Список всех призеров - под соответствующей ссылкой, расположившейся под надписью "До новых встреч!".
Если вы хотите узнать или освежить в памяти состав жюри фестиваля, прикоснитесь указателем мышки к надписи "Москва XXIV". Распахнется столбик меню, и среди прочих, большей частью уже неактуальных пунктов - типа "Расписание показов", "Программы фестиваля", - вы увидите надпись "Жюри".
В правом верхнем углу есть еще одно меню. Первая строка в нем позволяет при желании открыть английскую версию сайта. Далее идет ссылка на страницу о предыдущем фестивале, о которой и я писал два года назад - см. статью "Фестивали, фестивали..." в "Архиве" моего сайта. А сама фестивальная страничка двухлетней давности находится теперь тут. Далее в меню следует пункт, который поначалу показался мне загадочным - "История: 1935-2000". Мои ровесники помнят, с какой помпой в Москве был проведен первый международный фестиваль кино. Было это в 1959 году. При чем же здесь 1935-й? Оказывается, что впервые Московский кинофестиваль прошел именно тогда. Председательствовал в жюри Сергей Эйзенштейн, а главный приз разделили фильмы "Чапаев", созданный "братьями" Васильевыми, "Юность Максима" Григория Козинцева и "Крестьяне" Фридриха Эрмлера. Несмотря на столь явную заданность призеров - есть лента о героях гражданской войны, о героях революции, они же сознательные пролетарии, есть о трудовом крестьянстве, - фестиваль был международным. Во всяком случае, среди других призеров значатся "Последний миллиардер" Рене Клера (Франция) и программа мультфильмов Уолта Диснея (США). Но потом усатый кремлевский режиссер и продюсер, видимо, решил: поиграли и будя. И следующий Московский фестиваль прошел уже именно в 1959-м, в том самом году, когда, не закончив очередную пятилетку, срочно решили перейти на семилетку, которую тоже, разумеется, предполагалось выполнить досрочно (но и семилетку не выполнили даже в срок, а потому... снова вернулись к невыполняемым пятилеткам). Естественно, вспоминать в этих условиях, что фестиваль в Москве почти четверть века назад уже проводился, было не с руки. Вот и появился второй первый.
Если вы захотите узнать призеров всех Московских кинофестивалей, воспользуйтесь соответствующими годами-закладками на исторической странице. Если желаете посмотреть, как выглядят нынешние призы Московского кинофорума, выберите на главной странице меню "Досье", а в нем найдите пункт "Призы". Правда, мне, если честно, смысл символики этих призов не совсем понятен. Да, святой Георгий, поражающий дракона, есть на гербе Москвы, и его охотно берут на свои плакаты многие записные патриоты, полагающие, что беды России - от всяческих пришлых драконов, в том числе и иудео-масонских. Но какое отношение это имеет к международному кинопразднику? Тем не менее Георгиев два - золотой и серебряный, вы их видите на картинке. Остальные премии просто перечислены. Среди них меня позабавила награда "за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского". Почему покорение сих вершин возможно только на основе верности принципам одной школы - Бог ведает. Но еще забавней то, что у премии есть и другое название: "Верю. Константин Станиславский". Надо же, кто-то осмелился решать за самого Константина Сергеевича...
Интересные статьи о фильмах-участниках нынешнего фестиваля вы найдете на "Национальном кинопортале FILM.RU". Только учтите, что почти все статьи написаны до того, как были опубликованы решения разных жюри. Правда, тем интереснее сравнить мнения критиков и судей.
Портал, на который мы попали, может быть очень полезен кинолюбителям. В правой колонке тут размещены киноновости. Странно только, что портал - национальный, а новости в основном не из мира российского кино. Но, возможно, так тут бывает не всегда. Меню, которое расположено слева, сразу под названием портала, - это, главным образом, ссылки на разные киноиздания, демонстрирующие некоторые свои страницы в Интернете. Страница, открывающаяся по ссылке "Авторы", поначалу озадачивает. Ибо мы видим не рассказы об авторах сайта, а их статьи, причем опять-таки в хронологическом порядке, как на заглавной странице портала. Но обратите внимание, что в левой боковой колонке, под окошком "Искать", появился список авторов. И щелкая по именам, мы получим и сведения о кинокритиках, и принадлежащие именно им статьи. Кстати, и собственно меню портала находится на заглавной его странице именно под тем же окошком "Искать". И вот тут-то можно обнаружить гораздо больше сведений как раз о российском кинематографе. Например, на странице "На съемочных площадках". Впрочем, если вас больше интересует то, что творится на съемочных площадках остального мира, то не тушуйтесь, здесь всему находится место. Название раздела "Премьеры" говорит само за себя. Конечно, здесь много перекличек с новостным разделом, но это понятно: премьера - главная новость кино.
Узнать, о чем размышляют создатели кинолент, можно на странице "Интервью". А вот раздел "Персоны" содержит не мнения звезд, как появляющихся в кадрах, так и остающихся по ту сторону экрана, а мнения о них самих. Нечто аналогичное содержится и на странице "Статьи и обзоры". Только тут взгляд не через микроскоп, а через телескоп. Имена кинокритиков часто те же, что и в "Персонах", но оно и понятно - критики любят разные углы зрения, хотя точку зрения обычно предпочитают исключительно свою. Как и объекты их внимания, впрочем.
Любопытен раздел "Толкователь". Автор рубрики Алексей Толкачев рассуждает о названиях фильмов. "В хорошем названии, - пишет он, - половина успеха картины. Хорошее название приятно произносить, легко запоминать, уместно обсудить в приличном обществе. Удачное название способно привлечь на премьеру слабого фильма миллионы платежеспособных посетителей и за один уик-энд окупить капиталовложения". Когда-то я тоже считал, что по названию можно с большой точностью определить, хороший фильм или так себе. Но однажды чуть не разочаровался в этой своей теории, случайно попав на фильм "Они бродили по дорогам". Случайно, потому что был твердо уверен, что фильм с таким неуклюжим названием не может быть хорош. Оказалось, это один из лучших фильмов Феллини. Только у него он называется "Дорога", и в этом простом названии все - жизнь бродячего цирка, судьбы его актеров, вообще Судьба. Поэтому полезно знать оригинальные именования фильмов. Не случайно, например, одна из статей Толкачева, приведенная тут, растолковывает названия английских фильмов "The Full Monty", "The Whole Nine Yards", "Eye Of The Beholder" и "Idle Hands", которые все в той или иной степени построены на пословицах, поговорках или устойчивых английских идиомах.
Ну вот, мы с вами постепенно отдалились от Московского фестиваля, ибо жизнь кино продолжается. Понятно, смотреть фильмы лучше не на экране своего компьютера, а по телевидению или даже, если это не телефильм, в кинотеатре. Но коль скоро нам нужны какие-то справочные сведения, тут компьютер, выводящий на просторы Всемирной сети, - главный помощник. Весь вопрос - где искать? Рекомендую - в "Энциклопедии домашнего кино". Здесь возможен поиск по названиям фильмов, по актерам, по жанрам (жанры можно выбрать из раскрывающегося списка, чтобы увидеть его щелкните по стрелке рядом с соответствующим окошком), по компаниям, список которых тоже дается, по годам. Кроме того, имеются алфавитные списки фильмов и актеров - алфавит размещен под поисковыми окошками. И тут же, рядом, ссылка "Искать по фото" со множеством персоналий.
Общее меню сайта расположено в колонке слева. В следующей колонке - новости киножизни. В правой колонке вы найдете календарь - "Сегодня день рождения..." Ниже, под "Лучшим фото недели", - "Самые частые запросы недели", своеобразный чарт, составленный по запросам, пришедшим на сайт, а также список лучших актеров недели, определенных тем же способом.
Если рейтинги и статистика вас волнуют, загляните на страничку, открывающуюся из названного именно этими двумя волшебными словами пункта меню. И обратите внимание на две ссылки в самом низу именно этой страницы. Первая из них - "Статистика советского кино", но фактически тут можно найти самую разнообразную статистическую информацию по российскому кино за сто лет (1896-1996). Вторая ссылка - "Список совпадающих имен и фамилий", который может оказаться очень полезным. Правда, боюсь, что список этот неполон. Например, тут есть несколько Васильевых, но нет двух самых знаменитых однофамильцев, Георгия Николаевича и Сергея Дмитриевича, которые под псевдонимом "братья Васильевы" как раз и стали призерами самого первого в истории Московского фестиваля.
Желаю успешного поиска и удовольствия от хорошего нового и старого кино!