11.07.2002 - Балет
Как вы, наверное, помните, всякий оперный театр в Советском Союзе был обязательно театром оперы и балета. В более поздние времена появились, правда, чисто балетные труппы, но вот чисто оперных я что-то не припомню. Это все к тому, что коль скоро я недавно написал об опере в Интернете, то сам Создатель велел снова написать и о балете. Снова потому, что, как верно подметил в обращении ко мне один из читателей, такая статья у меня уже была. Но, во-первых, она появилась на страницах нашего еженедельника еще в ту уже далекую пору, когда у меня не было своего сайта, а компьютерный файл с нею благополучно погиб во время очередной перестройки моего домашнего компьютера, и на сайте она так и не появилась. Во-вторых, тогдашнюю прогулку мы совершили, в основном, по англоязычным ресурсам, так как в те уже почти баснословные времена поиск в русскоязычном Интернете был не таким легким делом, как сегодня. Поэтому нынче мы прогуляемся по тем страницам, где про балет говорят по-русски. Перед тем как пуститься в путь, замечу покаянно, что Создателя я в данном контексте, скорее всего, помянул зря, ибо не все, что творится в балете, - дело вполне богоугодное. Но об этом чуть позже.
А пока начнем с "Маленькой балетной энциклопедии". Открыли? Как видите, тут, рядом с одной из картин из балетной серии Дега, расположено пять ссылок. Первая по порядку - "Балеты". По задумке авторов, тут должны разместиться рассказы о балетных шедеврах. Для этого здесь уже подготовлен алфавит, согласно которому статьи расположатся. Но это в светлом будущем, которое, как мы знаем по своему горькому опыту жизни в стране победившего социализма, не всегда настает, а чаще отдаляется и отдаляется, вроде той воображаемой линии из известного анекдота про коммунизм на горизонте. В настоящее время тут имеется только 9 названий. Правда, это все балетные бестселлеры: "Баядерка", "Дон Кихот", "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Золушка". Авторы, видимо, любят творчество Прокофьева, в чем я с ними солидарен, поэтому кроме "Золушки" в списке присутствуют "Блудный сын" и "Каменный цветок". Есть также "Лауренсия" и "Легенда о любви". По поводу каждого балета можно узнать практически все: кто его авторы, где и кем он был впервые поставлен, где и кем ставился позже, причем не только в России и СССР, который, если помните, был "в области балета впереди планеты всей", но и в других странах на этой самой отсталой планете. Кроме того, на страничке, посвященной каждому балету вы увидите ссылки "Либретто", и даже "Либретто (ранний вариант)", буде таковой имеется, "Видеография" и "Фотографии". На страничках с видеографией содержатся сведения обо всех фильмах на данный балетный сюжет, а также приведены списки действующих лиц и исполнителей. Сами фильмы, увы, увидеть нельзя. Зато фотографии на сайте вполне доступны. Все вместе видеоописания и фотоматериалы можно заполучить еще и через соответствующие пункты меню на основной страничке сайта.
В том же меню имеется раздел "Личности". И тут нас пока встречает полупустой алфавит. Почему для начала выбраны именно те фигуры, которые тут уже можно встретить, не знаю. Рядом со вполне известными и даже легендарными личностями (Марис Лиепа, Ролан Пети, Александр Годунов) тут фигурирует совсем зеленая молодежь, например 22-летняя Анастасия Горячева, одна из нынешних "звездочек" Большого театра. На каждой биографической страничке - краткое, но исчерпывающее жизнеописание, сведения о наградах и станцованных партиях. Если так дело пойдет и дальше (нет, все-таки в нас, бывших пионерах и комсомольцах, вера в светлое будущее неистребима!), то мы со временем получим замечательный справочный ресурс по балету.
Ну а сейчас обратим внимание на три ссылки, содержащиеся в самом низу заглавной страницы сайта, на котором находимся. Первая - "Форум любителей балета". Название лукавит - речь тут идет не только о балетах, но и об операх. В любом случае, это ни к чему не обязывающий треп посетителей Большого театра.
Следующая ссылка приводит на гораздо более интересный сайт, названный "Мир танца". Ресурс, как я понимаю, тоже любительский, принадлежащий "Обществу друзей Большого театра", но тут можно найти много полезной информации, разбитой хронологически. Сначала перед нами новости текущего года, по месяцам. Если хотите, можете заглянуть в предыдущие годы, вплоть до 1999-го, просто щелкните по соответствующим ссылкам в рамке слева. К сожалению, новости свалены в некотором беспорядке, а поиск по сайту не предусмотрен, так что шарить тут приходится вслепую. Можно, конечно, воспользоваться поиском, который нам предоставляет наш собственный браузер, но он ищет, разумеется, только на текущей странице, открытой на экране.
Зато все в той же рамке слева, под хронологией, вы найдете ссылку "Азбука классического танца". Щелкните по ней, и перед вами в окне справа (или на полном экране, если вы просто наберете координаты страницы в адресной строке браузера) откроется иллюстрированный словарь, содержащий основные позиции классического танца, все эти арабески, атитюды, жете, батманы, бурре и па-де-бурре, кабриоли, фуэте, флик-фляки, шанжман-де-пье и шассе. Изучите азбуку внимательно, и на очередном балетном фестивале или просто спектакле сможете поражать окружающих небрежно, но по делу оброненными терминами.
Ниже, в левой рамке содержится надпись "Маленькая балетная энциклопедия". Это, как вы понимаете, тот самый сайт, с которого мы сюда пришли. Точно так же дублируется тут и путь на полубалетный форум, где мы уже побывали. А вот строчка "Ссылки" действительно приводит на страничку, содержащую адреса "балетных ресурсов" Интернета. Тут есть российские страницы - в колонке слева, и англоязычные - в колонке справа. В особенности интересны содержащиеся в одной из клеточек этой таблицы ссылки на собственно английские сайты: ballet.co, Ballet Alert!, dancerama. Но мы-то сегодня с вами путешествуем по русскоязычным страницам, поэтому эти адреса оставляю для любителей "британской мовы".
Но прежде чем мы к этим самым русскоязычным страницам вернемся, скажу еще, что именно так, For Ballet Lovers Only ("Только для любителей балета") называется третий сайт, на который можно прийти из "Маленькой балетной энциклопедии". Ведь вы еще не забыли, что там, на заглавной странице есть третья ссылка. Это англоязычный сайт Марка Хэгмана, посвященный балетным труппам Большого и Кировского театров. Большинство фотографий, приведенных в "Маленькой энциклопедии", взяты именно отсюда. Кстати, интересно, почему Мариинский в прошлом и снова ставший Мариинским в настоящее время театр назывался в промежутке Кировским? Может, потому что Сергей Миронович был покровителем искусств? Нет, вроде бы в этом он не был замечен, хотя, говорят, артисток любил. Ну, слава Богу, что хоть артисток женского рода... Впрочем, это я снова забежал немного вперед.
"Около Большого" теперь появился новый сайт, который так и называется "Большой театр: таланты и поклонники". Здесь тоже можно найти немало о балете, хотя и в относительном беспорядке. Правда, тут имеется специальный раздел в меню - "Звезды". Пока он небольшой, но рядом с нынешними солистами представлено одно легендарное имя - Марина Семенова. Это 18 фотографий, перелистывать которые можно с помощью маленьких стрелок, каждый раз появляющихся справа и слева от очередного фотоизображения.
С балетными звездами нынешнего Большого театра можно познакомиться и на балетной странице "Энциклопедии", содержащейся на официальном сайте театра. Тут, кстати, вы увидите, при желании, как сегодня выглядит Марина Тимофеевна Семенова, нынешний педагог-репетитор театра, на сцене которого она когда-то блистала.
С балетом Мариинского театра вы познакомитесь на одной из страничек их официального сайта. Прямо перед вами - очень краткий очерк о балетной труппе. Слева, в меню, раскрывающемся под словом "Балет", есть пункт "Труппа", тут уже содержатся подробности о каждом артисте.
Несколько выдающихся имен, как российских, так и зарубежных, обнаруживаются на театральной странице сайта "Люди.ру", о котором я когда-то писал ("Люди.ру и не ру"). Правда, материалы тут скорее не справочного, а, так сказать, беллетристического характера - интервью, повествования.
Еще несколько биографий - на одной из страничек Международного объединенного биографического центра. Выбор тут чуточку причудлив, но в дополнение к предыдущим ресурсам и эта страница вполне годится. Тем более что это именно справочно-энциклопедические сведения, а не вольный треп.
Правда, такой треп иногда тоже бывает информационно насыщенным. Как раз о сайте, где я таковой обнаружил, я и хочу рассказать напоследок. Но прежде необходимо объясниться со строгим читателем. Устраивая поиск в Интернете по балетной теме, я, разумеется, предполагал, что рано или поздно наткнусь на нечто подобное. Слухами о нетрадиционной сексуальной ориентации некоторой части балетного люда земля полнится, а тот, кто хоть немного, подобно автору этих строк, поработал в музыкальном театре, пусть даже не в балете, а в оркестре, может подтвердить, что слухи нисколько не преувеличены. И к этому приходится относиться как к некой природной данности, хотя человек вроде бы должен, а по религиозным понятиям даже обязан побеждать свои порочные склонности. Но сейчас я в эту тему углубляться не буду, а речь о ней зашла в связи с тем, что целый ряд действительно интересных материалов о людях балета можно найти на одной из страничек Российского национального сервера геев и лесбиянок, специально посвященной балету.
Герои размещенных тут статей - Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский, Серж Лифарь и Морис Бежар, Мерс Канингем и Рудольф Нуреев (фамилия последнего, кстати, на разных интернетовских страничках пишется то так, то "Нуриев", как ее писали в Союзе до побега знаменитого танцовщика за границу). Специальный раздел посвящен Мужскому балету Валерия Михайловского из Петербурга. Между прочим тут напоминается, что "в XIX веке на балетной сцене блистали полуобнаженные девушки, вызывая горячий отклик в сердцах богатеньких поклонников, тогда как роль мужчины, одетого в бесформенные и нелепые одежды, была на удивление утилитарна - служить живой декорацией и, в лучшем случае, подпоркой для балерины". И только в результате изменений, произошедших в начале XX века сначала в Петербурге, а потом, с появлением антрепризы Сергея Дягилева, и в Европе, мужчина сделался едва ли не главным действующим лицом балетного спектакля. Я бы только не стал безоговорочно называть Дягилева "реформатором танца", он скорее инспирировал эти реформы, а фактическими реформаторами были его сотрудники-профессионалы - Михаил Фокин, те же Вацлав Нижинский и Сергей Лифарь и другие. Но вот то, что не только на сцене, но и в жизни на смену интересу, причем не только эстетическому, к "танцоркам" пришел интерес к мужскому телу, - бесспорно. Здесь же вы найдете (при желании, разумеется, только при желании, никто никого не неволит!) интереснейший рассказ об истории создания балета Чайковского "Лебединое озеро". Заметьте, что гомосексуальные мотивы в этом рассказе, как и во многих других, аннотации к которым выглядят порой шокирующе, присутствуют, но не являются главными. В чем другом, а в чувстве меры создателям сайта и авторам статей на нем не откажешь.