20.08.2004 - Муслим Магомаев
Читательница Евгения Заславская, поблагодарив меня (приятно, черт побери!) за адрес сайта с классическими грамзаписями, поделилась и своей находкой. «Аудио- и видеозаписи изумительного певца М. Магомаева, - пишет она, - я скачиваю (бесплатно!) с его официального сайта. Если вы заглянете на этот сайт (а там немало интересного) и расскажете о нем читателям, думаю, что многие будут признательны за эту информацию». А поскольку признательность читателей для меня, как вы уже поняли, дело не последнее, приглашаю вас по адресу, присланному Евгенией.
Но сначала, как водится, еще несколько слов о себе, любимом. Вернее, о Магомаеве в моей жизни. Первый пик его популярности пришелся на середину 1960-х годов. В то время я защищал родное отечество. Во всяком случае, якобы именно для этого меня призвали в армию на три года, не посчитавшись с тем, что я учился тогда на третьем курсе консерватории. Защищал я его весело, служа в армейском ансамбле песни и пляски под весьма претенциозным названием «Мы небо Родины храним».
Кстати, о происхождении этого названия. Дело в том, что наш ансамбль был приписан к штабу огромной ракетной армии, дивизионы которой разбросали едва ли не по всей европейской части СССР. Ох и поездил я по просторам родины чудесной! Но официально ракетных войск в Союзе как бы не существовало. Во всяком случае своей воинской эмблемы у ракетчиков не было. Некоторые из них носили в черных петлицах перекрещенные пушки, символ артиллерии, другие - маленький самолетик на голубом фоне, символ авиации. В нашей ракетной армии встречались и те, и другие. Мы же по форме были «летчиками». И пышное название нашего ансамбля, с одной стороны, содержало ключевое для авиации слово «небо», а с другой - косвенно вроде бы намекало на то, что в культурно обслуживаемых нами частях не летают, а хранят это самое небо каким-то иным, особым способом. Намек, разумеется, был для тех, кто понимает. Впрочем, таких, как понимаете в свою очередь вы, мои дорогие читатели, среди наших слушателей было большинство. Перед сугубо гражданской публикой мы выступали не так уж часто, хотя и не без успеха, даже удостоились внимания Центрального телевидения, уделившего провинциальному, по московским меркам, ансамблю целую передачу.
А при чем тут Магомаев? Сейчас все разъясню, не торопитесь. Стержень репертуара ансамбля составляли военно-патриотические песни и пляски. Но настоящим гвоздем программы было выступление нашего солиста Бори Иванова, обладателя довольно приятного баритона и весьма эффектного внешне. Он же в основном исполнял песни «с голоса» Муслима Магомаева. Я постоянно аккомпанировал ему в составе небольшого инструментального ансамбля. Воспроизводили мы эти песни минимум один, а то и два-три раза в день (в одной дивизии начальник политотдела спросил нашего дирижера однажды: «А четвертый сеанс вы не могли бы дать? У нас тут ребята с дежурства вернулись, тоже хотят послушать»). И мелодии эти, сами по себе весьма и весьма неплохие, сидели вскоре у меня в печенках. «Шагает солнце по бульварам, сегодня солнце влюблено...», «Загадай желанье самой синей полночью...» И поскольку, включив телевизор или радио, я практически всегда имел шанс услышать их еще и, так сказать, в оригинале, то чувствовал себя как герой более позднего анекдота. Тот, который пришел на работу в мятых брюках, ибо не рискнул включить утюг, боясь, что и из него раздастся очередная историческая речь Леонида Ильича...
Тем не менее с Магомаевым меня примиряли несколько обстоятельств. Во-первых, голос у него действительно роскошный. Во-вторых, его всегда можно было услышать не только в эстрадном репертуаре, но и с оперными ариями и классическими романсами, и в дуэте с женой, замечательной оперной певицей Тамарой Синявской. Я знал, что он начинал в Баку именно как оперный певец, что стажировался в «Ла Скала». В-третьих, я высоко ценю тех редких певцов, которые способны сесть за рояль и саккомпанировать себе и другим, а Магомаев - из их числа, измеряемого, повторяю, единицами.
Однако обратимся наконец к сайту. Он создан почитателями таланта Муслима Магомаева (имя составителя везде упомянуто только одно - Роман Хадин), причем, как сказано в предуведомлении, певец признал его своим официальным сайтом. Значит, авторам он доверяет.
Биография героя размещена в соответствующем разделе. Она достаточно исчерпывающая, хотя создатели сайта убеждены, что она краткая. А краткой они ограничились потому, что уверены, будто в бывшем СССР «она известна практически каждому». Проверьте себя, дорогие читатели. Известно ли вам, например, что 17 августа певцу исполнится 62 года? Я пишу эти строки за несколько дней до знаменательного дня, а поэтому стучу по дереву. Надеюсь, когда вы получите газету, то уже будете иметь основание читать глагол в предыдущем предложении в прошедшем времени.
Сказано тут и о родителях певца, театральном художнике и актрисе. Упомянут и дед, в честь которого мальчика назвали Муслимом. Я бы только был осторожнее с эпитетом «великий». Великие композиторы - это Бах, Моцарт, Чайковский, Шостакович... Хотя, конечно, не подлежит сомнению, что Муслим Магомаев-старший сыграл заметную роль в становлении азербайджанской композиторской школы.
Упомянуто в этой биографии и то, что в детстве Муслим-младший учился играть не только на фортепиано, но и на скрипке. Так что не случайно он и певец, и музыкант первостатейный. Я бы только, опять-таки на всякий случай, не объявлял его «лучшим Фигаро своего времени». А вдруг как сыщется по крайней мере не хуже?
Кстати, сам Магомаев уж наверняка знает кого-нибудь. Ведь он - знаток вокального искусства ХХ века, обладатель огромной коллекции записей, автор книги и ведущий телепередач о теноре Марио Ланца.
Между прочим, биография певца напомнила мне, что он был первым и лучшим (уж тут бесспорно лучшим!) исполнителем многих популярных песен Арно Бабаджаняна. Представляете, было когда-то такое время: азербайджанец пел песни армянина, и никто этому не удивлялся, все считали подобное положение вещей само собой разумеющимся...
Сейчас Магомаев живет с Тамарой Синявской в Москве. Она здесь упомянута только как его жена и партнерша, я же скажу несколько слов о ней как о солистке. Я симпатизирую этой певице со времен конкурса имени Чайковского 1970 года, где она разделила первую премию с Еленой Образцовой. Мне Синявская и тогда, и позже нравилась больше своей главной соперницы на том состязании и коллеги по Большому театру. Во-первых, ее голос ровнее, у нее нижний регистр не выпирает. Во-вторых, она мне и по-человечески всегда казалась приятней. Впрочем, лично я не знаком ни с той, ни с другой, так что все впечатления такого рода основаны только на интуитивных догадках, связанных с тем, что довелось видеть на спектаклях, концертах и в телепередачах.
Есть на сайте раздел со статьями о Магомаеве. На мой взгляд, он тут самый слабый. Понимаю, что создатели сайта разместили то, что было в их распоряжении. Открываются эти републикации сейчас большим материалом из журнала «Элита» с весьма странным авторским эпиграфом: «Из песни можно выбросить слова, даже музыку. С нее хватит одного Магомаева». Представить его поющего без слов я еще вполне могу. Но что, пардон, он будет делать без музыки? И что это будет за песня? Дорогой коллега-журналист Виктор Уланов! Неужто ради красного словца мы не только родного отца, но и здравого смысла не пожалеем? Дальше «Элита» одаривает нас новыми откровениями. Вот образчик: «Великое всегда банально». Или вопрошает: «Как из бурливого ручья происходит глубокое течение мастерства?» А действительно, как? Из ручья - течение? Да и еще и «происходит»? И хотя в статье есть некоторые фактические сведения, не упомянутые в биографии на сайте, и высказывания самого певца, читать ее как-то не хочется... Великое и даже просто, скажем скромнее, незаурядное ведь на самом деле как раз редко бывает банальным. Но, проглядывая статьи этого раздела, начинаешь сомневаться в этом.
Оставим журналистские перлы и обратимся к другим разделам. Документальным. На странице «Дискография» мы видим обложки компакт-дисков Магомаева. Приведены их выходные данные и названия звуковых дорожек.
Но самое интересное это, конечно, то, что было обещано моей читательницей, - аудиозаписи. Здесь представлены все грани таланта Муслима Магомаева. Тут оперная и камерная музыка, в том числе арии из опер азербайджанских композиторов и фрагменты из спектаклей в Баку, в которых участвовал певец. Тут старинные арии и неаполитанские песни. Песни из мюзиклов и кинофильмов и другие мировые хиты. Разумеется, многочисленные популярные песни, исполненные нашим героем. Есть и музыка самого Муслима Магомаева. Нет, не деда (хотя вы, несомненно, отыщете арию и из его оперы), а внука. Потому что он еще и композитор ко всему прочему. Конечно, представлены тут и дуэты с Тамарой Синявской. Есть, и за это отдельная благодарность создателям сайта, и ее собственные сольные записи, оперные, романсовые и песенные.
Обязательно загляните в подраздел «Музыкальная гостиная». В ней вы найдете и новейшие записи Муслима Магомаева, сделанные в этом году, и каватину Валентина из оперы Гуно «Фауст», которую певец записал в 18 лет. Есть в этом разделе и записи из коллекции самого Магомаева - Маттиа Баттистини, Франко Корелли. А также фрагмент из передачи Магомаева о Мариа Ланца.
В разделе «Видео» представлена в основном популярная музыка. Имеются и любопытные записи, в которых певец предстает в качестве... пародиста. Еще одна грань его таланта!
Ну и наконец тем, кто, подобно нам с Борей Ивановым, захочет сегодня воспроизвести произведения из репертуара Муслима Магомаева, не надо будет, как нам когда-то, записывать эти мелодии с аккомпанементом на слух. И даже в нотный магазин бежать не понадобится! В их распоряжении раздел «Клавиры». Вот это сервис!