23.08.2001 - Павловск
Я не уверен, что любой человек "на просторах родины чудесной" знал, что за город такой - Павловск, где он находится и что находится в нем. Зато фразу: "В Хрэческом зале, в Хрэческом зале..." повторяли почти все, с характерной интонацией, которая, я думаю, ожила в вашей памяти сразу. Это райкинский герой-забулдыга решил культурно поразвлечься в выходной и пристроился для этой цели с заветным зельем и соответствующей закусью в Греческом зале Павловского дворца. Смеялись все, цитировали все, но большинство, уверен, по-прежнему не ведало, что за "Хрэческий зал" такой. Это теперь, в Израиле, каждый умеющий говорить по-русски уверяет, что там дня не проходило, чтобы он не посетил какой-нибудь Эрмитаж, и что теперь ему этого Эрмитажа сильно не хватает. Там многие предпочитали, оказавшись в столице бывшей Российской империи, навестить Пассаж или Гостиный двор. И хотя в архитектурном отношении здешние "каньоны" Гостиному двору сильно уступают, чтобы не сказать более, но в смысле наполнения прилавков они дадут ему сто очков вперед. Поэтому мы скучаем не по торговым точкам на Невском, а по Греческому залу. Тоскуют даже те, кто в простоте душевной поныне убежден, что речь идет об Эрмитаже
Просвещение - враг скуки, господа. И просвещаться нам никто нынче не мешает. Чтобы навестить Питер и его окрестности, не надо брать характеристику в парторганизации и спешить заверять ее в ближайший райком, где тебя спросят, не лелеешь ли ты часом планов изменить почти капиталистическому отечеству, запросив за рубежом политическое убежище. (Меня один бдительный старый коммунист спросил, не собираюсь ли я остаться в Болгарии: "Кто вас, беспартийных, знает, что у вас на уме!" Национальность мою он при этом не помянул, но его заскорузлый пролетарский палец выразительно торчал около пятого пункта рассматриваемой анкеты.) Нынче не то: накопил - путевку купил. Или отправился в любую часть света на свой страх и риск. Но даже если все ваши трудовые сбережения ухлопаны на покупку компьютера, то и тогда вы можете навестить Греческий зал. Достаточно подсоединиться к Интернету и набрать в адресной строке своего броузера волшебное "Сезам, отворись!".
Нас встречает стильная заставка, предлагающая на выбор два языка - русский и английский. Мы-то, конечно, предпочли бы родной иврит, но что делать, придется вспомнить, что в Гостином дворе когда-то изъяснялись и на языке Гаврилы Романовича Державина, только сильно модернизированном. На первой открывшейся странице нас ждут новости, краткий предварительный рассказ о дворцово-парковом ансамбле, где мы оказались, сведения о часах его работы, способах проезда к нему из Петербурга, телефон. Здесь же сообщается, что web-дизайн сайта принадлежит Наталии Рудневой и Алексею Грифу. Внимательные читатели моих "Прогулок", должно быть, эти имена помнят: те же люди - создатели сайта, посвященного Петергофу. Естественно, что в дизайне того и этого сайтов много чисто внешних перекличек. Но содержание, разумеется, совершенно иное.
Стиль летнего загородного дворца и парка, созданных для наследника престола, будущего императора Павла I, и его семьи, резко отличается от стиля апартаментов, сооруженных для матушки-государыни Екатерины II. И мы с вами имеем неоценимую возможность сравнивать оба дворцово-парковых ансамбля наглядно. В натуре-то Павловск хотя и расположен недалеко от Царского Села, но от Павловского дворца Екатерининский не увидишь!
Ансамбль Павловского дворца и парка формировался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянки. Имена его создателей - это целая эпоха в русском и мировом искусстве: архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский. А изумительные коллекции Павловского дворца формировались самими его хозяевами. Путешествуя по Европе в 1781-1782 годах, будущий император и его супруга, посещая мастерские известных художников, приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы. Они привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы. Словом, хозяин дворца был не только маниакальным трусом и солдафоном, каким он предстает в тыняновском "Поручике Киже".
Итак, сначала прогуляемся с вами по дворцу. Справа на странице вы видите краткий рассказ о строительстве и переделках дворца, которым он подвергся после того, как Павел вступил на престол, и Павловск стал загородной императорской резиденцией, отодвинув на некоторое время в тень сиятельное Царское Село. Слева расположены небольшие изображения залов дворца, щелкая по которым до них можно добраться. Но можно воспользоваться и пунктом меню над ними: "По залам дворца". Когда вы попадаете на эту страницу, перед вами открываются две возможности. Хотите - прогуляйтесь по залам дворца вслед за незримым экскурсоводом. Для этого нужно просто нажимать внизу кнопку "Вперед". Но можно и произвольно выбирать интересующий вас зал из списка, скрывающегося в окошке с надписью "Выберите зал". Разумеется, есть в этом перечне и пресловутый Греческий. Впрочем, почему пресловутый? Красивый зал, который был местом парадных приемов и балов. Его архитектурный ритм изумителен. Он определяется колоннадой коринфского ордера, проходящей по всему периметру зала. Ритм колонн усложняется ритмом ниш со статуями, оконных проемов и каминов и еще раз подчеркивается свисающими на цепях между колоннами мраморными светильниками. Между прочим, колонны эти "с секретом". Правда, на сайте об этом ничего не сказано (во всяком случае, я не нашел). Повесть эту я услышал во время одной "приватной" экскурсии. Дело в том, что я несколько раз вместе с Камерным хором МГУ, струнным ансамблем при котором руководил, выступал в этом самом Греческом зале. Поскольку мы играли и пели там бесплатно (помните выражение "на общественных началах"?), то благодарные хозяева в каждый наш приезд специально для нас организовывали "закрытые" экскурсии. Так вот, на одной из них нам поведали, что колонны вовсе не цельно-малахитовые, как кажется стороннему наблюдателю. Они гипсовые и только снаружи отделаны малахитом. Выходит, идея экономного строительства была не чужда людям и в таком расточительном 18-м веке!
Обратите внимание на символ программы QuickTime, который имеется на страницах некоторых залов. Он означает, что, имея эту программу, вы можете скачать на свой компьютер панорамные изображения этих залов, чтобы осмотреть их со всех сторон. Забавная подробность: ни одна страница сама по себе на вашем жестком диске не сохраняется и без дополнительно предпринятых усилий в режиме офф-лайн недоступна, а вот панорамы QuickTime останутся при вас без особой об этом заботы! Если у вас нет QuickTime, вы можете бесплатно скачать эту программу.
И еще об изображениях. Если вас интересуют только картинки, связанные с Павловском, то можете воспользоваться пунктом в главном меню "Галерея образов". Там, кстати, панорамные изображения выделены в отдельную ссылку.
Путешествуя же по самому дворцу, вы можете осмотреть его "Коллекции", "Выставки", посетить интереснейший "Музей интерьера", познакомиться с реставрационными работами и "Каталогом утрат". Последний пункт - печальный рассказ о разрушениях, причиненных Павловску войной.
Если вам надоело бродить по замкнутому пространству, вспомните - вас ждет чудесный Павловский парк. Устройство этой страницы такое же: сначала рассказ о парке и его истории и отдельные картинки слева, позволяющие посетить такие архитектурно-ландшафтные шедевры, как "Павильон трех граций", "Колоннада Аполлона", "Павильон Росси" и др. Кстати, когда вы попадаете на одну из страниц, обозначенных в меню слева ("По аллеям парка", "Павильоны", "Скульптуры", "Флора и фауна"), то ниже, под меню, перед вами открывается схема парка, на который нужное место легко отыскать - только щелкните по нему мышкой.
Не пренебрегайте и страницей "История". Вы не только прочтете тут об истории самого дворца, но и узнаете подробно обо всех владельцах этого чуда. Особое ваше внимание обращу вот на что. Подпункт "История парка", скрывает рассказ "Музыкальный Павловск". А это славная страница истории русской музыки и культуры в целом. Дело в том, что конце 1830-х годов произошло событие, которое дало новый импульс развитию этих мест: 30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге. Сначала она была проложена от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга. Рельсы пролегли прямо через территорию парка, они тянулись рядом с Музыкальным залом, а вокзал был устроен почти на берегу Славянки, всего в нескольких минутах ходьбы от дворца. Естественно, что быстрое и удобное средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск все больше и больше людей, и вокруг дворцового парка появились дачные участки. Сюда охотно приезжали на лето не только чиновники всех рангов, офицеры и генералы, промышленники и купцы, но и представители "свободных" профессий - художники, музыканты, артисты, писатели. Известно, что в Павловске неоднократно бывал Достоевский, любивший эти места; недаром ключевые сцены романа "Идиот" происходят именно здесь. В мае 1838 года открылось здание Павловского вокзала (архитектор А. И. Штакеншнейдер). И прославился этот вокзал отнюдь не в своем основном качестве, а в роли пристанища для общедоступных концертов симфонической музыки. В числе дирижеров, руководивших оркестром в Павловске, были музыканты с европейскими именами - Ауэр, Глазунов, Лядов и многие другие. В течение шестнадцати лет, с 1856 по 1872 год, с некоторыми перерывами, выступал в Павловске замечательный австрийский композитор, "король вальса" Иоганн Штраус-сын, под руководством которого оркестр достиг высокой степени совершенства. Кстати, открытие железной дороги между Павловском и Царским Селом стало поводом и для появления на свет знаменитой "Попутной песни" Глинки на стихи Кукольника. Интересно, что паровоз там еще назван "пароходом"! Воспетый великим русским композитором "пароход" вы можете видеть на картине Н. Самокиша, воспроизведенной на сайте. Как и забавные карикатуры, свидетельствующие о сногсшибательном успехе (особенно у дам!) И. Штрауса. Надо же, когда-то поп-звездой в России был именно он, а не Филя Киркоров...