29.03.2001 - Петергоф
Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в "Столицу фонтанов", как иногда называют дворцово-парковый комплекс, сооружение которого началось в начале 18-го века, еще при Петре Великом, и продолжалось в течение этого и следующего столетия. Нет, нам не нужно обращаться в туристические агентства или кассы для покупки авиабилетов в бывшую столицу России. Мы будем путешествовать, сидя за компьютером, более того, не выйдем за пределы одного красивого и содержательного сайта. Сразу во избежание недоразумений отмечу одну его особенность: несмотря на то, что он рассказывает о жемчужине русской культуры и создан дизайнерами из России (сужу по их электронному адресу, а не по фамилиям - Наталья Гриднева и Алексей Гриф, да, статус сайта вполне официальный), но разговаривает только по-английски. Видимо, это продукция на экспорт, что способствовало ее качеству. В России интуристы всегда почитались больше, чем туристы отечественные. Правда, и драли с них втридорога.
Впрочем, мы с вами сейчас для россиян интуристы и есть, так что нам положено читать по-английски, как всякому уважающему себя гостю из-за рубежа. А вход на сайт для всех бесплатный. Вот и адрес: http://www.peterhof.org. На голубом фоне (это цвет императорского Петербурга, не имеющий отношения к половой ориентации некоторых членов императорской фамилии) нас встречают небольшие тающие в дымке картинки. Внизу надпись: "Welcome!". Что ж, и пожалуем.
Нас встречает небольшая вступительная статья с эпиграфом из Александра Бенуа, начинающимся так: "Петергоф - дворец бога морей". Вверху - меню из семи пунктов. Собственно, в одном из этих пунктов мы сейчас и находимся - на главной странице. Двинемся дальше. А начнем, естественно, с истории. Страница сразу радует тем, что рядом с текстом расположена колонка иллюстраций. Причем каждая картинка снабжена подписью, а при щелчке по ней открывается и предстает в увеличенном виде. Что делает прогулку очень наглядной и приятной. Такова, отмечу сразу и с удовольствием, особенность всех страниц на этом сайте. Более того, если вам хочется видеть одни картинки, вы можете проигнорировать все остальные ссылки и отправиться сразу по маршруту "Галерея", обозначенному одним из пунктов меню. Тут вы найдете все иллюстрации сайта, распределенные по нескольким тематическим страницам - дворцы, фонтаны, музеи, и так далее. Ну а мы все-таки займемся историей. Она разбита на три хронологические подглавки, каждая из которых раскрывается в отдельном окне броузера. Мы сейчас находимся на странице, посвященной Петергофу времен его создателя, чье имя это место и получило. Да-да, если Петербург потому и Санкт, что получил имя святого покровителя первого русского императора, то "Петергоф" - "Двор Петра" или "Петродворец", как его не совсем точно назвали в советскую эпоху борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. (Замечу в скобках, что автор "Слова о словах" Лев Васильевич Успенский, всю жизнь боровшийся с засорением русского языка иностранными заимствованиями, все же отмечал, что слово "Петергоф" гораздо более естественно в качестве топонима, чем "Петродворец". В самом деле, скажите: "Я живу в Петергофе". Звучит нормально, правда? А попробуйте сказать: "Я живу в Петродворце"! Впрочем, мы, бывшие советские люди, где только не жили - и в Электростали, и в Асбесте, и в Коммунистическом тупике. А в городе Вольске Саратовской области я, помнится, во время гастролей проживал в гостинице "Цемент" и питался в ресторане "Цемент". Справедливости ради, добавлю, что несмотря на столь неаппетитное название кормили там довольно вкусно.)
Петр же с низкопоклонством не только не сражался, но усиленно его насаждал. Поэтому топонимика того времени сплошь на иноземный манер (может, в память об этом сайт, по которому мы гуляем, и написан по-английски?). Потому и дворец, с которого Петергоф начинался, получил название "Монплезир". Да и строительство тут начинали не русские зодчие, и даже не итальянцы, а немец Иоханн-Фридрих Браунштейн, ученик знаменитого немецкого же архитектора и скульптора Андреса Шлютера. Продолжил начатое им дело француз Жан-Батист Александр Леблан. На одной из иллюстраций, представленных на этой странице мы можем видеть гравюру неизвестного мастера, запечатлевшую Большой дворец Петергофа в середине 18-го века.
Историю Петергофа с 1730 до 1917 года мы найдем на следующей странице, ссылка на которую расположена над текстом. А вот с третьей страничкой, где рассказывается об истории комплекса после исторического переворота, получается заминка. Щелкая по соответствующей сноске над текстом, вы с удивлением обнаруживаете, что попадаете все на ту же дореволюционную страницу. Я даже решил, что авторы сайта - запоздалые "белоподкладочники", которые решили одним махом отменить всемирно-историческое событие, потрясшее мир, и все, что за ним следовало. Оказалось, однако, что дело в чисто технической ошибке: они забыли заменить один значок в адресе - history2.html на history3.html. Можете исправить их ошибку в адресной строке вручную. А можете просто воспользоваться стрелкой, расположенной под текстом второй исторической страницы и указывающей вправо. И окажется, увы, что послеоктябрьская история все-таки существует. "И не в зуб ногой", как почему-то сказал некогда по аналогичному поводу "певец кипяченой и яростный враг воды сырой".
"Увы" не только потому, что власть большевиков ничего хорошего стране не принесла, а если и принесла, то "не благодаря, а вопреки". Петргофу-то как раз советская держава ничего плохого не сделала, разве что не совсем ловко переименовала. Но в ту же эпоху была сходная по духу власть, которая на дух не переносила ничего не "арийского". Господа нацисты были люди не очень образованные, они не знали, что Петергоф начинал строить немец. А может, знали, но на самом деле им было на это глубоко начхать. Как и на красоту Петергофа. Что из этого получилось, вы увидите на страничке "после 1917 года". Как увидите, впрочем, и то, что было потом. Тут надо отдать советской власти должное - Петергоф после Второй мировой войны был восстановлен во всем своем великолепии!
Теперь отправимся на страницу "Фонтаны". Ибо фонтаны, как верно заметил Бенуа (см. эпиграф к сайту), - это не просто украшение, это сама суть "дворца бога морей". На этой страничке впервые появляется поисковое окошко, которое позволяет выбрать интересующий вас фонтан из раскрывающегося списка. Тут и "Большой каскад", и фонтан нимф и данаид, и фонтаны сада Монплезир, и фонтан "Холм дракона, или Шахматная горка". Ну и все-все остальные, которые вы знаете или узнаете благодаря этому сайту с его подробными описаниями и великолепными иллюстрациями. Более того. На каждой подобной страничке открываются еще ссылки на видеофайлы, скачав которые, можно полюбоваться фонтанами в действии. Правда, не все из этих ссылок срабатывают, видимо, еще не все видеофайлы готовы. Кстати, если вы хотите найти список видеофайлов, имеющихся на сайте, чтобы не разыскивать их на отдельных страницах, то на уже упомянутом подсайте "Галерея" раскройте список в окошке и отыщите строку "Видео".
Сходным образом устроен и подсайт "Музеи". То есть здесь тоже есть заглавная страница и раскрывающийся список всех музеев Петергофа. Стоит обратить внимание на то, что каждая из музейных страниц - это, по существу, дополнение к историческим очеркам. Среди прочих советую особо поинтересоваться страничкой, посвященной музею семейства Бенуа, - с прекрасными иллюстрациями, на которых предстает все тот же Петергоф, но увиденный глазами художников, и краткой, но удивительно емкой историей семейства Бенуа от 18-го века до наших дней.
Меня лично очень заинтересовала страница, посвященная путевому дворцу в Стрельне. Это место Павел I в 1797 году подарил своему сыну, великому князю Константину Павловичу. Судьба этого цесаревича удивительна. Его мать, Екатерина Великая, прочила его на константинопольский престол (отсюда - данное ему имя). После смерти своего брата Александра I он был провозглашен императором, но отказался от престолонаследия в пользу младшего брата, вошедшего в историю под именем Николая I. Если помните, сюжет восстания декабристов крутится как раз вокруг того, что войска уже присягнули Константину, а от них потребовали повторной присяги, чем вожди Северного общества и хотели воспользоваться, отказываясь от новой присяги, которую объявили незаконной. Константин в то время был наместником в Варшаве, откуда был вынужден бежать во время во время польского восстания 1830 года. Тогда он и умер от холеры в Вмиебске. Ему везло на бунты! Стрельна же перешла в собственность великого князя Константина Николаевича, второго сына Николая I, впоследствии адмирала, воспитанника знаменитого морехода Федора Литке. В Стрельне же проживал командир лейб-гвардии Петр Ланской, за которого вышла замуж вдова Пушкина, Наталья Николаевна. Здесь выросли и служили в полку отчима сыновья поэта.
Со Стрельной связана история жизни и творчества еще одного поэта, чье имя, а точнее, чьи инициалы хорошо знакомы любителям русского классического романса. Ибо на стихи К. Р. написаны многие романсы Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов. За этим псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, второй сын Константина Николаевича, талантливый драматург, переводчик, актер. На этой странице вы найдете его краткое жизнеописание.
На странице "Парки" рассказывается о садово-парковых красотах Петергофа. Здесь можно осмотреть Верхний и Нижний сады, парк "Александрия" с его необычной для этих широт готической архитектурой, а также парк Стрельни.
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Если вы захотите окинуть одним взглядом весь маршрут, то зайдите на страницу "Карта сайта", которая скрывается за маленьким крестообразным значком, расположенным под главным меню. А настоящая географическая карта окрестностей Петербурга, правда, маленькая, расположена на странице "Инфо". Тут же имеются все справочные данные (адрес, транспорт, часы работы зимой и летом, телефон) на тот случай, если вы однажды решите посетить Петергоф реально, а не только виртуально. А пока можете с помощью этой же страницы послать создателям сайта благодарственное письмо. Право же, они того заслуживают!