31.10.2002 - Николай Рерих
Давненько не писал я о живописи и художниках в Интернете. Все как-то повода не находилось. Но вот один из посетителей моего сайта оставил в "Гостевой книге" короткий адрес: http://roerich.org. Так я попал на заглавную Интернет-страницу Музея Николая Рериха, расположенного в Нью-Йорке, на 107-й улице, на западной стороне Манхэттена. Страница эта англоязычная, но если вам милее какой-нибудь другой язык, то продвиньтесь по ней вниз, и вы обнаружите возможность выбрать один из следующих языков - французский, немецкий, испанский, польский. И русский. Вот сведения о месте, куда мы с вами попали:
"Музей Рериха в Нью-Йорке является старейшим в мире центром, представляющим живопись Николая Константиновича Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нем, о его жизни и творчестве. В качестве культурного центра Музей проводит обширную программу концертов и поэтических чтений. Основная задача Музея состоит в распространении идей Рериха об искусстве и культуре, что отражено в символе Музея и его девизе "Pax Cultura" - "Мир через культуру".
Ниже, рядом с портретом Николая Константиновича работы его сына, Святослава Рериха, - начало биографии этого оригинального русского художника и мыслителя. Щелкнув по заголовку "Николай Константинович Рерих (1874-1947)", мы попадаем на очень большую, богато иллюстрированную страницу с жизнеописанием. Оно разбито на главки: "Ранние годы", "Театральные годы", "Тучи войны", "Путешествие к другим берегам", "Америка", "Индия". Уже один этот перечень показывает, насколько обстоятельна предложенная нам биография. В сущности, это целая брошюра, в которой перед читателем проходит жизнь не одного художника, автора почти семи тысяч картин, а нескольких поколений русского общества, волею судьбы оказавшихся рассеянными по дальним берегам.
В начале повествования мы встречаемся с Владимиром Васильевичем Стасовым, который был "крестным отцом" многих выдающихся деятелей русской культуры - музыкантов, художников, поэтов. Именно Стасов познакомил юношу Рериха с Римским-Корсаковым, Мусоргским, Стравинским, Шаляпиным, соприкосновение с творчеством которых оказало на Рериха мощное влияние. На юридическом факультете Петербургского университета на год или два старше Николая Рериха учился Сергей Дягилев, для "Русских сезонов" которого в Париже Рерих создал впоследствии множество эскизов к декорациям. Дягилев ценил Рериха не только как самобытного художника, но и как исследователя русской старины. После окончания университета и незадолго до отъезда в Европу, где он планировал побывать в крупнейших музеях, посетить салоны, выставки, студии, Рерих познакомился со своей будущей женой, Еленой, дочерью архитектора Ивана Шапошникова. Интересная биографическая деталь, которая лично для меня была в новинку: Елена Шапошникова оказалась еще и племянницей Мусоргского. Елена Ивановна была женщиной весьма одаренной - талантливая пианистка, писательница. Видимо, именно она, автор книги "Основы буддизма" и переводчик на русский язык "Тайной доктрины" Елены Блаватской, познакомила своего мужа с основами увлекшего его учения, которому он посвятил значительную часть жизни.
Кстати, текст, который мы читаем, снабжен отличным справочным и ссылочным аппаратом. Например, воспользовавшись названием "Тайная доктрина", вы можете попасть на страницы с английским текстом книги знаменитой теософини. А уж отсюда - и на страницы международного теософского общества.
"Позже, в Нью-Йорке, - читаем мы дальше, - Николай и Елена Рерих основали Общество Агни-Йоги, посвященное Живой Этике - учению, которое обнимает и синтезирует философские и религиозные учения всех веков..." Кстати, заглавная страница сайта этого и поныне действующего общества расположена тут. Здесь, между прочим, можно ознакомиться онлайн с двумя томами писем Елены Ивановны Рерих (на английском языке). Только будьте терпеливы, загружается текст не быстро.
В качестве секретаря, а потом и директора Школы при петербургском Обществе поощрения искусств Николай Константинович Рерих "ввел систему художественного образования, которая даже по сегодняшним стандартам кажется революционной. Эта система основана на обучении всем искусствам - живописи, музыке, пению, танцам, театру, а также так называемому "прикладному искусству" - керамике, росписи фарфора, черчению - под одной крышей и на предоставлении преподавателям права свободного выбора программы обучения".
Далее позволю себе еще одну длинную цитату из биографии Рериха:
"Летом 1903 и 1904 годов <Рерихи> совершили большое путешествие по сорока городам России. Целью Рериха было сравнительное изучение стилей и исторического своеобразия русской архитектуры. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием, так как в каждом из посещенных ими мест Рериху удавалось открыть следы русского прошлого: древние монументы, церкви, городские стены, замки. Во многих случаях все это находилось в полном запустении в течение многих веков. Как археолог и историк искусства, Рерих понимал, что эти памятники старины являются ключом к истории русской культуры, и пришел к решению привлечь общественное внимание к этой проблеме и каким-то образом найти пути и возможности для сохранения и защиты этих ценностей".
Судя по этому тексту, большевики оказались отнюдь не революционерами-ниспровергателями, а достойными наследниками. А воз в области "сохранения и защиты этих ценностей" порой и ныне там!
К слову, знаменитый балет Стравинского "Весна священная" (первоначально он назывался "Великая Жертва: картины языческой Руси") во многом возник именно под влиянием интересов и идей Рериха, который стал не просто художником-оформителем спектакля 1913 года, но одним из его соавторов. Позже, в 1918 году, Рерих создал декорации для постановки оперы Бородина "Князь Игорь" в Лондоне, куда его пригласил дирижер, сэр Томас Бичем, а перебравшись в 1920 году в США, участвовал в постановке "Снегурочки" Римского-Корсакова и "Тристана и Изольды" Вагнера в Чикагском оперном театре. Между прочим, Рерих очень высоко ценил оперы Вагнера и оформлял спектакли по всем сценическим произведениям немецкого композитора.
Еще одна развернутая цитата: "В 1921 году в Нью-Йорке Рерих основал <в США> "Главный институт объединенных искусств", который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Рерих сумел привлечь талантливых преподавателей. В их число входили Диммс Тэйлор, преподававший теорию музыки и композицию; Роберт Эдмунд Джонс и Ли Симпсон, обучавшие театрально-оформительскому искусству, и ряд других высококвалифицированных педагогов, преподававших такие предметы, как игра на всевозможных музыкальных инструментах, рисование и живопись, оформление и иллюстрация, скульптура, архитектура, балет, драма, журналистика, иностранные языки. Среди лекторов были такие выдающиеся личности, как Джордж Беллоус, Клод Брэгдон, Норман Бел Геддес и Старк Янг".
Размах этого предприятия дает представление и о масштабе личности самого Рериха. Институт прекратил существование в 1937 году - Рерих тогда уже был далеко на Востоке, фонды иссякли. Однако в 1949-м учреждение возродилось, но уже как Музей Николая Рериха, на сайте которого мы сейчас находимся.
Обратите внимание, что многочисленные небольшие картинки, которыми иллюстрирована биографическая страница, раскрываются, позволяя рассмотреть их в подробностях. Если же вы хотите познакомиться со всем живописным наследием Николая Константиновича, вернитесь на заглавную страницу. Там, над биографической ссылкой, есть другая - "Добро пожаловать в Музей Рериха в Нью-Йорке". Тут перед вами откроется страничка, на которой рассказывается о целях и задачах музея, а также о проводимых им концертах и поэтических вечерах и об изданных под его эгидой публикациях. Каждая из затемненных строчек, на которых написаны эти рубрики, является ссылкой. Среди прочих имеется тут и надпись "Коллекция музея". Щелкнув по ней, попадаем уже на англоязычную страницу (видимо, до ее перевода на другие языки руки пока не дошли). Тут говорится, что коллекция самого музея состоит из двухсот картин художника, а также из предметов, привезенных им из Гималаев и из экспедиций по Индии. Между прочим, иллюстрации, имеющиеся тут же, - это картины не только из нью-йоркского, а из многих других музеев мира. И для нас, виртуальных путешественников, конечно, наибольший интерес представляет ссылка, которая размещена в самом низу страницы - On-line catalog of Roerich paintings worldwide ("Сетевой каталог живописных работ Рериха по всему миру"). На открывшейся страничке мы видим латинский алфавит, каждая буква которого является ссылкой. Открыв любую из содержащихся за ними страниц, мы видим список английских названий работ Рериха, начинающихся на соответствующую букву. Опять-таки каждое название - ссылка. И уже она-то и является тем самым заветным "Сезам, откройся", которое приводит наконец к конкретной картине.
На некоторых страничках сайта в самом низу расположены навигационные клавиши "Назад" (Back), "Домой" (Home) и "Вперед" (Next). Но почти никогда нельзя предсказать, куда именно они приведут. Более или менее понятно со страничкой "Домой", но и тут мы попадаем то на русскоязычную, то англоязычную исходную страницу сайта. С остальными же и того хуже, с их помощью мы оказываемся в совершенно разных местах. Например, если вы нажмете на кнопку "Вперед" на русскоязычной страничке с биографией Рериха, то попадете на англоязычную страницу, где дано изображение созданного художником "Знамени мира", а также рассказывается о "Пакте Рериха" по сохранению научных и культурных ценностей и исторических монументов. Этот пакт Николай Константинович предложил подписать руководителям всех цивилизованных стран. Здесь же есть ссылка на страницу The Roerich Pact, где приведен его английский текст.
На отдельной странице содержится послание президента США Франклина Рузвельта к сенату от 20 мая 1935 года с просьбой ратифицировать подписанный им и руководителями государств Латинской Америки, участников Панамериканского союза, "Пакт Рериха".
А на родине Рериха в то время продолжали до основанья крушить старый мир, точнее то, что уцелело от него после предшественников...