13.12.2001 - "Культура России"
Рассказывая о сайте "Страны мира" я пообещал побывать вместе с вами на портале "Культура России". Но некоторое время этот адрес был недоступен, по-видимому, там происходила какая-то реконструкция. И вот, наконец, мне удалось снова попасть на эту страничку. Портал этот представлен как "пилотная версия" Главного информационно-вычислительного центра российского министерства культуры. Здесь сделана попытка создать нечто вроде всеобъемлющей сетевой энциклопедии культуры. Давайте посмотрим, как это сделано. Только предупреждаю, сайт открывается довольно медленно, так что с модемами, работающими на небольших скоростях, туда лучше не ходить - замучаетесь. Впрочем, попробовать всегда можно. Ибо, как учил Иосиф Виссарионович Лаврентия Павловича, "попытка не пытка".
О своем детище создатели портала рассказывают примерно так (орфографию и грамматические конструкции сохраняю): "В задачи входило создание репрезентационно-образовательного портала, адресованного широкой аудитории, а не сервера Министерства культуры как организации (см. www.MinCult.ru). А создание качественного портала в открытой среде российской части сети интернет не возможно без участия состоявшихся культурориентированых интернет проектов. Поэтому был сформирован первичный стратегический совет портала, к участию в котором были приглашены руководители основных российских интернет проектов. Совету были предложены начальные концептуально-структурные планы портала. Дополнив первичный документ многочисленными предложениями членов совета, был создан рабочий план, регламентирующий первичное концептуально-стратегическое очертание портала". К счастью, все прочие тексты на сайте писали, видимо, другие авторы, чье знакомство с великим и могучим русским языком не ограничивается канцелярско-приходской школой. А то бы я вас сюда не приглашал.
Если вы, как я, зайдете на заглавную страничку портала несколько раз, то обнаружите, что она все время меняется. Лишь располагающиеся в центре солнечные часы со знаками Зодиака, годами по полукругу справа и пунктами меню под ними остаются неизменными - ко всему этому мы вскоре вернемся. Но картинки справа под рубриками "Произведения", "Персоналии", "Рассказ" обновляются постоянно. Соответственно меняются они и в рамке, расположенной под меню и полем для поиска (который, замечу кстати, работает весьма корректно, что радует). А справа от этой рамки посетителю каждый раз предлагается викторина "Проверь себя". Правда, по-моему, она рассчитана на жителей страны непуганых идиотов. Судите сами. Вот перед нами картина "Корабельная роща". Требуется назвать ее автора. Ниже даются четыре имени на выбор: Иван Иванович Шишкин, Михаил Иванович Глинка, Василий Иванович Демут-Малиновский и Белла Ахметовна Ахмадулина. Очевидно, создатели сайта заранее предвкушают радость того, кто сразу определит, что уж последняя-то никакого отношения к созданию "Корабельной рощи" не имеет.
Слева внизу располагается поле с извещениями о новостях и событиях. Каждая строка является ссылкой, так что вы можете узнать об интересующем вас событии подробнее.
Итак, вернемся к солнечным часам. Их правый верхний сектор разбит на восемь периодов от 988 до 2001 года. Выбрав каждый такой период, вы попадаете на странички, организованные однотипно. Вот, например, рассказ о культуре Древней Руси (989-1480). На синей полосе, справа, располагается начало рассказа о русском Средневековье. Его продолжения доступно по стрелке со словом "Далее". Слева от текста мы видим икону Богоматери из Благовещенского собора Московского Кремля. В основном тексте таких иллюстраций будет много. Кстати: все иллюстрации можно увеличить. Только имейте в виду, что это почему-то делается в два этапа. Сначала, щелкнув по картинке, вы получаете чуть увеличенную ее копию. И лишь повторный двойной щелчок по последней раскрывает наконец полноценное изображение.
Тут позволю себе небольшое отступление. Недавно я обнаружил в Сети очень симпатичную бесплатную программу Image Co-Tracker. Она позволяет создавать у себя на компьютере базу данных из картинок, которые вы находите в Интернете. При инсталляции программа встраивается в ваш браузер. В результате, в контекстном меню, которое открывается, когда вы щелкаете по картинке правой кнопкой мыши, появляется пункт Grab Image (у меня лично ассоциирующийся с лозунгом большевиков: "Грабь награбленное"). Щелкнув по нему, вы получаете небольшую табличку, позволяющую дать картинке имя (если она имеет таковое на открытой вами страничке, то оно будет предложено вам по умолчанию) и написать комментарий. Сама программа сохранит ссылку на сайт, откуда была взята картинка в поле Refers to. А в поле Catalog вам предлагается выбрать директорий, где будет храниться ваше богатство. Созерцать его вы получаете возможность, открыв эту программу из списка таковых на вашем компьютере или непосредственно из браузера, где среди прочих кнопок появится и эта. Здесь же, внутри программы, вы можете добавить новые категории, чтобы потом при желании сортировать картинки по темам. А при очень большом желании, вызванном отсутствием места на диске, картинки из вашего каталога легко удалить - около каждого изображения имеется кнопочка Delete. Впрочем, каталог можно сохранить в виде файла и держать его там, где вы держите свои резервные копии. Словом, очень удобно. На вопрос, где это взять, отвечаю - здесь.
Возвращаемся на страничку "Древняя Русь". Под текстом начала рассказа расположен список "Произведения периода" с названиями иллюстраций, которые являются ссылками, ведущими к самим картинкам и рассказам о них. Еще ниже расположена "Лента времени". Прямоугольничек на прямой показывает, где мы сейчас находимся. Передвигая его, можно изобразить для себя некое подобие машины времени. Только пока, насколько мне удалось заметить, машина сия кое-где буксует. Пилотный проект, знаете ли...
Слева на серовато-зеленом фоне тоже находятся картинки. Заглавия над ними нет, но вполне могло бы быть что-нибудь типа "Лики времени".
Меню под солнечными часами на главной странице портала предлагает двигаться по нему не хронологически, а тематически. Слева уже знакомые нам темы "Персоналии", "Произведения", "Рассказы", "Новости", а также "Сайты", "Справочник" и "Форум". С первыми пятью, надеюсь, все понятно. С "Сайтами" тоже все ясно - это ссылки на родственные страницы в Сети, где тоже можно найти немало интересного. А вот "Справочник" - это, похоже, чистая дублировка какого-то справочного издания министерства культуры, напечатанного на грязновато-белой бумаге, свойственной такого рода изданиям. Поэтому, например, открыв страницу "Государственная академическая симфоническая капелла России", я там обнаружил только то, что на новобюрократическом языке называется "реквизитами" - адрес (обычный, для бумажных писем!) и телефон. А я-то, наивный, хотел прочесть что-нибудь об истории коллектива и узнать, по-прежнему ли Валерий Кузьмич Полянский его возглавляет. Но и в реквизитах авторы справочника не всегда поспевают за временем. Например, Государственный академический симфонический оркестр России давно уже не "п/у Е. Светланова", в министерстве культуры, глава которого Евгения Федоровича своим приказом и уволил, могли бы об этом знать... К тому же, чтобы найти запись о капелле, мне пришлось пройти по крайней мере две промежуточные страницы. Тот же недостаток подстерегает нас и на подсайте "Персоналии" - дабы долистать, например, до Якулова, придется пройти все буквы алфавита подряд. И то ведь неизвестно, найдется ли на букву "Я" нужный вам человек. А до того, чтобы сделать по крайней мере алфавитный указатель, создатели портала "Культура России" еще не дошли.
В правой колонке меню деление по видам искусства: изобразительное, прикладное, архитектура, литература, музыка, театр, кино. Давайте, например, заглянем на страничку "Кино". Вверху на синем поле, как всегда, начало очерка по теме раздела. Ниже "Произведения периода" и "Биографии периода". Взглянув на ленту времени внизу, вы поймете, о каком периоде идет речь. Да, наверное, и так уж догадались. Слева, все на том же серо-зеленом фоне - ссылки по теме, например "Актеры советского кино". А также, видимо, актер и фильм дня (когда я писал эти строки, на экране был кадр из ленты Параджанова "Тени забытых предков").
Заглянув в подробный рассказ о кино, я с удивлением нашел там два одинаковых изображения Сергея Эйзенштейна и Василия Шукшина (с соответствующими одинаковыми ссылками), зато не обнаружил многих других персонажей, не менее достойных, чем, например, имеющиеся тут две Татьяны - Доронина и Догилева или Александр Панкратов-Черный. А из подробной и в общем-то интересной статьи о "сталинском периоде" в искусстве (раздел "Рассказы") я с изумлением узнал, что Михоэлса зовут Симон, хотя до сих пор помню, что многие современники называли его Соломон-мудрый, причем не иносказательно, а опираясь на подлинное имя этого гениального актера и режиссера. Но это бы ладно. Не менее странно выглядит и вся фраза: "Наиболее шумной и жестокой стала кампания против "космополитов" с вымышленными политическими обвинениями (их жертвой стал, в частности, режиссер Симон Михоэлс)". Но Михоэлс был убит до начала кампании против "космополитов", и хотя он действительно был жертвой, но отнюдь не "политических обвинений"...
Но оставим в стороне эти и подобные мелкие недостатки (например, подпись под рисунком: "Бориса Пастернака"), вполне исправимые - было бы желание. Взглянем на проблему с той широтой, на которую нацелены создатели этого портала. Ведь самое ценное здесь - это его общекультурная направленность. Конечно, Козьма Прутков предупреждал, что нельзя объять необъятное, но иногда очень хочется. Особенно если имеешь дело с искусством, где параллели и пересечения многое дают для понимания самого предмета. Откроем, например, наугад любую биографическую статью из тех, что представлены на сайте. Вот Бугаев Борис Николаевич (кстати, для людей, которые могут подумать, что "Корабельную рощу" написал Михаил Иванович Глинка, невредно бы уже в списке персоналий указать, что человек этот более известен как Андрей Белый). Рядом с началом очерка о нем, взятого из библиографического словаря "Русские писатели", изданного в 1998 году, вы найдете "Сайты по теме", ссылки на страницы "В том же виде искусства" (тут фигурирует Горенко Анна Андреевна, разумеется, более известная миру как Анна Ахматова), "Современники", "В той же профессии".
Идея чрезвычайно плодотворна, вот только разработка ее пока выглядит так, будто сделана случайно, из подручного материала. Зачем здесь, скажем, все тот же Благовещенский собор Московского Кремля? Иван Сергеевич Тургенев, разумеется, "в той же профессии", но если Гоголь, Достоевский и Вяч. Иванов в компании с Белым вполне понятны, то автору "Записок охотника" рядом с автором "Петербурга" вроде бы делать нечего... Да, тяжела ты, шапка Мономаха!