13.05.2004 - «Старатель»
В прошлый раз я обещал вернуться к этому сайту, чтобы осмотреть его более подробно. Итак, «Старатель», подзаголовок «Литература. Живопись. Философия». Работает медленно, как все старатели, такая уж у них доля. И у нас, коли захотим к ним присоединиться. Кстати, «старатель», по Далю, во-первых, тот, «кто старается о чем-либо; усердник, рачитель, прилежатель, заботник, ревнитель, попечитель», а во-вторых, трудящийся «на работах... в шабашное время», в частности старающийся «о земляной и золотопромышленной работе». Сомневаюсь, чтобы наши «шабашники» намывали себе тут золотишко в утилитарном материальном смысле, но в духовном - сколько хотите. Основное меню расположено на экране слева. И начинается оно с раздела «Поэзия», где первый пункт - «Русская. Современная». Современная - то бишь, сегодняшняя, поэтому авторы тут, мягко говоря, не очень известные. Лично я нашел три знакомых имени, причем все, по странному стечению обстоятельств, женские - Ника Турбина (помните, девочка-вунжеркинд? Ее взлет был ярким, но трагически недолгим, она покончила жизнь самоубийством, выбросившись с пятого этажа в 2002 году; в нынешнем ей бы могло быть всего 30 лет...), Юнна Мориц и Татьяна Бек <>. Причем последнюю до сих пор знал больше понаслышке, а она, судя по всему, поэт настоящий. Одно стихотворение - в подтверждение:
Вечно манили меня задворки
И позабытые богом свалки...
Не каравай, а сухие корки.
Не журавли, а дрянные галки.
Улицы те,
которые кривы,
Рощицы те,
которые редки,
Лица,
которые некрасивы,
И - колченогие табуретки.
Я красотой наделю пристрастно
Всякие несовершенства эти...
То, что наверняка прекрасно,
И без меня проживет на свете!
«Спеллер» моего «Ворда» подчеркнул в этом стихотворении два слова - «дрянные» и «колченогие», заклеймив первое как «слово с ярко выраженной экспрессивной (ироничной, негативной) окраской», а второе - как «просторечное». Эх, дорогой! Какая поэзия без «экспрессивной окраски»! Да и сказано же: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Возможно, настоящие ценители современной поэзии найдут в этом списке «Старателя» больше знакомых имен. У остальных есть шанс расширить свой кругозор в области современной поэзии. Если же ваши пристрастия в этой самой области застряли на хронологической границе, помеченной началом прошлого века, то к вашим услугам страница, так и озаглавленная: «Стихотворения начала ХХ века». Тут Александр Блок, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Мирра Лохвицкая, Сергей Есенин и Николай Гумилев.
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905, в замужестве Жибер), попал в этот список не случайно, хотя, как справедливо сказано на посвященной ей странице, она является русской поэтессой конца XIX века, а в ХХ прожила неполных пять лет. Ибо ее стихи действительно скорее не только завершают золотой век русской поэзии, но и открывают тот, который назван серебряным:
Дневной кошмар неистощимой скуки,
Что каждый день съедает жизнь мою,
Что давит ум и утомляет руки,
Что я напрасно жгу и раздаю;
О, вы, картонки, перья, нитки, папки,
Обрезки кружев, ленты, лоскутки,
Крючки, флаконы, пряжки, бусы, тряпки
Дневной кошмар унынья и тоски!
Откуда вы? К чему вы? Для чего вы?
Придет ли тот неведомый герой,
Кто не посмотрит, стары вы иль новы,
А выбросит весь этот хлам долой!
«Биография Марины Цветаевой», ссылка на которую есть на соответствующей странице, представляет собой не последовательный рассказ, а хронологическую, хотя и довольно густо сотканную канву-хронограф. Очень ценное справочное пособие!
Вы спросите, отчего в списке нет Анны Ахматовой? Не знаю. Но на странице с ним написано: «Библиотека постоянно пополняется. Заходите завтра». Возможно, завтра будет и Ахматова.
А вот на странице, посвященной ее первому мужу, есть и ее портрет, правда, на мой взгляд, не очень удачный. А еще тут в заголовке сделана досадная опечатка, фамилия поэта написана так: «Гумелёв». И вроде, на клавиатуре буквы «и» и «е» расположены далеко друг от друга...
Еще один русский поэтический раздел - «Стихотворения второй половины ХХ века» (в меню он обозначен так: «1950-1990 гг.»). В нем пока только один персонаж, но достойный - Иосиф Бродский. Разумеется, здесь, как и на других поэтических страницах сайта, представлено избранное. В частности удивительные «Стансы», 1962 года, пророчество, которое и не сбылось, и сбылось одновременно:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
На главной странице этого раздела написано: «Присылайте ваши любимые стихотворения, и они будут опубликованы на сайте». Так что можете поучаствовать в составлении этой сетевой антологии. Тут и специальная форма для того есть. Просто вводите стихотворение, ваши имя и e-mail. Только постарайтесь тщательно вычитать текст!
Украинская поэзия представлена на «Старателе» незнакомой мне Викой Ивченко, зарубежная (с точки зрения россиян, разумеется, впрочем, в этом пункте мы с ними не расходимся) - Редьярдом Киплингом и Жаком Превером, восточная - Омаром Хайямом, которого обитатели СССР считали вполне своим, поэтому он и тут как бы не «зарубежный»!
В разделе «Проза» тоже есть пункт «Современная». И тут среди прочих такие известные имена, как Виктор Пелевин, Борис Акунин, но есть и мне лично совершенно не знакомые.
Под этим «братским пунктом» - ссылки на страницы отдельных персонажей: Габриэль Маркес, Владимир Набоков, Ричард Дэвис Бах, Хорхе Луис Борхес.
Если вам будет мало представленной тут литературы, а дожидаться обещанного «завтра» станет невмоготу, можете воспользоваться имеющейся тут же, на главной странице «Старателя», но в столбике справа, кнопкой «Все библиотеки Сети». Есть где разгуляться истинному поклоннику словесности!
А мы переходим от «мира, в слове явленного», к миру, явленному в изображениях, к разделу «Художники». Под этим заголовком в меню слева расположился целый список имен. И каких! Тициан и Эль Греко, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Боттичелли и Рафаэль, Рембрандт и Гойя, Рублев и Хиросиге, Дега и Мане, Сезанн и Ренуар, Климт (тут он почему-то написан как «Климпт») и Дали, Босх и Шагал... Называю в полном беспорядке, потому что они тут, в общем-то, в беспорядке и расположены. Если хотите упорядоченности, то к вашим услугам имеющийся в среднем столбце раздел «Направления живописи» - от «Ренессанса» до «Русской авангардной», от «Иконописи» и «Барокко» до «Сюрреализма» и «Супрематизма».
Правда, в разделе «Барокко», например, в списке, состоящем из дюжины имен, реальной ссылкой является только «Рембрандт». Бернини, Веласкес, Джентилески, Сурбаран и другие пока числятся только в проекте. Но есть весьма подробная энциклопедическая справка, посвященная самому стилю барокко.
В разделе «Ренессанс» имен не так много, но зато все это ссылки на уже реально существующие страницы. Зато (нет совершенства в этом мире!) - никакого обобщающего справочного материала.
Заглянем на страницу, посвященную одному из титанов Ренессанса - Тициану. Под развернутым эпиграфом, цитатой из Теодора Хетцера, - две ссылки на подразделы: «Биография» и «Галерея картин». В первом - посвященная Тициану глава из знаменитой книги Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", озаглавленная «Описание творений Тициана из Кадора, живописца». На заглавной странице второго картины даны в виде маленьких изображений с подписями-названиями. Хотите посмотреть изображение в полном виде, кликните по нему, оно откроется в новом окне браузера. Откроется не скоро, но зато качество вы получите отменное!
Как вы уже, наверное, поняли в ходе нашей прогулки, строгой унификации на «Старателе» не придерживаются. Поэтому первая страница «Рембрандт» будет выглядеть совсем иначе. Тут биография дана сразу, но краткая, как в энциклопедическом словаре. А картины-ссылки расположены под ней. И это только первая порция из избранных картин. Чтобы попасть на остальные, надо воспользоваться ссылками. Они расположены в самом верху страницы. К сожалению, ссылки «глухие», и что содержится во второй части «избранного», а что - в четвертой, можно установить только эмпирически. Кликнув по четвертой, я получил стандартное сообщение «Яндекса»: «Ой! Страницы, к которой вы обратились, почему-то нет». И далее перечисление возможных причин этого, вплоть до сакраментального: «Так сложились звезды». Не будем сетовать ни на звезды, ни на авторов «Старателя». Даже в трех имеющихся разделах с картинами Рембрандта есть что посмотреть! Только не нервничайте, дожидаясь, пока открывается окно с большим изображением. Говорю это потому, что порой может даже показаться, что ты его никогда не увидишь. Свидетельствую: терпение в большинстве случаев вознаграждается.
Одно из новых поступлений в художественный раздел «Старателя» - страницы посвященные одному из самых загадочных русских художников, Павлу Филонову. Тут имеется неплохой очерк о его жизни и творчестве, а также вполне представительная коллекция.
Весьма любопытна для любителей искусства страница «250 самых «продаваемых». На ней - суммарная информация о самых продаваемых художниках по всем мировым аукционам за 2002 год. Уверенно лидирует Пабло Пикассо с фантастической суммой оборота: 82 миллиона 843 тысячи 690 долларов! По этому показателю от него ненамного отстал Петер Пауль Рубенс - почти 80 миллионов долларов. Но вот количество лотов у него на два порядка меньше: 10 против 1356. А значит, отдельные картины Рубенса ценились намного дороже. По количеству лотов к Пикассо приближается только Марк Шагал, но и у него их всего 608. А в денежном выражении сумма получилась тоже внушительная, свыше 28 миллионов.
Обратите внимание, что имена всех художников, чьи картины уже имеются в коллекции «Старателя», являются в этом списке ссылками. И ссылочных строк пока значительно меньше, чем «пустых». Так что и здесь «завтра» еще выглядит значительно светлее, чем сегодня.
Но ведь есть на «Старателе» и «Композиторы» (помните, я об этом говорил в прошлый раз, в связи с Дворжаком?), и упомянутая в подзаголовке сайта «Философия» (Кастанеда, П. Успенский и другие). Значит, и сегодня тут живется не так уж плохо. Пользуйтесь!