New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



be number one


05.01.2001 - Год Верди

Первый месяц первого года того столетия, которое наконец-то стало прошлым, был отмечен печальным событием: на 88-м году жизни скончался великий итальянский композитор Джузеппе Верди. Увы, это была не последняя и далеко не самая горестная новость, в череде тех, которые принес с собою "век-волкодав". Пусть его беды пребудут с ним и в нашей памяти, но не в нашей жизни! И пусть символом этого станет объявление первого года наступившего столетия и нового тысячелетия "Годом Верди". Весь мир отмечает годовщину со дня его смерти спектаклями и концертами, где звучит бессмертная музыка гениального итальянца.

Он прожил большую и удивительную жизнь. Родившийся в 1813 году в деревеньке Ронколе в Пармском герцогстве, которое тогда было частью Итальянского королевства, созданного завоевавшим Апеннины Наполеоном (помните "Пармскую обитель" Стендаля?), он пережил австрийское владычество, был свидетелем и даже в известной степени участником Рисорджименто (хоры из опер Верди "Набукко" и "Ломбардцы" распевались как гимны борцов за освобождение и объединение Италии), в 1861 году был избран депутатом первого итальянского парламента и последние 40 лет прожил в независимой стране. В его ранних операх, основанных на романтической трактовке исторических или полулегендарных сюжетов, господствовало "бельканто" ("прекрасное пение"), оркестр, по преувеличенному, но не лишенному основания едкому замечанию Вагнера, напоминал "большую гитару" (то есть оркестровая партия большей частью сводилась к аккомпанементу по принципу "бас - аккорды" или "ум-ца-ца, ум-ца-ца"), а либретто устрашало хитросплетениями интриг и бесконечных семейных повестей об украденных и чудесно спасшихся детях. Но в таких шедеврах, как "Дон Карлос", "Аида", "Риголетто", "Травиата" Верди достиг удивительного равновесия: чувства героев правдивы, а неистовые страсти и необычные обстоятельства словно оправдывают условность самого жанра; пение по-прежнему прекрасно и выразительно, но и оркестр стал гораздо богаче и красочней. Не случайно именно эти произведения составляют основу репертуара почти каждого оперного театра, в какой бы стране или части свете он не находился. Ну а поздние шедевры великого старца - "Отелло" и "Фальстаф", созданные на шекспировские сюжеты, - предвосхитили многие находки оперных реформаторов 20-го века, исходивших из вердиевских достижений ничуть не в меньшей степени, чем из прозрений того же Вагнера, называвшего себя творцом "музыки будущего". Впрочем, сегодня противопоставление обоих оперных гигантов, столь модное в позапрошлом столетии, потеряло всякий смысл. "Сумрачный германский гений" (оставим сейчас в стороне все неприятные ассоциации, связанные с некоторыми вещами и обстоятельствами, этим гением порожденными) мирно соседствует с пламенными итальянскими излияниями. И слава Богу!

Хотя "Год Верди" объявлен ЮНЕСКО и отмечается во всем мире, центром вердиевских торжеств по праву стала Италия. Там даже создан специальный Национальный комитет по празднованию - Comitato Nazionale per le Celebrazioni Verdiane. А раз появился комитет, то у него в эпоху Интернета должен быть и свой сайт. Я даю ссылку на домашнюю страницу, говорящую по-английски. Тот, кто предпочитает, так сказать, язык оригинала, может убрать из адреса частичку "ing". Кстати, замечу, что далеко не все странички этого сайта говорят по-английски, даже если ссылки на них даны на этом языке. Итальянский преобладает. Среди ссылок есть чисто официальные - министерство культуры, Вердиевский комитет... Но есть и такие, которые предоставят нам много информации о самом композиторе, его жизни и творчестве. Английская версия странички так и называется Giuseppe Verdi, his Life and Works. Она содержит краткий биографический очерк. Кроме того тут имеются ссылки, позволяющие получить полный список сочинений Верди, познакомиться со свидетельством о рождении композитора, с хронологией его жизни, со списком либретто и их источников, а также со списком либреттистов и их биографиями, рассказом о музыке и музыкальными примерами в различных форматах.

Другой подсайт предлагает нам познакомиться с "Виртуальным музеем Верди". Тут вы найдете множество изобразительных материалов, в том числе и карикатуры на композитора, и манифесты эпохи, и образцы сценографии его времени и многое, многое другое. Если же вам хочется совершить виртуальное путешествие по местам, где Верди жил, учился, работал, то посетите страничку Verdi's Places. А подсайт Celebrations Events позволит представить себе полную картину того, как мир отмечает "Год Верди".

Но как ни обширен и ни обстоятелен официальный сайт Национального комитета, у него есть очень мощный соперник. Он зовется Verdiana, и это настоящий мир Верди, где об этом композиторе можно узнать если не все, то почти все. Внешний вид домашней странички весьма скромен: портрет композитора и несколько ссылок: "Верди, его жизнь и время", "Его сочинения", "Его либреттисты", "Библиография", "Пеппина". Начнем с последней. Пеппина - это певица Джузеппина Стреппони, ставшая не только исполнительницей заглавных партий в нескольких его операх, но и настоящим добрым ангелом композитора. Семейная жизнь Верди сложилась трагически. Он женился в 1836 году на Маргарите Барецци, дочери своего покровителя. Через год у них родилась дочь Вирджиния, которая еще год спустя умерла. Родившийся в год ее смерти сын Иллико умер в двухлетнем возрасте. Жена Верди не вынесла таких потрясений и в 1840 году последовала за своими детьми в мир иной... Верди был в отчаянии. Не удивительно, что написанная им в этот период комическая опера Il finto Stanislao оказалась неудачной и потерпела полное фиаско. И именно поддержка Джузеппины Стреппони помогла композитору не только выжить, но и создать шедевр - оперу "Набукко", в которой его подруга пела партию Абигайль. Хор евреев, вспоминающих в Вавилоне об утерянной родине, звучал на улицах итальянских городов (да-да, итальянцы, борющиеся за независимость, отождествляли себя с библейскими евреями, ибо палестинского народа тогда еще не существовало, а Иерусалим ассоциировался с иудейским Храмом, а не с мечетью Аль-Акса). Джузеппина отныне поддерживала Верди до самой своей смерти в 1897 году. Они долго жили вместе вне брака, что вызывало немало нареканий (интересно, что именно в этот период написана "Травиата", в сюжете которой есть сходная ситуация), а официально поженились только в 1859 году. Умирая, Джузеппина завещала похоронить вместе с собой письмо, которое влюбленный композитор написал ей 51 год назад, в 1846-м. И поскольку никто, кроме посланца и адресата этого письма не видел, мы можем только догадываться о его содержании. Известно, что последними ее словами были: "А теперь прощай, милый Верди. Мы были так связаны в жизни, что, возможно, Бог позволит нашим душам соединиться на небесах..."

Итак, подробный рассказ об этой удивительной женщине, а также несколько ее портретов, сделанных в разные периоды жизни, вы найдете на этой странице. Подробное жизнеописание самого композитора находится на странице Verdi's Life And Times. Ценность этой, как и предыдущей, странички не только в систематическом изложении событий, но и в том, что здесь очень много ссылок. По существу, каждое географическое название, каждое наименование произведения, каждое имя - это ссылка. Так что если вы вам нужны подробности, вы тут же их получите.

Давайте, например, посмотрим, что сообщается нам об уже упомянутой опере "Набукко". "Кликнув" по ее названию, мы попадаем на страницу "Оперы 1839 - 1850 годов". Находим нужное нам название. И узнаем, что опера в четырех действиях на либретто Солеры создана по одноименной пьесе Буржуа и Корню, что премьера прошла в миланском театре "Ла Скала" в 1842 году. Далее следует список первых исполнителей заглавных ролей. Потом приведен полный список действующих лиц с указанием, "кто есть кто" и какому голосу поручена каждая партия. Если же вы хотите познакомиться с содержанием подробнее, то к вашим услугам ссылка "Синопсис". И тут, между прочим, мы снова попадаем на одну из страничек уже известного нам сайта Национального комитета (в других подобных случаях использованы странички и других сайтов, например "Метрополитен Опера"). Здесь не только изложено, и довольно подробно, содержание оперы (на английском языке), но и имеется весьма обстоятельная история ее создания. На той же страничке есть ссылки на звуковые файлы, содержащие фрагменты из оперы, в том числе и знаменитый хор пленных евреев, потрясавший сердца итальянцев. Признаемся, его и сегодня нельзя слушать без душевного волнения, не случайно, кто бы его не исполнял, публика всегда вопит от восторга и требует повторения!

Если же вам недостаточно подробного изложения содержания, то можете щелкнуть по ссылке "Либретто", каковое и получите на языке оригинала. И так - буквально по каждой опере! Есть и иллюстрации - портреты исполнителей и либреттистов, декорации первых постановок и т. п. Разумеется, тут можно узнать все и про "Реквием", а также о немногих инструментальных работах Верди. И даже познакомиться со списком сюжетов, на которые Верди намеревался писать оперы, но по тем или иным причинам не осуществил своих намерений. Список весьма впечатляющий! Есть тут и названия, которые позже фигурируют среди опер других авторов, например "Манон Леско".

Обратите внимание, что вид списка ссылок, находящийся на экране слева, на таких страничках меняется. Вдобавок к уже упомянутым выше основным адресам и ссылке Gallery, где вы найдете практически полную иконографию, связанную с именем композитора, тут появляются биографические ссылки по периодам (ранний назван Anni di Galera, буквально - "Годы на галере", годы каторжного труда, что, как вы убедитесь, отнюдь не преувеличение), а также отсылки на страницы, посвященные отдельным работам. Впрочем, с ними мы уже знакомы. Но раз уж довелось к ним вернуться, то укажу еще и на то, что там, где оперы так или иначе связаны с историческими событиями, дается изложение реальной истории. Так, вы узнаете, например, что Симон Бокканегра хотя и действительно был дожем Генуи с 1339 по 1344 годы, но никогда не был пиратом, как герой оперы. Правда, дым не без огня: пиратом был его брат!

А на страничке, посвященной "Аиде", нам сообщается, что широко распространенное убеждение, что эта опера написана к открытию Суэцкого канала, не соответствует действительности. И в самом деле, канал открыт в 1869 году, а каирская премьера "Аиды" состоялась в 1871-м. Казалось бы, все ясно. Ан нет! Ту же легенду нам выдают за истину на сайте Национального комитета, основанного для празднования "Года Верди". Воистину: "Тьмы низких истин нам дороже..." Есть тут отсылки на страницы, посвященные Пласидо Доминго, жизни и творчеству Пуччини, другим великим оперным композиторам. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2002 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz