New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Поиск по сайту
временно не работает


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Еврейское Агентство в России

Machanaim

Заметки по еврейской истории


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



18.12.2003 - Ханука и антисемитизм

Вы спросите, какое отношение к еврейскому "празднику света" имеет термин, который появился много столетий спустя? Термин расплывчатый, позволяющий спекулянтам разных мастей утверждать, что они вовсе не антисемиты, ибо у них есть семиты любимые, в отличие от нас, грешных... Однако если не лукавить, то все понимают, о чем идет речь. И появился антисемитизм задолго до рождения самого этого слова. События эпохи Маккавеев ярко демонстрируют типично антисемитское стремление представителей династии Селевкидов извести евреев не мытьем, так катаньем, не ассимиляцией, так физически... На такие размышления натолкнули меня сайты, по которым я путешествовал.

Для начала я в канун нынешней Хануки, приходящейся на дни с 20 (первую ханукальную свечу зажигаем, естественно, вечером 19-го) по 27 декабря, проверил, все ли ссылки в моей статье "Ханука", опубликованной год назад, работают. И с радостью убедился, что все в порядке. Так что можете воспользоваться приводимыми там адресами, чтобы освежить в памяти или впервые познакомиться и с самой историей праздника Хануки, и с многочисленными комментариями к ней, и с обычаями празднования, и с его символикой. К имеющимся там адресам добавлю еще два. Новые материалы о Хануке выложены на когда-то уже упомянутом мною сайте нью-йоркской общины евреев, выходцев из России, Kehilas Moreshes Yaakov. Здесь, правда, царит некоторая путаница с англоязычными и русскоязычными страницами. Во-первых, мне не совсем понятно, почему ссылки на страницы, написанные по-русски, приведены на английском языке (Article in Russian), и наоборот, читать английские тексты приглашают по-русски. Во-вторых, на деле порой обе ссылки адресуют к одной странице, английской. Правда, на таковой иногда есть кнопки "Русский" и "Английский", которые, как правило, срабатывают.

Довольно подробно и последовательно изложена история противостояния евреев и греко-сирийцев, Маккавеев и Селевкидов, на сайте Центра еврейского образования Украины. Ханукальный рассказ начинается тут. А его продолжение вы найдете, если каждый раз будете кликать по ссылке, находящейся в конце текста.

Просматривая страницы со словом "Ханука", найденные с помощью русскоязычного варианта поискового сервера Google, я наткнулся на весьма показательную статью некоего Владимира Григорьева "Зачем Пушкину "Ханука"?" (название праздника закавычено в оригинале). Опубликована она ровно семь лет назад, 27 декабря 1996 года, в известной своими определенными воззрениями на сей счет российской газете "Завтра", но и сегодня (прошу прощения за невольную игру слов) статья не потеряла своей актуальности как для тех, чьи взгляды выражает, так и для тех, кто с ними не согласен. В ней автор негодует, что "целую неделю на Пушкинской площади возвышалась над памятником великому русскому поэту Александру Пушкину, над кинотеатром "Россия" еврейская символика, означающая религиозный иудейский праздник". Честно скажу, что тогда, живя еще в Москве, я, узнав о ханукальных торжествах в центре российской столицы, расстроился. Зачем дразнить подавляющее большинство населения города и страны, людей, не только евреями не являющихся, но симпатий к согражданам-семитам (в том числе и арабам, что бы эти филосемиты вслух ни говорили!) не испытывающих? Разве нельзя отпраздновать свой иудейский праздник поскромнее, потише? Да и нынче, живя в Израиле, я поначалу поморщился, прочитав, что ханукальный концерт 21 декабря пройдет в Москве в центральном концертном зале со все тем же символическим названием "Россия". Проверил: точно так же думают многие, кто, как и я, живет теперь далеко от городов, где родился, и в непосредственной близости от мест, где когда-то разворачивались отмечаемые в Хануку события.

А собственно, почему? Традиция повелевает нам выставить светильник с ханукальными свечами если не у двери дома (наши мудрецы понимали, что могут сотворить с этими свечами, да и с их хозяевами сограждане-неевреи в странах рассеяния), то у окна, смотрящего на улицу. Ведь смысл этого ритуала - не в прославлении военной победы наших предков, хотя ею мы тоже имеем основания гордиться, а в ежегодном напоминании о чуде, которое сотворил для них Всевышний, а следовательно, о Его существовании. Ведь такое напоминание, если верить Книге, священной не только для нас, и есть главная задача евреев в этом мире! Правда, свои священные тексты люди, и евреи тут, увы, не исключение, знают плохо.

Например, тот же господин Григорьев пишет, что праздник, о котором идет речь, учрежден когда-то "в честь разгрома иудеями римских легионеров". Казалось бы, не иудей, почему он должен знать, что римских легионеров тогда в этих краях еще и в помине не было, а борьба шла с греками, наследниками империи Александра Македонского? Ну потому хотя бы, что ниже он аттестует православные праздники как "свои". А между прочим, четыре "Книги Маккавеев", в которых об этой самой борьбе повествуется, включены в канон некоторых христианских конфессий (любителям музыки, в частности, напомню основанную на англиканском каноне знаменитую ораторию Генделя "Иуда Маккавей"). В том числе и православной! Тут, как представляется, кроется одна из причин ненависти к евреям: религию их переняли, а признаваться самим себе в этом ох как не хочется. Еще и потому, кстати, что, переняв, внесли множество искажений в угоду некоему произвольному допущению, а эти проклятые иудеи, хранящие заветы отцов, как назло про эти искажения знают... Знают и то, что упомянутые "Книги Маккавеев" не случайно не включены в танахический канон, ибо "можно утверждать с достаточной определенностью: тексты написаны частными лицами, возможно, и неевреями. Мы точно знаем, что никакого отношения к нашим Учителям эти книги не имеют... во всех "Книгах Маккавеев" много исторических и географических искажений. Не говоря уже о мировоззренческих" (цитирую один из ответов рава Элиягу Эссаса на сайте EVREY.COM). Одна ложь влечет за собой другую. Подтасовками и искажениями пронизана вся история антисемитизма.

Beyond the paleПознакомиться с ней можно на сайте Friends and Partners, который дал виртуальный приют выставке "Поверх границ" Йоке Книсмейера и Даниеля Сила Брехера, этому вопросу посвященной (из адреса видно, что мы находимся на странице с виндоусовской кириллической кодировкой; если у вас "Макинтош" или ваш браузер понимает только кодировку KOI-8, можете воспользоваться соответствующими ссылками в самом верху той же страницы). Как рассказывается в разделе "Об этой выставке", ее с 1995 года возили по России, но я, честно признаюсь, пребывая в те годы там же, ничего о ней не слышал. Видно, шуму вокруг нее было гораздо меньше, чем по поводу Хануки на Пушкинской площади.

Путешествовать по сайту вы можете с помощью оглавления, открывшегося перед нами в самом начале, или от страницы к странице, пользуясь ссылками "Следующая" и "Предыдущая" в самом низу экрана, а также "Продолжение" и ей подобными непосредственно в текстах. Судя по введению "Иудаизм и еврейский народ", авторы не очень верят в то, что праотцем евреев был Авраам, замененный тут "скотоводческими племенами, кочевавшими по Среднему Востоку". Но далее они все-таки придерживаются библейской версии истории евреев. Однако этот сайт содержит не столько сведения по этой истории или истории религии иудеев, а любопытнейшие текстовые и изобразительные материалы, демонстрирующие, как с обеими историями обращались антисемиты. Вот, например, начало раздела "Антиеврейские мифы":

"В средние века люди верили в чудеса и легенды. В это время по всей Европе распространились два мистических предубеждения против евреев: их обвиняли в осквернении Тела Христова и в совершении ритуальных убийств. Удивительно, что эти суеверия сохранились до наших дней". Ну, это нам знакомо, скажете вы. Да, но посмотрите на представленные тут же картины, гравюры, витражи (иллюстрации можно увеличить). Ведь их изготовляли отнюдь не невежественные "простые прихожане, подогреваемые местными клириками", как написано далее... Традиция сия продолжалась не прерываясь (см. главы "Дело Дрейфуса", "Протоколы сионских мудрецов", "Дело Бейлиса", "Космополиты" и "дело врачей", "Антисионистская кампания", да, впрочем, что выбирать-то, смотрите все подряд!).

Вот, например, титульный лист и часть страницы 187 из книги С. Голикова "Выдающиеся победы Советской армии в великой войне за освобождение", где приводится перечень героев - представителей многих национальностей, но евреи молча скрыты в "других национальностях" (изображения страниц, обратите внимание, можно увеличивать дополнительно, но это не тексты, а картинки, так что копировать их в текстовые редакторы нельзя).

Технику передержек, подтасовок, а то и прямой лжи легко проследить на примерах все из той же статьи господина Григорьева. О вышеупомянутых "римлянах", то бишь, как мы выяснили, греко-сирийцах, он пишет, что евреи "утопили в собственной крови" более десяти тысяч этих несчастных. Меж тем в некоторых источниках приводятся такие цифры: за пять лет дикого террора, предшествовавшего восстанию Маккавеев, греко-сирийцы убили 80 тысяч евреев, еще 80 тысяч были проданы в рабство и 40 тысяч уведены в плен!

Цитирую далее: "Не будем обсуждать вопрос, почему почти все иудейские праздники связаны с кровавыми побоищами". Ну почему же "не будем"? С какими кровавыми побоищами связаны Рош ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Шавуот, основные еврейские праздники? Все кровавые страницы истории Песаха ("Пасхи" в русском написании), - это деяния не евреев, а самого Всевышнего, которого вроде бы почитает наш православный автор. Что остается? Пурим? Так ведь и там победе евреев предшествовал замысел их полного уничтожения, прообраз гитлеровского "окончательного решения" того же вопроса. Я понимаю, что господин, грозно намекающий евреям на "страшный и беспощадный русский бунт", предпочел бы, наверное, такой исход дела, но тогда почему бы прямо об этом не написать? (Кстати, "вспоминая Пушкина", хорошо бы цитировать его правильно, у него русский бунт назван бессмысленным и беспощадным.)

Еще цитата: "Мы сами свои православные праздники стараемся отмечать у православных храмов, а не на центральных площадях". Я уж было решил, что православных храмов на Москве всего три, и расположены они в Спасо-Глинищевском переулке, на Большой Бронной и в Марьиной Роще. Но потом вспомнил, что это адреса синагог (три на всех московских религиозных иудеев!), а православных храмов куда больше, и расположены они и на центральных площадях тоже, в частности у той же площади Пушкина... И правильно, потому что и прихожан у них куда больше (в том числе, к сожалению, и крещеных евреев), но передергивать-то зачем?

А впрочем, вдруг подумал я, упомянув крещеных иудеев, может, Всевышний с помощью антисемитизма, от которого не избавлены и они, напоминает нам о нашем настоящем предназначении, о котором мы помнить не хотим, желая быть "как все"? Но эта мысль слишком сложна и ответственна, чтобы обсуждать ее в легкомысленном контексте моих "Прогулок".

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak

Hosted by uCoz