16.05.2002 - "Ближе к классике!"
Неисповедимы пути Интернета! Иногда на интересный и даже нужный сайт наталкиваешься совершенно неожиданно. Так случилось и в этот раз. Я решил проверить, как работает hotlog - счетчик (и учетчик) посещений нашего сайта, с некоторых пор установленный на его страницах. Среди прочих там обнаружилась возможность проследить, кто и откуда к нам заходит. И вот некий посетитель явно забрел ко мне в поисках сетевых материалов об "Аиде" Верди, причем он нашел мою статью о вердиевских сайтах с помощью одного из поисковых порталов, адрес которого мой учетчик любезно для меня сохранил. В свою очередь на этом самом портале, на странице с результатами поиска по слову "Аида", я, среди прочих, обнаружил некий музыкальный сайт и решил полюбопытствовать. Результатами делюсь ниже.
Итак, знакомьтесь, "Ближе к классике!". В качестве автора и ведущего проекта назван Алексей Паршуков. Правда, чуть ниже следует, как мне кажется, небольшое уточнение. Цитирую (с небольшими грамматическими правками): "Каждую среду в Екатеринбурге, на частоте FM 107.6 МГц, а также на частоте 909 КГц (330 метров) в диапазоне средних волн (MW), вы можете слышать программу Елены Аввакумовой “Ближе к классике!”, посвященную актуальным событиям и истории необъятного мира классической музыки. Данный сайт представляет собой электронную версию этого уникального в своем роде проекта".
Более того, далее говорится, что многие рубрики сайта дублируют рубрики радиопередачи. Так кто же автор? Казалось бы, какая разница? На самом деле разница есть, и это я покажу ниже. Пока же продолжим наши изыскания. На странице "Команда" вновь утверждается, что Алексей Паршуков - не только дизайнер, программист и ведущий сайта, но и его автор. Здесь мы заодно узнаем, что Алексей вдобавок является звукооператором станции "Радио Екатеринбург", а также участником (бас-гитаристом и программистом) музыкальных групп, или, как тут они названы, "проектов" - "Атмосферное давление" и "Лучшие времена".
Алексей Владимирович не одинок в своей неуемной любви к слову "проект". Помню, в одном сообщении я прочел следующее (цитирую по памяти): "Продюсер проекта "Офонаревший терминатор" явился в ночной клуб со своим новым проектом Ликой Б." Я долго соображал, что бы это значило, и даже заподозрил в этом пассаже некую тонкую иронию, пока не понял, что перед Ликой не хватает запятой, а сама Лика и есть этот самый новый "проект". А уж "проект на основе проекта" - вещь нынче и вовсе вполне обычная. И не только в определенной среде, где водятся "офонаревшие терминаторы". Но я все же посоветовал бы Алексею не поминать это вполне достойное слово всуе. Как, впрочем, и быть осторожнее со словом "уникальный". Радиопрограмма, на основе которой создан сайт, на который мы сегодня пришли, возможно, действительно хороша и полезна, но не уверен, что она уникальна, то есть единственна в своем роде. Во всяком случае, прежде мне приходилось сталкиваться в разных городах Союза с подобными проектами (тьфу ты!).
Однако вернемся к вопросу об авторстве сайта. Соавтором звукового его оформления назван Дмитрий Лебедев, звукорежиссер все той же радийной передачи "Ближе к классике!" и других радиопрограмм. А перед ними, на той же странице "Команда", но выше, снова фигурирует Елена Аввакумова, как мы уже знаем, автор и ведущая одноименной радиопрограммы. Неужели все тексты на сайте, возникшем на основе ее радиопередачи, не имеют к ней никакого отношения, а она всего лишь "автор звукового оформления сайта", как утверждается здесь? Пока понятно лишь одно: что сие звуковое оформление она не сочиняет, а подбирает, так что слово "автор" даже для данного случая не очень годится.
Вы скажете, что все это частности? Как и то, что в статье про Евгения Бражника автор сайта, кто бы он ни был, умудрился, говоря о сыне главного дирижера Екатеринбургской оперы, скрестить два российских музыкальных вуза, назвав его "студентом Московской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова"? Не уверен. Но на сайте, как мы увидим, есть немало интересного. Правда, как раз звуковая его часть, которой тут, судя по всему, так гордятся, - не самая сильная его сторона, более того, в силу многих технических особенностей - самая уязвимая. Зато информация здесь явно есть. Поэтому минуем раздел "Вечер среды", где фрагменты радиопередач приведены в виде звуковых файлов, и отправимся сразу на страницу "День в истории классической музыки".
Здесь перед нами предстает календарь 2002 года. Щелкнув мышкой по одному из чисел, мы получаем список имен и событий из мира классической музыки, которые связаны с этой датой. Например, 16 мая, в день, когда выйдет в свет этот номер нашего "Нон-стопа", в 1868 году в Праге состоялось первое представление оперы Сметаны "Далибор", в 1910 году скончался русский композитор Милий Алексеевич Балакирев, а в 1913 году родилась российская пианистка, педагог Эмма Владимировна (Вулфовна) Цинман. К сожалению, про Цинман мы с вами больше ничего здесь не узнаем (а жаль, хотелось бы), но вот имя Балакирева, как нетрудно заметить, является ссылкой. Перед нами - небольшая, но весьма емкая биографическая заметка, ему посвященная. И таких ссылок в кратких календарных заметках мы найдем немало. Статьи, на которые они приводят, находятся в другой рубрике сайта - "Классика. Персоналии".
Однако, увы, здесь-то вопрос об авторстве и встает во весь рост. У меня есть все основания полагать, что Алексей Паршуков не является автором биографических статей (на некоторых страницах в меню встречается иной вариант названия этой рубрики - "Музыканты"). Слишком много тут имен, представляющих разные сферы (композиторскую и исполнительскую), разные жанры, исполнителей на разных инструментах. А ведь вопрос об авторстве каждого конкретного текста весьма существенен, ибо только исходя из него можно решить, насколько полученные сведения заслуживают доверия. Если создатели сайта полагают, что в каждом случае мы должны сверяться только со своими знаниями, то тогда их сайт не выполняет главную задачу, ради которой мы ищем тот или иной материал в Интернете. Коль скоро я вынужден судить о достоверности полученной информации, только сверяясь с имеющимися у меня сведениями, то как прикажете отнестись к тем данным, которые мне не были до сих пор известны? Обычно в таких случаях как раз и принято полагаться на авторитет источника. А если источник не назван?
Между тем список имен здесь, повторяю, большой. Правда, не все статьи равноценны по объему, а в некоторых персонажи представлены под одним, причем не всегда самым существенным углом зрения. Например, Борис Александрович Чайковский фигурирует исключительно как "автор музыки к кино- и телефильмам". И это один из оригинальнейших творцов русской музыки ХХ века! Исключительно как кинокомпозиторы представлены тут Дмитрий Кабалевский и Роман Леденев. И поскольку во всех случаях даже сверхкраткие биографии не полны (например, тот же Борис Чайковский скончался в 1996 году, о чем сайт умалчивает), я начинаю подозревать, что сведения взяты из изданного много лет назад "Кинословаря". Не самый исчерпывающий источник для сведений о музыканте!
А вот статья о Софии Губайдулиной - вообще не энциклопедического толка. В большом материале фактических сведений даже меньше, чем в чрезвычайно скупых справках о Кабалевском, Леденеве и Б. Чайковском. Скорее, это эссе, правда, весьма интересное. Особо трепетное отношение екатеринбуржцев к творчеству Софии Асгатовны вполне понятно: здесь впервые в СССР был проведен монофестиваль, посвященный ее музыке, здесь прошли премьеры, если не мировые, то российские, некоторых ее сочинений. Этого композитора тут вполне заслуженно любят и почитают. Однако не только ее.
Но на сайте отсутствует, например, имя выдающегося армянского композитора Авета Тертеряна, для которого Екатеринбург стал прибежищем в те страшные годы, когда жизнь в Армении, во многом стараниями радетелей ее независимости, превратилась в кошмар... Еще удивительнее было для меня отсутствие в "персоналии" сайта Валентина Сильвестрова, киевского композитора, чей первый монофестиваль тоже прошел в Екатеринбурге. А ведь Елена Аввакумова, как сотрудница филармонии, очевидно, тоже была к тому фестивалю причастна.
О Екатеринбургской филармонии я мог бы пропеть целую песню. Это замечательное учреждение славилось и в советские времена, а уж в постсоветский период, когда только ленивый не говорил о бедственном положении культуры, эта филармония продолжала успешно работать, удивляя своими замечательнейшими акциями, в которых охотно участвовали и столичные знаменитости.
Но вернемся "Ближе к классике!". И спросим, кстати, почему имя директора филармонии отсутствует в списке музыкальных деятелей на заглавной странице сайта? В дни, когда мне довелось побывать в Екатеринбурге (кстати, тогда я и познакомился с Еленой Аввакумовой, которую сейчас вновь с удовольствием "встретил", находясь довольно далеко от столицы Урала), директором был Александр Колотурский, который внешностью и речью напоминал Михаила Сергеевича Горбачева, но своей епархией управлял куда как более эффективно.
Однако я снова отвлекся. "Хит-парад" на екатеринбургском сайте меня, с одной стороны, насмешил, а с другой - расстроил. Оказывается, ничего не изменилось со времен моей юности, когда я в составе Саратовского филармонического оркестра гастролировал по градам и весям этой приволжской области. В любой деревне нас просили исполнить на бис "Танец маленьких лебедей" Чайковского и "Полонез" Огиньского. Вот и сейчас эти шлягеры прочно лидируют в классическом хит-параде. Разве что "Танец с саблями" Хачатуряна почему-то забыт, но зато есть "Свадебный марш" Мендельсона, знакомый всем вольным или невольным посетителям советских ЗАГСов. Получается, что филармония им, своим слушателям, Губайдулину и Сильвестрова, а они по-прежнему предпочитают Огиньского? Справедливости ради замечу, что от посетителей сайта уже поступают альтернативные предложения (вы найдете их на этой же странице): "Что-нибудь из Шостаковича, например виолончельный концерт № 1". В годы моих областных вояжей Шостакович еще числился у народа в "формалистах, чья музыка ничего не говорит ни уму, ни сердцу советского слушателя". Так что определенный прогресс есть...
На сайте "Ближе к классике!" можно воспользоваться и окошком поиска. Я попробовал - работает и позволяет отыскать нужное имя в самых разных контекстах. Хотя делается это весьма медленно. Впрочем, и все страницы самого сайта, к сожалению, грузятся медленновато. Может, тому способствует обилие движущихся картинок, а может, виновен сервер - narod.ru, о коем мне не раз приходилось отзываться не слишком лестно. К тому же в период, когда я бродил по сайту, он не раз "зависал". Тут нет вины создателей сайта. А вот то положение, что их детище пока больше обещает, чем дает, они вполне могут исправить своими силами.