02.01.2003 - Яйца курицу учат
Вообще-то я уже в том возрасте, когда люди начинают брюзжать на "совремЁнную мОлодежь". Но поскольку в юные годы наслушался претензий, произносимых именно с такими ударениями, то поклялся себе, что никогда и ни за что не позволю себе ругать все подрастающее поколение чохом. Признаюсь, соблюсти эту клятву, как и многие клятвы, опрометчиво произнесенные в прошлом, оказывается не так легко. А уж в Интернете "мОлодежь" нынче отрывается вовсю, рука так и "тянется к перу, перо к бумаге, минута и..." И потекут не стихи, а брюзжания на тему: "Вот в наше время..." А что, собственно, в наше время? В наше время, помнится, мы слово компьютер встречали только в фантастической литературе. Нынче же мой юный племянник, отдавший в детстве дань всяческим "бродилкам" и "стрелялкам", за что был заочно руган всеми старшими родственниками, создает эти игры сам, да не простые, а с закавыкой. А уж юным строителям сайтов нет числа. Конечно, чаще всего думаешь, что не мешало бы им раньше овладеть простой грамотой, а уж потом компьютерной. Но тут возраст ничего не решает, некоторые старшие товарищи, боящиеся подойти к компьютеру на пушечный выстрел, а Интернет почитающие за уравнение с тремя неизвестными, порой такого напишут, что только диву даешься. Чем же они занимались, когда всяких "стрелялок" и "бродилок" еще в помине не было, а телевизор - с наполненной водой линзой для увеличения изображения на экране размером с портсигар - водился в наших многоквартирных домах только в каждой двадцатой семье? Неужто и тогда читать было некогда? Нет, не в возрасте дело. И на что способна современная молодежь я сегодня как раз собираюсь показать на одном отдельно взятом примере.
Наткнулся я на этот сайт, как обычно, странствуя по Интернету в поисках информации, необходимой для написания очередной статьи. Нет, не "Прогулки", а рецензии на CD-альбом с записями выдающихся гитаристов. Имена нескольких музыкантов, записанных на этом альбоме, были мне знакомы лишь понаслышке, бумажные энциклопедические словари, которыми я располагаю, ничем в данном случае помочь не смогли, осталась последняя палочка-выручалочка - Интернет. Об одном из нужных мне гитаристов в англоязычном ареале Всемирной Сети я ничего путного не нашел и, для порядка, нисколько не надеясь на успех, набрал это имя в окошке поискового сервера по-русски. И тут же получил адрес, зайдя на который обнаружил достаточно исчерпывающие сведения о нужном мне человеке. Естественно, по привычке рецензента, но уже не музыкального, а сетевого, я полюбопытствовал, что это за ресурс такой. Оказалось - "Иллюстрированный биографический словарь "Гитаристы и композиторы". Под фотомонтажом, на котором воспроизведены портреты известнейших мастеров этого жанра во главе с Сеговией, располагается огромный алфавитный список имеющихся на сайте биографических статей. Заинтригованный, я тут же полез в раздел "О проекте" (меню - в самом низу заглавной страницы). И обнаружил на редкость связный, грамотный, не без литературного изящества написанный текст под заглавием "12 тезисов, или Коротко о главном". Цитирую:
"Словарь" содержит сведения почти о трехстах самых значительных и интересных представителях гитарного искусства, о людях, которые своим музыкальным талантом и исполнительским мастерством способствовали утверждению и распространению любви к этому замечательному инструменту, о композиторах, создававших произведения для гитары, или о тех из них, чьи произведения вошли в гитарный репертуар, несмотря на то, что специально для исполнения на гитаре не предназначались. Большинство статей снабжено фото- и аудиоиллюстрациями, к значительному числу произведений прилагаются табулатуры или ноты. Разумеется, в словаре в его сегодняшнем виде нет и десятой доли тех имен, которые стоило бы упомянуть, но при этом здесь уже собрано в десятки раз больше информации о гитаристах и композиторах (преимущественно классической гитары), чем в остальном русскоязычном Интернете. Приступая к работе над "Словарем", да и сейчас, я был и остаюсь уверен в том, что это очень полезное и важное начинание".
Не примите сии слова за бахвальство, автор нисколько не преувеличивает. Более того, читаем дальше:
"Немаловажно и то, что значительная, скорее даже большая часть материалов, представленных на сайте, на русском языке публикуются ВПЕРВЫЕ. Однако если это радует, когда речь идет о зарубежных исполнителях и композиторах, то в случае с российскими гитаристами, это повергает в уныние. Должен с прискорбием отметить, что в процессе работы над сайтом обнаружил удивительную и очень неприятную вещь: в РОССИЙСКОМ Интернете НЕТ, или ПОЧТИ НЕТ сведений о РОССИЙСКИХ классических гитаристах. Парадоксально, но факт: в некоторых случаях информация о русских гитаристах была почерпнута мною в англоязычном Интернете и дана в ПЕРЕВОДЕ (!) с английского. Этим, в частности, объясняется часто очень скудная и неполная информация о российских гитаристах. Я очень надеюсь, что со временем мы общими усилиями сумеем заполнить существующие пробелы".
Обратите внимание, человек не только знает цену себе и своему труду, но и вполне допускает, что есть люди, знающие больше. Согласитесь, такой подход к делу со стороны автора энциклопедии (!) дорогого стоит. Далее автор допускает, что в его материалах возможны неточности, особенно в транскрибировании русскими буквами иностранных имен, и просит сообщать ему обо всех недоразумениях. И признается:
"К стыду ли, или на беду, но в моем распоряжении почти не было книг по истории гитары: о существовании книг, перечисленных в разделе "Литература", я лишь знаю, слышал, но большинства из них, кроме "самоучителей" и "школ", в глаза не видел. Попытка склонить к помощи хоть какой-нибудь книжечкой западных дядей (как, впрочем, я и ожидал) результата не дала: оказалось, что одни из них (надо же, бедняги) пользуются только "библиотеками", а другие, рекомендуют посетить электронный книжный магазин (скажем им на это дружное "спасибо"!)".
Судя по последнему пассажу, можно предположить, что автор - житель постсоветского пространства, где курс доллара делает нереальной практически любую книжную покупку, оцениваемую в твердой валюте. Но к вопросу, кто он, доктор Зорге, мы еще вернемся, а пока, между прочим, обратите внимание на раздел "Литература" (снова напоминаю - меню внизу). Вот его пункты:
I. Общая: история гитары, биографическая литература.
II. Литература на иностранных языках.
III. Учебники, учебные пособия, самоучители.
IV. Гитарные журналы.
Каково для человека, знающего обо многом только понаслышке?!
Кстати, рядом в основном меню есть еще пункт "Источники". Тут автор приводит все (!) источники, на которые опирался, в частности те, с которых взяты отдельные статьи его энциклопедии. Вот что сказано об этом в рассказе "О проекте":
"В некоторых случаях я использую не просто текстовую ссылку, а графический баннер, в частности, при перепечатке статей из "Энциклопедии Кирилла и Мефодия", мной (в знак особого уважения и расположения к этому изданию!) размещался логотип энциклопедии со ссылкой на ее электронную версию в Интернете. Согласитесь, было бы странно, если бы я стал сам сочинять биографии, к примеру, Чайковского, Бетховена или Баха, а у "КМ" я позаимствовал материалы именно о таких фигурах (более "мелких" там почти нет!)".
Далее следуют очень разумные рассуждения об авторском праве в Интернете, которые советую почитать всем, интересующимся этим вопросом.
Так кто же он, наш пока не названный автор? Почтенный музыковед? Умудренный годами любитель музыки? Сведения о нем можно найти в общем алфавитном списке статей по ссылке "Я!" или, что одно и то же, по ссылке "Музыкальные пристрастия Сергея Тавровского", расположенной в самом верху заглавной страницы. Итак, имя нам уже известно. Из автобиографии Сергея выясняем, что родился он... 24 мая 1985 года. То есть ему чуть больше 17 лет!
"Разумеется, - пишет он, - мне было бы намного приятнее оказаться в компании знаменитых гитаристов другим путем: известным и любимым публике исполнителем. Но раз перспектива такого явления моей персоны Интернет-сообществу несколько откладывается, то я возьму на себя смелость воспользоваться "служебным положением" автора-составителя и главного редактора "Словаря" и представиться самостоятельно".
Сергей родился в Киеве в семье университетских студентов-дипломников (наверное, потому и умный такой!), а ныне вместе с родителями живет в Кишиневе. Увлекался Высоцким и гитарой с раннего детства, учился в музыкальной школе. На эту тему отмечу один весьма порадовавший мое сердце бывшего музшкольного педагога пассаж:
"Музыкальная академия Моцарта в Зальцбурге, или школа с вековыми традициями где-нибудь в Италии или Испании, это, наверное, здорово, но даже их престиж и имена не обесценивают в моих глазах таланта моих собственных учителей". Судя по этой фразе, да и по сайту в целом, учителя у Сергея были действительно хорошие. Низкий им поклон!
Если вы заглянете на страницу "Новости", то увидите, что все разделы сайта обновляются каждые три-четыре дня. Последнее обновление, которое застал я, когда писал эти строки, датировалось 27 декабря. Комментарий в "Новостях": "Добавлены статьи о Д. Прате и Л. Альмирон. В приложении к статье об Исааке Альбенисе размещены ноты Asturias (Leyenda) в 2-х транскрипциях: Андреса Сеговии и Доминго Прата. На этом в уходящем году, пожалуй, все".
Да-да, вы не забыли, что на сайте имеются также звуковые файлы? Они приложены почти к каждой (если не к каждой, я честно сказать, не проверил, 300 названий - не шутка!) статье. А общий их список находится в разделе "Аудио-карта", состоящем из нескольких страниц.
А на главной странице вы найдете еще и красочную ссылку "Гитара и лютня в живописи и графике", на страницу, ведущую в несколько галерей.
Рядом, чуть ниже, на фоне гитары, - "Поиск по сайту". Еще ниже - ссылка на страницу "Гитарные конкурсы и фестивали".
А чтобы сделать ресурс еще более исчерпывающим - страница "Ссылки". Я хотел было пройтись по нескольким из них - для сравнения, но, чувствую, вы уже притомились. Прогуляетесь как-нибудь сами, без меня.