New article Archive About this project
Коллекция ссылок


Гостевая книга

Предложите тему или сайт для обзора


Наши друзья

Oficial Site of Dina Rubina

English Story

Machanaim

Заметки по еврейской истории

Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов

Дом Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»


Рассылки Subscribe.Ru
Прогулки в Интернете
  



07.07.2005 - Лучший друг импрессионистов

О том, как вождь всего прогрессивного человечества и лучший друг всех физкультурников оказался еще и в друзьях импрессионистов, но не всех, а только избранных, я сегодня обязательно расскажу. Но сначала разберемся с возрастом израильского Интернета, который, как выясняется, старше, чем мы думали.

Нет, во времена Иосифа Ужасного он еще не существовал. Но, говоря о его 10-летии в статье "12.06.2005 - Юбилейное", я несколько погрешил против истины, хотя и подозревал некий подвох. Дело в том, что еще не в столь давние времена нашего бедного еженедельного приложения "Компьютер и жизнь", не дожившего даже до одного года, довелось мне писать о 35-летии мирового Интернета. И тогда я узнал, что это число, хотя дата и не отделена от нас толщей веков, не может считаться бесспорным, ибо возраст чуда 21-го века, родившегося в веке 20-м, меняется не на год и не на два в зависимости от того, откуда считать. Ну, нам, праздновавшим годовщины октябрьской революции в ноябре, к этому не привыкать. А что с израильским Интернетом?

Вот письмо читателя Бориса Гольдштейна, который был свидетелем революции другого рода - подключения Израиля к Всемирной сети:

"Уважаемый Виктор Лихт!

Израильскому (относительно массовому) Интернету больше десяти лет, думаю - не меньше 15. Это фирме "Internet Zahav" - червонец (замечу в свое оправдание, что доверился упомянутой фирме, известившей нас о 10-летии не собственном, а именно всего Интернета на Земле обетованной. - В. Л.). Я сам подключен к Интернету (на коммерческой основе) с 1994 года через "Netvision" и был далеко не первым клиентом - у них были серверы в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе. Коммерческие услуги предоставляли и другие фирмы, например IBM. Кстати, к ней мы присоединились еще раньше, по-видимому, в конце 1993-го. Однако выяснили, что надо платить "Безеку" довольно дорого, и полгода пытались отключиться. При этом нам регулярно присылали счета (кажется, 30 долларов в месяц!) из Дании, а центр обслуживания находился в Голландии (звонить в него можно было по бесплатному телефону). У нас с сыном была еще возможность подключаться к серверу Иерусалимского университета, чтобы бесплатно работать с текстовым вариантом Интернета, примерно соответствующим нынешнему WAPу на мобильных телефонах. Работники университетов подключались к Интернету из дома по крайней мере с 1991 года. А Иерусалимский университет - один из пионеров Интернета не только в Израиле, но и в мире.

Была еще иерусалимская фирма, но пока мы с ней вели переговоры, ее перекупила "Netvision".

Школьникам (не всем, но нам досталось, так как старший сын учился в школе "Офек") начали раздавать дискеты с программой "Kernet" для подключения через модем году примерно в 1993-м. Но это всё дела домашние. Многие фирмы и научные учреждения были подключены еще раньше".

Вот и думайте, от какой даты считать! "Счета из Дании" и центр обслуживания где-то в Голландии - это, строго говоря, не совсем израильский Интернет. Но ведь выход во Всемирную сеть-то существовал здесь до 1995 года!

Конечно, Интернет в те достопамятные времена был совсем другой. Я его израильский вариант не видел, но ведь кое на что мы могли смотреть из Москвы точно так же, как здешние пользователи IBM. Например, мировые чарты - таблицы популярности исполнителей рок- и поп-музыки - мы добывали через сайт MTV. Тогда его страницы выглядели так: белые буквы на сплошном черном фоне с единственным логотипом. Ссылок практически не было, разве что для переходов от чарта к чарту и на новостную страницу MTV. А зайдите туда сейчас! Можно и фрагменты из фильмов увидеть, и отрывки из музыкальных композиций послушать, и продукцию заказать, и получить сетевые адреса десятков аналогичных ресурсов...

Когда он родился, именно такой Интернет, и когда к нему получил доступ массовый пользователь в Израиле, - точную дату, наверное, не назовет никто. Однако в стране, где юбилеи регулярной Советской Армии отмечались в день, когда, как позже выяснилось, неизвестно от кого потерпел поражение какой-то самодеятельный красный военный отряд, нас приучили, что для выпивки любой повод хорош. Для прогулки по Интернету тоже!

Можно, например, как обычно, воспользоваться письмом читателя, точнее, на сей раз читательницы, пригласившей посетить очередной сетевой арт-архив. Лишний раз просветиться в области изобразительного искусства никогда не вредно, к тому же те возможности, которые нынешняя компьютерная техника и нынешний Интернет предоставляют для разглядывания работ художников, не чета прошлым, десятилетней и более давности.

Место, куда мы направляемся, называется "Mark Harden's Artchive". Господин Харден слил "арт" ("искусство") и "архив" в одно слово. Несколько неприятная особенность этого ресурса, огорошивающая сразу на входе: вместе с основной страницей открываются два, три, а то и четыре дополнительных окна - реклама. Можно раздражаться, а можно и понять человека, который с нас за погляд деньги не берет, но должен где-то добывать средства на содержание собственного детища. На то, что посетители внемлют слезным мольбам обязательно кликнуть по баннерам его финансовых спонсоров, он не рассчитывает. И правильно, на такие просьбы мало кто реагирует. Вот и приходится ему навязывать сайты "в нагрузку". К этому мы в стране нашего исхода тоже приучены. Тут же, повторяю, никто с нас денег не берет, за "нагрузку" в том числе, разве что придется потрудиться, закрывая ненужные окна. Они по крайней мере ничего неприличного не содержат. А то, помнится, один сайт с компьютерными программами, фильмами и музыкой открывался не иначе как со страницей "Проститутки Москвы" в придачу...

На сайте "The Artchive" (он англоязычный) есть по меньшей мере две опции для навигации. Можно воспользоваться имеющимся в левой рамке алфавитным списком, в котором фамилии художников представлены вперемежку с названиями стилей. А можно двигаться с помощью списка этих самых стилей, расположенного в центре страницы. Чтобы было сразу понятно, что конкретно создатель сайта подразумевает под тем или иным стилевым термином, вслед за ним идут три-четыре имени художников. Например: "Барокко. Рубенс, Рембрант, Бернини..." Многоточие, понятно, заменяет "и так далее". Например, в названном разделе есть еще Караваджо, Хальс, ван Дейк и прочие. Я не уверен, правда, что все они, скажем, тот же Рембрандт, безоговорочно проходят по разряду "барокко".

Но у господина Хардена вообще с систематизацией несколько напряженные отношения. С "Романтизмом" соседствуют "Испанцы" ("Spanish"), а следом идут "Женщины" ("Women"). Если географические и временные понятия иногда еще могут служить некой стилевой характеристикой, то уж половая принадлежность художника вряд ли...

Далеко не все электронные репродукции содержатся на сервере самого Марка Хардена. Часто он дает ссылки на другие ресурсы, где ими можно полюбоваться. Но зато те, что есть у него, просматриваются с помощью специальной программы (той же, которая используется на венгерском сервере The Web Gallery of Art - о нем я писал 3 марта нынешнего года), дающей возможность менять масштаб изображения.

Харден снабжает страницы, посвященные художникам, краткими биографическо-искусствоведческими очерками, принадлежащими перу специалистов, а сами картины - исчерпывающими паспортами: название на языке оригинала и на английском, год создания, техника и материал, размер, место хранения оригинала.

Как на многих нынешних серверах, поддерживающих связь с поисковой системой Google, последняя размещает тут почти на всех страницах выделенные цветом полосы ("стрипы") "Ads by Goooooogle". Это дополнительные адреса по теме того сайта или даже того раздела, в котором мы находимся. Не пренебрегайте ими, можно отыскать немало любопытного!

Я, например, наткнулся на адрес сайта, который называется "Russian art. Moscow museum and art gallery of russian impressionism". Именно так, на английском языке, да и весь сайт англоязычный, хотя речь идет о русских или советских, то есть работавших в СССР, художниках, да и сам музей вроде бы расположен где-то в Москве.

Меня заинтересовало определение "русские импрессионисты". Кого под ним разумеют? Выяснилось, что художников самых разных, причем порою неожиданных в соседстве со словом "импрессионизм". Чтобы посмотреть здешние работы, щелкните по ссылкам "Exhibition center" или "Inventory". В первом случае откроется список тем, отраженных представленными тут художниками, и в подборку - жанров (с систематикой и здесь не все в порядке). Во втором - алфавитный список тех же авторов с указанием их работ. И в нем немало удивительного.

Я никогда не подозревал, например, что картину Дмитрия Налбандяна "Птичница", репродукции которой висели в некоторых советских общепитовских точках, можно считать импрессионистической. Да и сам Герой социалистического труда и действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии Дмитрий Аркадьевич Налбандян, наверное, немало бы тому поразился. Он-то себя, поди, считал соцреалистом. Правда, он пережил времена, когда "импрессионизм" было словцом чуть ли не ругательным, и дожил до тех, когда оно стало вполне легитимным, хотя и отдающим "не нашим" душком. Впрочем, признаем, что, если отвлечься от категорий идеологических, в самой живописной манере этой картины Налбандяна что-то импрессионистическое, безусловно, есть.

Но еще больше, думаю, вы удивитесь, если заглянете на страницу Information Centre, а на ней кликнете по ссылке Our Moscow Russian Impressionism Museum. И увидите, например, "Письмо с фронта" Александра Лактионова, картину, в которой импрессионизмом и не пахнет. Скорее, если уж создателям музея нужны западные стилевые категории, можно воспользоваться американским термином "фотореализм". Однако особенно меня поразило наличие среди здешних "импрессионистов" Бориса Иогансона с его полотном "И. В. Сталин выступает в Таврическом дворце". Не знаю, как Борис Владимирович, но уж его герой точно вряд ли бы обрадовался этому "низкопоклонству перед Западом".

К счастью, руководящее мнение оратора из Таврического дворца нынче мало кого волнует. Зато экзотический большевистский сюжет в сочетании с маркой всемирно признанного художественного течения может служить своего рода рекламным ходом, способствующим продаже работ "русских импрессионистов" за рубежами России. А ведь это, похоже, и есть одна из основных целей "музея", на сайте которого мы находимся.

Виктор Лихт ("Вести", Израиль)
Предыдущий выпуск Архив выпусков Следующий выпуск
Copyright © 2001-2003 Victor Licht & Assia Scherbak
Google
WWW webprogulki

Hosted by uCoz