17.10.2002
Еще об еврейских сокровищах: история и традиции
Сегодня речь пойдет о сокровищах не материальных, а чисто духовных. Говорю "чисто", потому что, согласно еврейской традиции, отделять материальное от идеального вообще не очень корректно. Вот, скажем, мезуза: висит себе коробочка, в ней пергамент с написанным на нем человеческими руками текстом. Что это - материальное или духовное? Материальное, конечно, материальное, скажут одни, посмотрите только на цены, за которые некоторые из этих мезуз продаются. Духовное, разумеется, духовное, возразят другие, ибо мезуза придает святость еврейскому дому, осеняет его благодатью. И обе стороны в споре будут в чем-то правы. Но сегодня у нас пойдет речь только о ценностях, которые денежной оценке вообще не поддаются, а если и поддаются, то в весьма опосредованном виде - например, в виде книги, которую тоже продают в магазине. И говорить я буду не о самих ценностях как таковых, а о том, как и где их добыть в Интернете.
Совершить нашу нынешнюю прогулку нам поможет создатель сайта, имени которого я так и не нашел. Говорю об имени автора, сам же сайт называется "История и традиции еврейского народа", или, на иврите, "Море Давид" ("Учитель Давид"). Под заголовком сайта сказано, что техническая поддержка осуществляется ОРТ (Санкт-Петербург). Естественно, речь идет не о российском телевизионном канале (который, кстати, в экспортном варианте претенциозно называется теперь "Первый канал. Всемирная сеть", как будто во всех странах его смотрят именно на первом канале, а Всемирная сеть - не Интернет!). Тут подразумевается почтенная еврейская организация, которая уже многие десятилетия занимается образованием еврейских детей.
Между прочим, я полюбопытствовал, что скрывается за первой частью приведенного выше web-адреса. Оказалось, петербургская школа № 550 "с углубленным изучением иностранных языков и информационных технологий". И долго не мог понять, какое же отношение она имеет к ОРТу. Пока на страничке "О школе" не открыл закладку "Из истории". Там, среди сведений о том, что "школа занимает здание, в котором в 1862 году по высочайшему повелению императора Александра II была открыта гимназия № 6, в 1904 году получившая имя Наследника цесаревича Великого князя Алексея Николаевича", я и обнаружил кратенькое напоминание: "1995 год - школа вошла в сеть школ World ORT в рамках проекта "ORT-Gunzburg". И тут же ссылка на сайт этого самого проекта, которую воспроизвести не могу, так как она таинственным образом совпадает с... адресом заглавной странички сайта самой школы, хотя при щелчке и выводит туда, куда нужно. Это не единственная загадка сайта 550-й школы, на котором, впрочем, есть немало интересного (о чем сегодня еще расскажу). Загадка номер два - найти на нем ссылку на тот самый сайт "История и традиции еврейского народа", с помощью усекновения адреса коего я сюда попал, мне так и не удалось, хотя по логике вещей ей должно быть. Поэтому пришлось вернуться к нему с помощью закладки, заботливо сохраненной мною перед тем.
А теперь, вернувшись, пойдем по порядку. Первый пункт в красивом меню, обозначенный израильским бело-голубым флагом, - "Ресурсы Изранета". Тут открывается множество подпунктов, которые далеко не всегда прямо связаны с заявленной темой данной страницы, ни общей, широкой, ни узкой. Более того, выясняется, что перед нами скорее путеводитель по сайтам, чем собственно авторский сайт как таковой. Вот, например, подрубрика "Ресурсы библиотек". Чего тут только нет! Адреса страниц по общей, еврейской, русской истории. Попутешествуйте сами, найдете много занятного. Впрочем, я оставляю за собой право к некоторым из имеющихся адресов вернуться в последующих прогулках. Далее имеются пункты "История Израиля", "История Холокоста", "Традиции и праздники", "Пресса и периодические издания" и другие, в том числе даже "Израильская адвокатура на русском языке". Адресов не привожу, так как, повторяю, это еще не странички как таковые, а, если так можно выразиться в данном случае, адресные книги. Сразу же скажу, что довольно часто в них натыкаешься на неработающие ссылки, что, впрочем, почти неизбежно при нынешней динамике развития Интернета, сайты в котором появляются как грибы после российского дождя и исчезают с той скоростью, с которой испаряются лужи после дождя израильского, случившегося в неурочное время, осенью или весной (о дожде летом у нас, понятно, речи нет вообще). Вот, скажем, нашел я тут ссылку "Газета "Вести" на сайте Российского Еврейского Агентства". Очень удивился, потому что знаю, что у нашей газеты сайта нет. Что за притча? Но после долгих попыток открыть указанную ссылку, мой браузер выдал горестное сообщение об ошибке... Так и осталось для меня загадкой, какая такая газета на сайте РЕА пользовалась нашим именем.
Вернемся теперь к главной странице и откроем пункт меню "История Израиля". Только будьте готовы к тому, что вместе с искомой страничкой у вас откроются какие-то другие, совершенно неожиданные и к делу отношения не имеющие. Видимо, это расплата за бесплатное место на сервере. Недаром говорят, что бесплатным сыр бывает только в мышеловке. Развернутое название страницы, на которую мы попали, - "История народа Израиля в эллинистическую эпоху и в средние века". Здесь тоже много ссылок, среди которых находим, например, и такую - "История евреев России и СССР". Надо же! Никогда не подозревал, что мне довелось жить в эллинистическую эпоху или в средние века. Впрочем, ссылок и интересных (за каждой ведь открывается целая россыпь адресов) здесь действительно очень много. Изучайте!
Следующий пункт основного меню - "История Иерушалаима", или "Адреса в Интернете, связанные с Иерушалаимом". Понимаю желание создателя сайта произносить название еврейской столицы правильно, как она именуется на иврите, а не в искаженном греческом варианте, принятом в русском языке. И все же согласиться с ним не могу. Ведь если быть последовательным, придется подвергнуть ревизии почти все географические - и не только! - наименования, привычные уху человека, говорящего по-русски. Говорить "Пари" вместо "Париж", "Ландн" вместо "Лондон", "Рома" вместо "Рим", "Букурешти" вместо "Бухарест". И так далее, и тому подобное. Но так мы скоро просто разучимся понимать друг друга. Поэтому давайте на иврите говорить "Иерушалаим", а по-русски оставим название "Иерусалим".
Автор проявляет некоторую непоследовательность и в распределении своих ссылок. Например, в том самом разделе, в котором мы находимся, то бишь посвященном Иерусалиму-Иерушалаиму, я вдруг нашел ссылку "Цфат", что еще более или менее понятно, и даже "Санкт-Петербург", что уж совсем непонятно.
Очень любопытны "Материалы по истории города" (Иерусалима, не Петербурга!) - курс лекций, составленных на основе учебников Открытого Еврейского университета.
А что скрывается за пунктом меню "Материалы к урокам"? Главным образом, материалы для тех, кто изучает священные тексты. Причем распределенные по классам. Классы какой именно школы имеются в виду, я пока не понял. Ведь 550-я, с сайтом которой изучаемый нами ресурс "генетически" связан, прямо декларирует, что она школа светская, и даже не особенно афиширует свою еврейскую "родню". Так, вскользь помянута. Странно это.
Ладно, идем дальше. Следующий пункт "большого меню" - "История сионизма". Тут среди прочего имеются ссылки на имеющиеся в Интернете работы Теодора Герцля и статьи и фельетоны Зеева Жаботинского, которые всегда полезно почитать в оригинале (пусть иногда и в переводном), ибо вокруг них развелось немало спекуляций. Берем на заметку и продолжаем путешествие.
Далее следует "История Холокоста". Тут очень много ссылок, в том числе и на музеи, связанные с этой темой. Но на главной странице рядом имеется пункт меню, который как раз и называется - "Музей Холокоста". Речь идет о музее, посвященном истории Катастрофы европейского еврейства, открытом в Петербурге, на Мойке, в конце сентября 1999 года. Слышали о таком? Я, например, узнаю впервые.
В меню "Конференции и семинары" я нашел ссылки "История евреев в Санкт-Петербурге XVIII века" и она же - для XIX века. Но пока передо мной открылись абсолютно пустые страницы... В разделе "Проекты учащихся" среди прочего есть "Реквием". С подписью "проект учащихся 10-а класса к городской олимпиаде "Гражданское общество". Открыл. Тут-то и выяснилось наконец, что речь все-таки идет о школе № 550. Снова пошел на ее сайт, заглянул на страничку "Библиотека", где, судя по его адресу, должен размещаться сайт, по которому мы сейчас гуляем. Но его нет как нет! Чудеса да и только.
Зато нашел здесь же другой любопытный подсайт - "Библейские сюжеты в мировом искусстве". Тут есть систематизация по персонажам, по художникам, по историческим названиям. Есть и словарь художественных терминов. Известен и автор этого раздела, в котором, кстати, еврейский уклон очевиден, хотя и прямо не обозначен, - Н. Р. Гурина. Правда, библейско-еврейской темой она себя не ограничивает, есть и раздел "Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве", и "Словарь античной архитектуры", в котором термины даны не только с разъяснениями, но и с иллюстрациями, и общий "Словарь архитектурных терминов", в коем иллюстраций пока нет.
Однако вернемся к нашему, столь тщательно скрываемому от постороннего глаза еврейскому сайту. Последний пункт в его меню - "Традиции и праздники еврейского народа". Тут очень много ссылок. Некоторые вам, надеюсь, уже известны по моим "Прогулкам". Но есть и такие, которые мне лично еще не встречались. Они заслуживают отдельного рассмотрения, каковое, надеюсь ("бли недер" - "без обетов", как говорят евреи!), воспоследует в будущем.
Но кто же он все-таки такой, таинственный автор сайта, по которому мы сегодня путешествовали? Я, было, решил, что найду какие-то сведения о нем на страничке Dixi. Ибо это "личный дневник редактора". Но дневник оказался очень коротким, а главное, по-прежнему безымянным. Что ж, многие еврейские сокровища не открывают имени автора.