10.10.2002 - В поисках еврейских сокровищ
Речь, понятно, пойдет не об анекдотической Саре времен революции и гражданской войны ("90 килограмм золота вас устроят? Сарочка, золотце мое, тут тебя спрашивают!") и не о нашей невостребованной части из анекдота более поздних времен ("Это общество "Память"? Вы говорите, евреи продали Россию? Где я могу получить свою долю?"). Просто в одном из писем ко мне содержался упрек: "В коллекции ваших ссылок отсутствует, к сожалению, информация о виртуальных музеях иудаики (книги, предметы культа, ритуальное серебро и т. д.)". И в самом деле, что на эту тему может предложить Интернет?
Поиски в русскоязычном Google на слова "виртуальные музеи иудаики" и просто "музеи иудаики" дали нулевой результат. Зато на слово "иудаика" поисковый сервер выдал примерно 1100 адресов. Часть из них, не самая большая, но все же заметная, - ссылки на страницы моих собственных "Прогулок". Что, как вы понимаете, хоть и греет авторское самолюбие, но делу в данном случае помогает мало. Среди остальных ссылок я, долго копаясь, ничего подходящего по интересующей меня сегодня теме не обнаружил. В англоязычном Google на слова "virtual judaica" результатов оказалось 108. Однако, как ни странно, среди них преобладают адреса не музеев, а современных сайтов художников, изготовляющих мезузы (пергаменты с текстами из Торы, размещаемые в специальных футлярах на косяках дверей еврейских домов), "ктубот" (художественно оформленные брачные контракты, содержащие обязательства мужа по отношению к жене), кубки для "кидуша" - благословения вина во время субботних трапез, сделанные из серебра и других материалов, салфетки для накрывания хлеба в момент "кидуша", а также другие предметы еврейского обихода.
Вот, например, сайт каллиграфа и художника, дипломированного переписчика Торы Авраама Герша Боршевски (Avraham Hersh Borshevsky). Внизу справа, под его фотографией, вы можете видеть образец написания мезузы. Щелкните по картинке, она раскроется, и вы поймете, что текст "Шма Исраэль" для мезузы - это настоящее произведение искусства, хотя ничего, кроме самих букв с особыми "шипами"-венчиками, тут, собственно говоря, нет. Рядом с этой картинкой на основной странице расположена другая, с собственной ссылкой. Это коллекция рамок-шаблонов для "ктубот", предлагаемых художником. Слева на экране полукругом расположены названия, прикасаясь к которым вы получаете справа маленькие картинки. Выбрав приглянувшийся образец, щелкните по соответствующему названию, чтобы рассмотреть картинку подробнее. Разумеется, текстовое "наполнение" будет зависеть от воли потенциального заказчика.
А вот сайт ювелира и серебряных дел мастера Йоси Саги (Yossi Sagi). Тут и бокалы для "кидушей", и подсвечники разнообразных форм, и футляры для мезуз, и наборы для "авдалы" - церемонии, проводимой на исходе Субботы, для отделения святого дня от будней, и указки, используемые чтецами свитков Торы в синагогах. При желании, опять-таки, все это можно заказать. Правда лично мне здешние цены не по карману, боюсь, что и многим моим читателям тоже, хотя кто знает... Но рассмотреть все в виртуальном пространстве нам, разумеется, никто не мешает. За погляд денег не берут. Каждому предмету посвящена отдельная страничка с описанием и изображением, причем изображение можно увеличить, открыв щелчком мыши по нему отдельное окно.
Милые еврейские штучки (это я так перевожу название сайта Nice Jewish Things) можно увидеть здесь. Выбирайте любую из категорий, представленных в таблице, - и вперед! Описание каждого из предметов тоже дано в табличке (видимо, создатели сайта - люди, любящие систематичность, что нужно только приветствовать). Картинки можно увеличивать с помощью все того же волшебного "клика".
Меня заинтересовало название Pushkes. Оказалось, что это специальные коробочки для "цдаки" - благотворительных пожертвований. Правда, несмотря на множественное число в англоязычном варианте явно идишского слова, образец тут представлен только один, причем, на мой вкус, не лучшего достоинства.
А что это за раздел "Статуя Свободы"? Здесь мы находим миниатюрную копию знаменитой скульптуры, встречающей всех прибывших в Нью-Йорк морем, изготовленную из фарфора, а также фарфоровую же "круглую лиможскую шкатулку", на которой виднеются нью-йоркские небоскребы, а среди них, вероятно, можно углядеть все ту же статую. Только почему она попала в "еврейские штучки"? Может, в соответствии с представлениями членов вышеупомянутого общества "Память", не к ночи будь помянуто, полагающих, что США - один из центров всемирного сионистского заговора? Почему же тогда звезда на постаменте-коробочке не шести-, а пятиконечная, а корона статуи напоминает... русский кокошник? С этими еврейскими штучками не соскучишься! Однако если речь тут и идет о всемирном еврейском заговоре, то о весьма своеобразном. Porcelain Limoges Box - это традиционные французские фарфоровые шкатулки, изготовлением которых часто занимались ремесленники-евреи. Вместе с ними это искусство распространилось по всему миру, в том числе и за океан. И то, что я принял поначалу за "постамент" Статуи Свободы, тоже является шкатулкой, этой самой статуей украшенной. Но вот звезда... Насчет звезды я так и не понял.
Весьма симпатичные еврейские штучки можно посмотреть и на странице Israel Judaica and Israel Gifts from Israel Direct. Тут и керамический ханукальный "свивон" (он же "дрейдл" - волчок, которым еврейские дети играют на Хануку), и мезузы, и "косот кидуш" - бокалы для благословения вина из серебра и керамики, и подсвечники, и разнообразные кипы - ермолки, которые носят на голове религиозные евреи, и салфетки для субботних хал. Среди прочего имеются тут и хамсы, с помощью которых якобы можно уберечься от сглаза, хотя это скорее символы суеверия, а не подлинного иудаизма. К сожалению, тут картинки не увеличиваются, но, хотя они и небольших размеров, рассмотреть предметы все-таки можно.
Образцы работ современных художников имеются и на сайте Virtual Judaica Gallery. Тут на заглавной странице каждый месяц представлен один художник. Когда я сюда попал, это был житель Нью-Йорка Кальман Фрейдус. Справа - несколько образцов работ героя дня. Хотите больше - жмите на расположенную под ними надпись More by... и именем автора. Если же вам хочется посмотреть работы и других художников, имеющиеся на сайте, воспользуйтесь окошечками в самом верху страницы: Browse by Artist ("Ищи по имени художника"), Or by Tipe ("Или по жанру"), Or by Price ("Или по цене" - можно выбрать диапазон цен, которые вас устраивают хотя бы в том смысле, чтобы узнать, что же за эти цены можно купить), Or Search by Keyword ("Или по ключевому слову"). Художников тут вместе с отчасти уже знакомым нам Кальманом представлено шесть.
Современные художники - это прекрасно. Но где же еврейская старина? Множество адресов еврейских музеев можно найти на одной из страниц сайта Еврейского университета в Иерусалиме. Страница так и называется - Jewish Museums. Адреса расположены в географическом порядке, казалось бы, гуляй - не хочу. Да вот незадача - еврейские музеи всего мира очень неохотно показывают свои сокровища виртуальным посетителям. Рассказать - да, пожалуйста, но иллюстраций практически нет. Народ Книги изображения не жалует.
Ясно, что всех ссылок я не перебрал, их слишком много, поэтому от дальнейших обобщений воздержусь. Но зато вам теперь будет понятна моя радость, когда я наткнулся на страничку "Еврейские музеи Праги" ("Жидовске музеум в Празе"). Русскоязычные евреи всех стран, не оскорбляйтесь! По-чешски, как и по-польски (о чем я уже писал), да и на некоторых других славянских языках слово "жид" - не ругательство, как мы к тому привыкли, а констатация факта нашей с вами национальной принадлежности, не имеющая никакой отрицательной окраски. Впрочем, если вам невмоготу встречать на каждом шагу слово "жид", или если вы недостаточно бегло читаете по-чешски, можете воспользоваться англоязычным вариантом.
Сайт довольно большой, тут много чего есть. Но мы-то ведь с вами мечтаем о виртуальной прогулке. Предусмотрена и она - вот, видите, надпись в меню, Virtual Tour. Перед нами небольшой план центра Праги, где порой довольно густо натыканы черные точки с номерами. Ниже под теми же номерами - названия еврейских мемориальных мест. Вот, например, синагога Майзеля, построенная в конце XVI века. Здесь рассказ про нее, две фотографии, экстерьер и интерьер, а в самом низу страницы есть ссылка Exhibition. Тут описывается первая часть выставки The History of The Jews in Bohemia and Moravia ("История евреев в Чехии/Богемии и Моравии"). И даны некоторые ее экспонаты. Например, красивый серебряный кубок для "кидуша" (вы ведь искали еврейское серебро, не так ли?).
И так устроена каждая страничка, посвященная еврейским памятникам Праги: "Испанская синагога", "Синагога Пинхаса", "Синагога Клаузена" и другие. Выставочных ссылок нет только на страницах "Еврейское кладбище", что понятно, и "Галерея Роберта Гутмана". Но в последнем случае не спешите отчаиваться. Щелкните по ссылке "Предыдущая экспозиция", она находится под названием галереи, справа. И тут раскроется целый список экспозиций. Правда, речь снова идет о современных художниках, да и темы их далеки от той, которой мы сегодня занимаемся. Но кто, спрашивается, обязал нас не отклоняться от маршрута ни вправо, ни влево?
Однако под конец все-таки вернемся к нашей основной теме. Заглянем на сервер JNUL (Jewish National and University Library), содержащий мощную базу данных о "ктубот" евреев всего мира - Ketubbot Database. Слова "всего мира" - не преувеличение. Раскройте список стран и убедитесь в этом сами. От Афганистана до Югославии, согласно алфавиту, везде жили евреи, везде женились и составляли брачные договоры, образцы которых вы увидите, если щелкнете по названию любой страны в списке. Как тут не вспомнить еще одну полуанекдотическую историю про еврейку, которую очередные экспроприаторы стали пытать насчет сокровищ. "Вон они, мои сокровища, по двору бегают", - ответила она, указывая на своих многочисленных детей. И была совершенно права!