05.10.2004 - Лондонская национальная галерея
В последние недели я в связи с чередой еврейских праздников несколько подзадержался на израильской территории, пусть и виртуальной. Осенние празднования еще не завершились, впереди у нас Симхат-Тора, одна из самых радостных дат нашего календаря, когда религиозные евреи как дети пляшут на улицах со свитками Торы, знаменуя тем самым завершение очередного и начало нового цикла погружения в бесконечную мудрость Творца. А после этой краткой «остановки в восьмой день» («Шмини-Ацерет» на иврите, другое название этого дня) наступят будни. И возвратясь к земным делам, мы можем снова пуститься в путешествия по свету.
Всемирная сеть в частности тем-то и хороша, что позволяет бродить по нашему миру беспрепятственно. И сегодня мы с вами перенесемся на веб-крыльях в столицу Туманного Альбиона, чтобы побывать в тамошней Национальной галерее. Сделать это нам поможет их сайт.
Разговаривают англичане, естественно, по-английски. Правда, оглядевшись на главной странице сайта, я обнаружил в ее левом нижнем углу череду флажков, открываемую миниатюрным изображением французского стяга, а завершаемую столь же миниатюрным символом Государства Российского. Цвета у них, как вы помните, абсолютно одинаковые, только у французов три полосы расположены вертикально, а у россиян горизонтально. Да и порядок цветов различается. Один любитель мнемоники как-то посоветовал мне запомнить этот порядок по первым буквам, сложенным в некое подобие слова, - «сибек» («синий - белый - красный») у Франции и «бесик» у России.
Такие же флажки встречаются потом в разных местах на других страницах сайта. Только знатокам языка «бесик» (прошу прощения у асов компьютерного программирования за невольный каламбур!), с другими языками не знакомым, особенно радоваться нечему. Потому что щелчок по ссылке-флажку приводит всегда на одну и ту же страницу, написанную действительно по-русски, но содержащую лишь самую общую информацию о галерее. Приведу некоторые сведения оттуда.
«Национальная галерея была основана в 1824 году. В ней находится национальная коллекция западноевропейской живописи, содержащая более 2000 полотен и охватывающая период с 1280 года до начала '' столетия. Коллекция представляет все основные европейские школы живописи и включает в себя полотна практически всех великих художников». Кавычки между словами «начало столетия» - не моя опечатка, а их. Прочитав текст чуть дальше, вы поймете, что в этом месте речь идет о ХХ веке.
И узнаете, что коллекция тут весьма репрезентативная. Вот краткое перечисление:
«Крыло “Сэйнсбери”, период с 1280 по 1510 год, включает полотна ван Эйка, Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Беллини и Рафаэля.
Западное крыло, период с 1510 по 1600 год, включает полотна Тициана, Тинторетто, Кранах, Микеланджело, Гольбейна, Бронзино, Веронезе и Эль Греко.
Северное крыло, период с 1600 по 1700 год, включая полотна Рубенса, ван Дейка, Караваджо, Пуссена, Клоде, Веласкеса, Рембрандта и Вермеера.
Восточное крыло, период с 1700 по 1900 год, включая полотна Каналетто, Генсборо, Тернера, Констебля, Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога и Сёра».
В этом тексте тоже время от времени встречаются апострофы вместо букв. Недостающие литеры, впрочем, подставляются без труда, что я и сделал, исправив попутно и некоторые опечатки в фамилиях.
Далее подробно рассказывается о размещении всех служб галереи (реальной, а не виртуальной), вплоть до туалетов, которые, как сказано тут, имеются везде «для обоих полов и инвалидов». Вот никогда не думал раньше, что инвалиды бесполые или гермафродиты какие-то... А чтобы посетители, которым невтерпеж, зря не мучились, заботливо «рекомендуется пользоваться туалетами в крыле “Сэйнсбери”, где очереди, как правило, отсутствуют». То ли полотна Леонарда да Винчи и Рафаэля являются не столь сильным мочегонным средством, как работы Сезанна и Ван Гога, то ли туалеты там просторнее...
Но кроме шуток, забота о посетителях тут всемерная, даже комната для матери и ребенка предусмотрена! И про вешалку, с которой, как известно по Станиславскому, начинается театр, пусть и в самом конце, но упомянуто. Указано не только местоположение гардеробов, но и время закрытия. Чтобы, увлеченные Тицианом, мы не остались без пальто на промозглой лондонской улице.
Впрочем, у нас свой туалет и гардероб, недалеко от компьютера. И в Интернет-путешествии по Лондонской национальной галерее нам русскоязычная страница не помощница, поэтому возвращаемся к главной, говорящей... Чуть было не написал по инерции «на языке Шекспира». Нет, тут вполне современный и достаточно простой английский, думаю, что для того чтобы в нем разобраться, ни Оксфордский ни Кембриджский университеты нам не понадобятся.
Для начала в колонке Permanent Collection («Постоянная коллекция»), расположенной посередине, познакомимся с выбранной самими устроителями сайта «Картиной месяца». В сентябре это был «Пир Валтасара» («Belshazzar's Feast») кисти Рембрандта.
Заглянув на такую страницу, вы познакомитесь с тем, как устроены все страницы, посвященные отдельным произведениям из собрания Национальной галереи, представленным на сайте. Слева - небольшое изображение. Справа - краткое, «в первом приближении», описание работы. Если кликнуть по изображению, откроется новая страница, где уже содержится подробный «паспорт» картины, достаточно развернуто рассказывается история ее создания, а также излагается сюжет, если это именно сюжетная работа.
Например, в случае с данной картиной Рембрандта рассказывается библейская история царя Валтасара, у которого во дворце во время оргии возникли огненные письмена «Мене, мене, текел упарсин (уфарсин)» («Взвешено, отмерено и разделено»), растолкованные ему еврейским пророком Даниилом. По-русски часто встречается написание «текел, фарес», что не совсем точно. Судить об этом можно хотя бы той же картине Рембрандта. Художник точно воспроизвел арамейскую надпись, только слова в ней расположены не одно за другим, а столбиками, но в привычном нам, уже знающим иврит, ближайший родственник арамейского, порядке справа налево. Правда, «нун софит» (конечную букву «нун» в последнем слове) он изобразил несколько смахивающей на букву «заин», что немудрено, ибо они действительно немного схожи.
А как увидеть эту надпись на изображении? Очень просто, оно вполне поддается увеличению. Просто щелкните по нему мышью еще раз (или по надписи Image only - «Только изображение» - под картиной) и рассматривайте произведение искусства во всех подробностях.
Более того, имеется еще один, гораздо более мощный инструмент для изучения деталей картины. Под первоначальным маленьким изображением слева есть значок-лупа с надписью Zoom (он же воспроизведен и около увеличенной картины, но только над ней справа). Кликните по нему. Тогда перед вами раскроется страница с информацией о размере файла-картинки и примерном времени его загрузки - от 2 секунд до нескольких минут, в зависимости от скорости, на которой работает ваш модем. Под этой надписью снова есть клавиша Zoom. Кликните и по ней. И тут через некоторое время на вашем экране появится черный квадрат. Нет, это не знаменитое произведение Казимира Малевича, а всего лишь левая, самая верхняя и самая темная часть картины Рембрандта. Справа от этого квадрата вы найдете все ту же маленькую картинку, но уже с красным прямоугольничком на ней. Цепляйте его указателем мыши и двигайте в ту часть картины, которую желаете увидеть во всех подробностях. И она появится в левом «магическом квадрате».
Удивительно, что качество изображения при этом нисколько не страдает, хотя каждый, кто имел дело с графическими редакторами, знает, что при увеличении изображения оно обычно теряет резкость и приобретает «зернистость». Как этого избежали в данном случае, пусть нам расскажут специалисты, коль скоро таковые найдутся среди моих читателей. Но только не пытайтесь скопировать эту деталь привычным нажатием правой клавиши мыши. Ожидаемое контекстное меню не появится. А вот большое изображение, полученное первым способом, вполне поддается сохранению на наш жесткий диск.
Для того чтобы изучить всю коллекцию Национальной галереи, обратимся к меню слева. Там есть пункт Collection. Если его раскрыть, то под ним обнаруживаешь несколько подпунктов с различными возможностями движения по музейной сокровищнице.
Можно выбрать Beginner's Guides («Путеводители для начинающих»). И тут все собрание будет рассортировано по темам: «Святые», «Мифы и легенды», «Жанры искусства». Отдельный раздел посвящен теме «Милосердие», как сказано тут, «одной из трех христианских добродетелей» (по-русски они обычно передаются словами «вера, надежда, любовь»). Тот, кто более или менее знаком с ТАНАХом, прекрасно знает, откуда христиане заимствовали и эту, и две другие добродетели, но сами христиане об этом чаще всего предпочитают не вспоминать...
Следующий шаг в освоении музейного собрания - Collection at a glance («Коллекция с одного взгляда»). Насчет «одного взгляда» это, конечно, художественное преувеличение, но тут предлагают познакомиться с двенадцатью самыми знаменитыми работами из тех, что имеются в галерее.
Есть в меню и аналогичный пункт Artists at a glance, тут, как вы уже поняли, речь идет о дюжине самых знаменитых художников. Отмечу попутно, что почти все страницы раскрываются с потрясающей скоростью. После некоторых «народных» серверов из России это выглядит просто сказкой.
Если же вас не устраивает «экскурсоводческий» подход at a glance, воспользуйтесь разделом Full Collection Index («Полный каталог коллекции»), где имена художников представлены в алфавитном порядке.
Между прочим, сайт предоставляет возможность покупать книги по искусству, репродукции и прочее через Интернет-магазин. На предмет возможности покупки из-за рубежа я эту опцию не проверял из-за отсутствия в моем бюджете лишних шекелей, которые можно было бы обратить в фунты стерлингов, дабы получить достаточное количество этих самых фунтов. Но помимо пунктов United Kingdom и Europe, а также, понятно, USA в бланке заказа предусмотрена строка «Другие страны». И везде подчеркивается, что, покупая у них в магазине, вы поддерживаете галерею финансово.
Ну а коль скоро вы собрались в Лондон, и в ваши планы входит увидеть сокровища Национальной галереи в натуральную величину, можете подробно распланировать заранее прогулку по ней с помощью раздела Plan Your Visit. Тут даже схемы этажей выложены!