16.12.2004 - Римский-Корсаков
2004 год на исходе, а у меня все еще остается один должок. Точнее, один, о котором я все время помню. Хотя никому и не обещал отметить 160-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сам день, 18 марта, давно минул. Однако пока повод совсем не упущен, воспользуюсь им, чтобы прогуляться по сайтам, этому композитору посвященным.
Поиск на его фамилию в русскоязычном Google дает примерно 25 тысяч адресов. Если ввести ее в поисковое окно на латинице, получим еще 39 тысяч с лишним результатов.
Разумеется, не все сайты, где фигурирует Римский-Корсаков, рассказывают именно об этом композиторе. Вполне возможно, что на каком-нибудь из них речь идет о Глебе Михайловиче Римском-Корсакове, который тоже был музыкантом, и хотя не прославился, как его дед, но вошел в историю в качестве одного из авторов четвертитоновой музыки (скала звуков в которой основана на интервалах вдвое уже полутона, хорошо знакомого каждому по крайней мере зрительно, если этот каждый хоть однажды видел клавиатуру фортепиано) и основателя Общества четвертитоновой музыки в Ленинграде. Было и такое в 1925 году!
Есть сайт, упоминающий Воина Андреевича Римского-Корсакова, старшего брата прославленного музыканта. Этот адмирал много лет был директором Морского корпуса, где учился и его младший брат.
У Николая Андреевича множество и однофамильцев. И все же берусь утверждать, что в большинстве случаев в Сети упоминается именно он. Ибо Римский-Корсаков принадлежит к числу самых репертуарных авторов. Правда, как оперного композитора, автора 15 произведений в этом жанре (включая оперу-балет "Млада"), его больше знают в России. В Европе и Америке он известен прежде всего как симфонист, автор сюиты "Шехеразада" и "Испанского каприччио". Впрочем, и за пределами его родной страны можно неоднократно услышать фрагменты из "Снегурочки" и "Золотого петушка", "Садко" и "Сказки о царе Салтане". Кстати, "Полет шмеля" из "Салтана" входит в число тех классических шлягеров, которые благодаря мобильным телефонам известны даже тугоухим гражданам планеты. Те, кто следит за программами радио "Коль ха-музыка", наверняка встречали в них еще и романсы этого композитора, его симфонии, "Шествие князей" из "Млады" (на Западе этот эпизод, запечатленный многими именитыми оркестрами на виниловых и компакт-дисках, часто называют "Маршем знати") и многие другие сочинения этого плодовитого автора. Понятно, что в афишах, а значит и на Интернет-сайтах, его имя мелькает постоянно. Но мы сегодня не будем интересоваться мелочевкой, а поглядим, что можно узнать о нем из Интернета.
Неплохая биографическая справка содержится в сетевой энциклопедии "Кругозор", на посвященной ему странице. Здесь, в частности, конспективно очерчена поразительная история его творческой эволюции. Ведь Римский-Корсаков начинал как морской офицер, занимавшийся на досуге игрой на фортепиано и сочинением музыки. Таких, к слову, в XIX веке было немало. С азами композиторского искусства Римского-Корсакова еще в годы учебы в Морском кадетском корпусе познакомил его частный педагог по фортепиано Федор Андреевич Канилле. Он же свел юношу с Милием Алексеевичем Балакиревым, вокруг которого в 1860-е годы сформировался кружок таких же, как юный кадет, просвещенных молодых дилетантов - офицер Модест Мусоргский, военный инженер Цезарь Кюи, химик Александр Бородин. Балакирев, тоже не получивший систематического музыкального образования, был среди них самым опытным и знающим. Поэтому его слово до поры до времени воспринималось как истина в последней инстанции.
Он полагал, что школьное изучение азов композиторского ремесла - занятие для бесталанных тупиц, а способным людям по плечу настоящее дело, по ходу которого и надобно изучать все, что нужно. 17-летнему воспитаннику Морского корпуса он с ходу порекомендовал сочинять симфонию. Корсаков симфонию написал, потратив на это немало времени. Правда, процесс был замедлен еще и трехгодичным кругосветным плаванием на клипере "Алмаз", которое будущий великий русский композитор совершил в качестве, если выражаться языком более позднего века, последипломной практики гардемарина - выпускника Морского корпуса.
Уже будучи автором симфонии, оперы "Псковитянка", симфонической картины "Садко", которая впоследствии перерастет в одноименную оперу, и ряда других произведений, Римский-Корсаков осознал пробелы в своих музыкальных знаниях. Толчком послужило приглашение преподавать в Санкт-Петербургской консерватории. Это был революционный шаг со стороны руководства консерватории. Ибо до того участники балакиревского кружка и устно и письменно, в газетных рецензиях, поносили консерваторию, ее профессоров и воспитанников, в выражениях не стесняясь. Позже, в автобиографии, названной им "Летопись моей музыкальной жизни", Римский-Корсаков вспоминал, что в первые годы занятий со студентами он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины.
Об этой странице его жизни и о переписке на эту тему с недавним выпускником Петербургской консерватории и молодым профессором консерватории Московской Петром Чайковским можно подробнее узнать из очерка Людмилы Зиновьевны Корабельниковой, который вы найдете на сайте "П. И. Чайковский". Упомянуто и то, что "с именем Римского-Корсакова связано первое выступление Чайковского в качестве музыкального критика, высоко оценившего исполненную в Москве "Сербскую фантазию" молодого петербургского композитора".
Вернемся к статье в "Кругосвете". Она упоминает о женитьбе Римского-Корсакова на пианистке Надежде Николаевне Пургольд, в лице которой композитор обрел не только верную подругу жизни, мать его нескольких детей, но и преданную помощницу и ценительницу его творчества. Такими женами могли бы похвастаться не многие из великих творцов музыки. Но тут ничего не сказано о том, что сестры Пургольд, Надежда и Александра, даровитая певица (в замужестве Молас), сыграли немалую роль в становлении "Новой русской композиторской школы", как позже стал именоваться Балакиревский кружок, вошедший в историю еще и под несколько неприличным именем "Могучая кучка", основанным на неосторожно оброненных в рецензии словах Владимира Васильевича Стасова, горячего поклонника и пропагандиста, а зачастую и вдохновителя творчества кучкистов. На дому у Александры Николаевны, при ее участии и при участии ее сестры, исполнялись оперы, долго игнорировавшиеся театрами, например "Каменный гость" Даргомыжского, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Вильям Ратклиф" и "Анжело" Кюи, "Майская ночь" Римского-Корсакова. Сведения об этом мы находим в короткой биографической справке об Александре Николаевне Молас, опубликованной в сетевой версии "Русского биографического словаря". Основу его составляют статьи из "Энциклопедического словаря" издательства "Брокгауз - Ефрон" и "Нового энциклопедического словаря".
Кстати, есть тут и статья о самом Римском-Корсакове, но она-то как раз почерпнута из источника, который в России, да и позднее в Советском Союзе называли попросту Брокгаузом. В этой статье, гуляющей по многим сетевым ресурсам (как и страница на сайте "Кадетское братство" о кадете Римском-Корсакове), они далеко не всегда поминают ее происхождение), многие произведения Римского-Корсакова названы "новыми", а год его смерти (1908) и вовсе не фигурирует.
Энциклопедическая статья в "Кругосвете" коротко рассказывает о других поприщах, на которых нашли приложения таланты Римского-Корсакова: руководство военными оркестрами Морского ведомства, инспектором которых он долгое время был, директорство в Бесплатной музыкальной школе, организованной в свое время Балакиревым и его сподвижником, хоровым дирижером и композитором Гавриилом Якимовичем Ломакиным в противовес казенной консерватории. Кроме того, Римский-Корсаков был одно время помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Брокгауз (кстати, сетевой "оригинал" этой статьи находится здесь) в свою очередь упоминает об учениках Римского-Корсакова - Бернгарде ("в настоящее время директор Петербургской консерватории", понятно, что это "настоящее" давно уже стало прошедшим), Лядове, Сакетти, а также о Глазунове, который "особенно выделился" среди частных учеников Николая Андреевича. Но тут, разумеется, не назван еще один частный ученик мастера, который "особо выделится" позднее - Стравинский. И нет ни слова о том, что в классе гармонии у Римского-Корсакова занимались Мясковский и Прокофьев. Добавлю, что "Практический учебник гармонии" Римского-Корсакова лег в основу тех пособий, по которым занимались даже мы в советских музыкальных учебных заведениях.
А вот об еще одной стороне деятельности Римского-Корсакова сказано только в несколько беллетризированной по стилю изложения, но вполне фактически достоверной статье о композиторе, опубликованной на сайте "Бельканто". Я имею в виду его работу над незавершенными или требовавшими редактуры произведениями безвременно ушедших из жизни сотоварищей по Балакиревскому кружку. Как бы ни оценивать сегодня его редакцию "Бориса Годунова" Мусоргского, а также работу над "Хованщиной" того же автора, нельзя забывать, что обе эти оперы, как и симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", первоначально вошли в мировой репертуар именно благодаря бескорыстной работе Николая Андреевича. А своим критикам он отвечал, что не замазывает собственной живописью чужих фресок, и если когда-нибудь кто-то решит, что оригинал лучше, то к нему и вернутся. Я не буду сейчас углубляться в этот вопрос. Добавлю лишь, что только благодаря самоотверженности Римского-Корсакова и его ученика Глазунова, обладавшего к тому же фантастической музыкальной памятью, мы имеем сегодня такой шедевр, как "Князь Игорь" Бородина. В противном случае от него остались бы только разрозненные, а частью и недописанные картины. А еще Корсаков принял деятельное участие в оркестровке "Каменного гостя" Даргомыжского, в редактуре сочинений Глинки...
Но ваш сетевой экскурсовод слишком увлекся предметом, что, надеюсь, извинительно, учитывая мою первую и главную специальность. Вернемся к сетевым ресурсам.
Очень подробные биографические сведения о Римском-Корсакове, а также полный список его произведений, генеалогическое древо его семьи и фотографии мы находим на сайте Благотворительного фонда, носящего имя этого композитора. В навигации тут, я думаю, вы легко разберетесь. У этого сайта есть и английская версия. К сожалению, обещанных фотографий тут пока нет, а звуковые файлы есть в форматах RealAudio, причем пока исключительно духовные сочинения, и MIDI, который я не очень уважаю. MP3 - в проекте.
Подробно рассказывается на сайте и о доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине, родном городе композитора, а также о его именных музеях в Любенске - Вечаше и в Петербурге. Но если вы хотите видеть иллюстрированный рассказ об усадьбе в Вечаше, где Корсаков многие годы проводил лето с семьей и где созданы многие его произведения, вдохновленные порой, как например опера "Снегурочка", здешними живописными окрестностями, то загляните на сайт "Н. А. Римский-Корсаков и Музей-заповедник его имени Любенск - Вечаша". Иллюстрации, правда, маленькие, но при хорошем разрешении экрана подробности рассмотреть все-таки можно. Найдете вы тут немало и подробностей исторических, причем весьма любопытных.