25.08.2005 - И еще о мифологии
В прошлый раз мы с легкой руки создателей сайта "Всемирная история" вспоминали слова Энгельса насчет фундамента, заложенного Грецией и Римом, без которого не было бы современной Европы. И я походя с этими словами согласился. Однако перед сегодняшней прогулкой хочу кое-что уточнить. По крайней мере для себя...
Строго говоря, если бы современная Европа и весь ориентирующийся на нее мир (не европоцентристскую цивилизацию пока оставляем в стороне, о ней нужен разговор особый) основывались только на греко-римском фундаменте, от них бы давно остались одни развалины. Как от самих древних Греции и Рима. К счастью для нее, Европа восприняла и ценности совсем другого рода, о которых бегло рассуждать сегодня тоже не будем. Как и не станем задаваться вопросом, почему европейское искусство, особенно в периоды идеологических (и не только!) сражений с засильем христианской церкви, так любило обращаться к богам и героям из древнегреческого и древнеримского пантеона. Примем это как данность.
Сделать это легко даже человеку, верящему в Единого Творца вселенной и всего сущего. Ибо нынче, разумеется, никому в голову не приходит обожествлять силы природы, представляемые в виде человекоподобных существ, и молиться громовержцу, как бы он ни назывался, Зевсом или Юпитером. Но взрослые и серьезные люди порой любят играть в детские игры, без этого, наверное, жизнь была бы несколько пресновата. Не стану вслед за Марксом называть всю древнюю эпоху "детством человечества", ибо известно, что наши предки, хоть они и не имели Интернета, были во многом взрослей нас и, не зачарованные более поздними "достижениями цивилизации", гораздо отчетливее, чем мы, осознавали основы бытия. Но время от времени людям хочется стряхнуть с себя бремя взрослого понимания мира и поиграть в бирюльки, или в бисер, если вам больше нравится такой перевод на русский язык названия известного сочинения Германа Гессе. И тогда мир населяется мифическими существами, которые ведут себя как люди, хотя вроде бы и обладают сверхъестественной силой. Существами, которые плохо знакомы с нравственными ориентирами, которые с легкой душой убивают, обманывают, крадут собственных невест и чужих жен, затевают состязания с другими богами и смертными, но при всем том преисполненными такими понятными, хотя кажущимися преувеличенными страстями. Как это и положено детям, все они очень хотят выглядеть "большими", хотя часто и ведут себя наподобие шаловливых младенцев или шкодливых подростков. И помогают тем самым быть по-настоящему взрослыми нам. Когда это именно игра воображения, а не то, чем реально наполнена жизнь, в такой игре есть своя прелесть, в том числе прелесть изживания детских комплексов. Очень часто эту функцию берет на себя искусство.
Наверное, еще и поэтому европейские живопись, скульптура, литература, музыка богаты на сюжеты и аллюзии, восходящие к древнегреческим и древнеримским мифам. Полноценное восприятие такого рода произведений требует немалой эрудиции в данной области. Когда-то, напомню, такого рода знаниями снабжала классическая гимназия. Нынче приходится пополнять копилку самим. Я уже писал на этих страницах о сайтах, которые помогают делать это (см., например, статьи "Арт-энциклопедия, или Два в одном" и "Римские древности"). Однако недавно меня навели на сайт, где сведения по древнегреческой и древнеримской, а также этрусской мифологии даны, пожалуй, в наиболее полном и уж во всяком случае наиболее систематизированном виде. Этот ресурс так и называется - "Antiqua. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии".
Главная страница дает лишь приблизительное представление о его богатом содержании. Слева - меню, разбивающее материал на крупные разделы: "Древняя Греция", "Древний Рим", "Древние этруски", "Мифы и звезды", "Список существ", "Библиотека", "История", "Топография". Последние два пункта в этом меню пока лишь наметка на будущее, они не являются ссылками.
На странице "Древняя Греция" мы, в сущности, находимся сразу, когда заходим по основному адресу сайта. Поэтому в центральной рамке представлены основные разделы по теме "Греческая мифология". Начинается все с большой статьи с таким же названием, заимствованной из "Мифов народов мира", энциклопедии в двух томах под редакцией С. А. Токарева, изданной в Москве в 1980 году. Заимствована-то она заимствована (с точной ссылкой на источник, вплоть до указания страниц!), однако вы сразу заметите, что это не просто перепечатка или сканирование текста из бумажного издания. Во-первых, с помощью имеющейся в самом начале рубрикации легко можно попасть в нужный раздел огромного материала. Во-вторых, все имена и понятия тут тоже оформлены как гиперссылки, так что вы можете мгновенно получить исчерпывающую справку почти о каждом мифологическом имени и понятии.
Упоминается, скажем, Аполлон - кликаем мышью по его имени и получаем страницу "Аполлон". А тут чего только нет! Мифы и легенды, где действует этот житель Олимпа, рассказ о связанных с ним Пифийских играх, целая библиотека поэтических произведений нового времени, где фигурирует античный бог-красавец или упомянуто его имя (кстати, используемый создателями сайта термин "Современная поэзия" представляется мне не вполне точным, ибо Шиллер и Батюшков хотя принадлежать послеантичному времени, но никак не могут считаться нашими современниками)... Перечисление этих сочинений, имеющихся на самом сайте, вы увидите, если прикоснетесь указателем мыши к слову "Библиотека". Точно так же прикоснувшись к надписи "Галерея изображений", вы обнаружите список произведений изобразительного искусства, где действует Аполлон. А если щелкнете по таким надписям, откроется страница, где упомянутые произведения представлены.
Изображения тут маленькие. Правда, сказано, что, кликнув по картинке, можно ее увеличить. Но на самом деле поначалу в окне вашего браузера, ни в этом, ни в том, которое откроется по соседству, никакого увеличения не происходит. Взамен предлагается скачать файл с изображением. Но и это фикция. Потому что реально щелчок по названию файла вовсе не качает на ваш жесткий диск данное изображение именно как файл, а раскрывает картинку в том же окне! Все картинки лежат на сервере narod.ru, известном своей, мягко говоря, неторопливостью. Так что приготовьтесь к тому, что изображение будет появляться на вашем экране со скоростью вестника о победе над персами, задыхаясь, во всей амуниции трусящего из Марафона в Афины.
К сожалению, создатели этой сетевой энциклопедии не предусмотрели общих ссылок на литературные и изобразительные ресурсы, имеющиеся в их (и нашем!) распоряжении. Так что мы не можем судить обо всем этом богатстве, а обречены находить ту или иную картину или то или иное стихотворение только в связи с какой-то конкретной темой.
В том, что касается собственно справочного материала, порядок царит образцовый. Посмотрите, например, страницу "Генеалогическое древо", и вы получите полное представление о том, кто есть кто в греческом божественном ареопаге и кто кому кем в этой компании приходится. Для подробностей открываем страницу "Боги и божества греческой мифологии". Ух ты, сколько их!
Поначалу я не понял фразы "Альтернативный текст отображает функцию бога или божества". Но потом разобрался. "Альтернативным" тут называют текст всплывающей надписи, той самой, которая появляется, когда прикасаешься указателем мыши к имени нужного персонажа. Она и рассказывает, какой частью божественного хозяйства он заведовал.
Если заглянуть на страницу "Боги и божества римской мифологии", в разряд которых попали и легендарные основатели самого Рима, то можно не только познакомиться с личностями из этого консилиума, но и получить справку об аналогиях в греческом и римском божественном синклите. Так, римская Аврора называлась у греков Эос, Амур - Эротом (и то и другое имя породили целый ряд понятий, связанных с плотской любовью, - "дела амурные", "эротика" и т. д.), Бахус - Вакхом или Дионисом...
Как известно, наш космос заселен звездами, созвездиями, планетами и их спутниками, названными по именам в основном римских божеств. Этот список вам напомнит страница "Мифы и звезды". Правда, пока это именно список, не более, так как за исключением двух имена не оформлены в виде ссылок.
А вот страница "Герои и другие персонажи греческой мифологии". Здесь количество имен такое, что пришлось сортировать их, сгруппировав по рубрикам, число которых достигло чертовой дюжины. Тем не менее авторы предупреждают, что "многих персонажей можно отнести одновременно к нескольким категориям, что затрудняет их классификацию. Если вы ищете кого-то конкретно, лучше воспользуйтесь списком всех существ или функцией поиска по сайту".
Алфавитный список "всех существ" включающий имена как из греческой, так и из римской и этрусской мифологии, доступен, если щелкнуть по соответствующему пункту в меню справа на главной странице или по ссылке, находящейся в самом низу многих других страниц. Но там она уже обозначена как "Список существ и событий", хотя "событий" я в этом перечислении что-то не нашел. Может, плохо смотрел...
Вообще же систематизация на сайте весьма продуманная и четкая, но настолько разветвленная, что описать ее, не рискуя превратиться в ваших глазах в начетчика, просто невозможно. Чтобы получить о ней представление в первом приближении, загляните на страницу "Карта сайта". И это только общая диспозиция! Правда, вы наверняка обратите внимание, что некоторые пункты на страницах пока не являются ссылками (они выделены зеленым цветом, но не полужирным шрифтом, как зеленые же подзаголовки). Энциклопедия, как явствует из сообщения, размещенного на странице "Новости", открыта в Сети 8 мая 2001 года, но она продолжает пополняться, причем не хаотически, а, судя по тем же неработающим, но намеченным ссылкам, достаточно планомерно, хотя и неспешно (последние обновления датированы апрелем и февралем).
Если вы несколько заблудитесь в этом богатстве, к вашим услугам окошко поиска. Вводите нужное слово и получайте сведения о нем, причем хранящиеся не только в этой богатой энциклопедии, но и на других сетевых ресурсах.
Закончу цитатой из стихотворения Александра Кушнера:
...В ручьях красуются наяды,
Среди густых дерев - дриады,
И в море синем - нереиды.
Их путать так же неприлично,
Как, скажем, лютик водяной,
И африканский, необычный,
И ядовитый луговой.
Отнюдь не праздное всезнайство!
Поэт, усилий не жалей,
Не запускай свое хозяйство
И будь подробен, как Линней.
И добавлю: читатель, будь подобен поэту!