21.07.2005 - Старые песни о разном
Как всегда, в дорогу (виртуальную) позвало читательское письмо: "Добрый день! Кто-то разыскивал песни в исполнении Лолиты Торрес. Только что наткнулась на эту страницу. Там есть ее песня. С уважением, Ирина". И хотя Лолиту, не нынешнюю, которая из экс-дуэта "Академия", а давнюю, которая из фильма "Возраст любви", разыскивал не я, а тоже один из моих читателей, на предложенную страницу решил все-таки заглянуть.
Сначала испытал некоторое разочарование: а, тут я уже был. И не только был, но даже написал об этом сайте в статье "Любителям винила" 19 февраля 2004 года. Но песню в исполнении Лолиты Торрес тогда не видел. Может, потому, что о знаменитой мексиканской актрисе и певице тогда не думал, а может, потому, что именно той страницы, на которую отсылает нас Ирина, тогда не было. Во всяком случае, хотя я в давней своей статье и обнаружил ссылку на mp3-записи со здешнего сайта, однако ведет она на другую страницу. Похоже, тогда она была единственной, хотя наверняка утверждать не могу, а проверить сейчас уже нельзя. Ибо нынче таких страниц двенадцать. К сожалению, их аннотированного оглавления нет, а о содержании каждой мы узнаем, только попав на нее. Постараюсь отчасти восполнить этот пробел.
Страница 1-я, от которой мы, как от печки, начнем сегодня плясать (и петь, разумеется, тоже!), расположена тут. На ней, цитирую, "в формате mp3 опубликованы записи некоторых наиболее популярных мелодий 30-х - 40-х годов XX столетия. Без них, как и без голосов артистов, в исполнении которых эти танго, румбы и фокстроты вошли в историю грамзаписи, представить эстраду 1930-1940 годов просто невозможно". В самом деле, тут "Белла донна", которую поет Михаил Александрович, "Темная ночь" в исполнении Марка Бернеса, "Вино любви", озвученное Петром Лещенко, "Черные глаза", воспетые Юрием Морфесси, легендарная румба "Кукарача", исполняемая неизвестным оркестром, танго "Цыган" в исполнении оркестра Марека Вебера... Имена композиторов и поэтов здесь тоже названы. Единственная неточность, которую я заметил: автора музыки песни "Синий платочек", насколько мне известно, зовут не "Ю. Петербургский", а Ежи Петербургский. Но, возможно, на одном из старых виниловых дисков, с которых взяты эта и другие здешние записи, польское имя еврейского автора было русифицировано.
2-я страница, снова цитата: "1950-е годы... На концертной эстраде, по радио и с первых долгоиграющих грампластинок звучали добрые лирические мелодии - о мирной и счастливой жизни, дружбе и любви". Тут песни Хренникова ("Московские окна") и Фельцмана ("Мой Вася"), Соловьева-Седого ("Если бы парни всей земли") и Баснера ("Это было недавно"), Островского ("А у нас во дворе") и Саульского ("Черный кот"), Пожлакова ("Причал") и Пономаренко ("Оренбургский пуховый платок")... Среди исполнителей мы видим популярные имена тех лет: Майя Кристалинская и Капитолина Лазаренко, Тамара Миансарова и Эдита Пьеха, Ружена Сикора и Владимир Трошин, Рашид Бейбутов и Батыр Закыров. И даже есть дуэт куплетистов Александра Шурова и Николая Рыкунина со звучавшей в те годы из всех репродукторов песней "Манечка". Надо же, я и не знал, что ее написал Никита Богословский! Имеется тут и любимая песня главного кукурузовода Советского Союза Никиты Сергеевича Хрущева - "Рушничок" Георгия Майбороды. Названа она тут по первым словам: "Ридна мати моя". Для исторического контекста можно было бы дать запись Ансамбля скрипачей Большого театра СССР, который наш главный специалист по музыке и по всему на свете в своей печально знаменитой речи перед деятелями искусства назвал "коллективом скрипачей" и наряду с "Рушничком" противопоставил всяким додекафонистам-какофонистам... Что, впрочем, не отменяет того, что и песня симпатичная, и ансамбль был первоклассный, не чета некоторым своим последователям в том же жанре.
Вот только одно "но"... Сам Юрий Сергеевич Саульский рассказывал о рождении песни "Черный кот" так: "Все получилось как бы само собой. В конце 1963 года Миша Танич принес мне листочек со своим текстом. Я сел к инструменту и быстро придумал запев и припев... "Кот" был одним из первых советских твистов" (полностью это весьма интересное с исторической точки зрения интервью можно прочесть тут). У меня такое впечатление, что и некоторые другие представленные на 2-й странице песни появились позже 1950-х годов.
Между тем 1960-м - 1970-м годам посвящена 3-я страница. Тут тоже сплошные шлягеры тех лет, перечислять которые не буду, боясь наскучить вам бесконечными списками. Назову лишь некоторых исполнителей, имена которых здесь, как и на других страницах, служат основой для сортировки и названы в алфавитном порядке: Нани Брегвадзе, Нина Бродская, Аида Ведищева, Ольга Воронец, Эмиль Горовец, Юрий Гуляев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев...
Страница 4-я посвящена ВИА - вокально-инструментальным ансамблям 1960-х -1980-х годов. ВИА - советское изобретение, эдакий хитрый ход в противовес западным "группам" с их "тлетворным буржуазным духом". Разумеется, всемирной популярности и тиражей, хотя бы отдаленно приближающихся к тиражам "Битлз" (тоже ведь вокально-инструментальный ансамбль!), они не достигли, но вполне достойных композиций и у них было немало. Некоторые вы найдете на этой странице. Среди советских ансамблей затесался и японский вокальный квартет "Дак-дакс", исполняющий на японском языке песню Андрея Петрова "Я шагаю по Москве". Автор русских стихов Геннадий Шпаликов тут не назван, возможно, потому, что японский текст не является переводом. Проверить не могу, ибо японскому языку не обучен.
Советский теле- и радиоэфир тех давних лет, как и полки соответствующих отделов магазинов грампластинок были заполнены не только советской продукцией, но и песнями из стран социалистического содружества: Карел Готт, Лили Иванова, Радмила Караклаич, Джордже Марьянович, Бисер Киров, старший Киркоров, Бедрос, который, в отличие от своего более знаменитого сына, только пел, а не ругался матом на пресс-конференциях (возможно, только потому, что пресс-конференций с ним никто и не устраивал, тогда это не было принято)... Вспомнить о них и исполнявшихся ими песнях можно с помощью 5-й страницы. Находим мы на ней и польскую певицу Анну Герман, которая стала в СССР своей не только потому, что выступала тут едва ли не чаще, чем у себя на родине, но и благодаря исполнению ею популярных советских песен. Вот и здесь она поет "Надежду" знаменитого семейно творческого дуэта - Александры Пахмутовой и Николая Добронравова.
"Сколько бы ни существовало запретов и ограничений в Советском Союзе "на все западное", - пишет В. В. Гапоненко, автор сайта "Ретро-портал", на котором мы сейчас находимся, - тем не менее эстраде - коммерчески выгодному предприятию - всегда давалось послабление. Не для всех, правда, артистов и коллективов был открыт железный занавес, и все же популярная в мире музыка звучала и в СССР. Сложно подсчитать тиражи пластинок с записями "мелодий и ритмов зарубежной эстрады", изданных фирмой "Мелодия", и совсем непросто было из огромного числа этих записей выбрать для страницы сайта только двадцать..." Эта "золотая двадцатка" представлена на 6-й странице, с которой мы как раз и начали сегодняшнее путешествие. И тут рядом с Лолитой Торрес фигурируют сестры Берри с "Хава нагила", вундеркинд Робертино Лоретти с "Ямайкой" (помните популярный анекдот 1970-х о самом честном в мире певце, который кричит на всех углах: "Чья майка, чья майка"?), Мирей Матье с "Голубкой", Эдит Пиаф с "Аккордеонистом", Поль Робсон с "Сент-Луи блюзом", Элла Фицджералд с "Чай вдвоем" и др.
На 7-й странице, как и на двух предыдущих, составитель этой необычной хрестоматии не придерживается хронологического принципа. На ней мы находим эстрадные инструментальные композиции разных лет "начиная от регтаймов, танго и фокстротов, звучавших в исполнении музыкантов-солистов и джазовых оркестров в первой половине (прошлого) века, до пьес в записях коллективов электромузыкальных инструментов и эстрадно-симфонических оркестров, популярных в середине и второй половине столетия". Чего изволите? "Брызги шампанского" - пожалуйста. "Кумпарсита" - вот она. Мелодия из кинофильма "Шербурские зонтики", музыка которого была так популярна, что даже попала в один из анекдотов про Василия Ивановича и Петьку, - имеется и это.
8-я страница отдана русским и украинским народным песням в исполнении знаменитых артистов, как тех, у кого этот жанр был лишь одной из граней творчества, так и тех, кто сделал народную музыку своей специальностью. Правда, наряду с действительно народными, то есть анонимными созданиями, тут присутствуют русские романсы, авторы которых хорошо известны. И даже "В лесу родилась елочка", которая хотя и воспринимается многими как народная, имеет авторов, здесь же, кстати, и названных.
Всем этим произведениям скорее место на 9-й странице, где как раз представлен романс, который принято называть старинным, хотя многие произведения этого жанра возникли сравнительно не так давно. Или составитель, твердо придерживаясь принципа "всякой твари по паре", то есть, простите, по двадцать на каждую страницу, решил таким образом обойти собственную квоту для любимого им жанра? Иначе я никак не могу объяснить, почему "Вечерний звон" Алябьева попал в "русские народные", а его же "Соловей" - в романсы.
Как видите, мы плавно выходим за пределы собственно песенно-эстрадной территории. 10-я страница посвящена уже записям вокальной классики, 11-я- ансамблям и оркестрам народных инструментов изо всех советских республик. 12-я же отдана бардовской песне еще тех времен, когда этот жанр не стал расхожим эстрадным промыслом...
Пока я гулял по "Ретро-порталу", Ирина, инициировавшая эту прогулку, прислала еще один адрес, по которому можно найти песню в исполнении Лолиты Торрес. И в свою очередь спросила, "не видел ли кто песни в исполнении Пахоменко и Лидии Клемент". Если речь идет о Марии Пахоменко, то вот, например, адрес с двумя ее записями. Набрав это имя в поисковом окошке русскоязычного Google, можно найти и другие страницы, но оттуда уже придется скачивать, выкладывая свои кровные. Та же история и с Лидией Клемент. Кстати, одну из ее записей - песню "Карелия" Колкера на слова Гинряры (знаменитое содружество Гиндин - Рябкин - Рыжов, писавшее тексты для самого Аркадия Райкина) - можно заказать и на "Ретро-портале", где мы сегодня гуляли.