25.11.2004 - Радищевский музей, или Ностальгия
Вообще-то я ностальгией по географическим местам не страдаю. Возможно, причиной тому то обстоятельство, что везде, куда меня забрасывала судьба, я чувствовал себя чужим. В Саратове потому, что родился в Москве, в Москве потому, что прежде чем вернуться туда, почти четверть века прожил в Саратове. И везде в России потому, что родители мои были родом из Западной Украины. А уж по ней-то, где я никогда не бывал, и тосковать нечего.
К тому же в Израиле я, как ни странно, с первого же дня почувствовал себя дома. Не скажу, что в нынешней стране мне все по душе. Скорее есть почти мистическое ощущение, что я наконец попал туда, где должен жить. При этом я нисколько не жалею о годах, проведенных не тут. Однако если и ощущаю иногда ностальгию, то не по стране, где родился, а по безвозвратно ушедшим годам и людям, из которых многие тоже уже ушли туда, откуда не возвращаются...
Задумался я об этом, нечаянно наткнувшись в своих странствованиях по Интернету на сайт одного российского учреждения культуры. Официальное его название - Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Но между собой мы его, естественно, никогда так торжественно не именовали, ограничиваясь двумя словами: Радищевский музей. Они же вынесены и в заголовок сайта.
Для меня это не просто здание, памятник архитектуры конца XIX века. И не просто картинная галерея. Во-первых, это место, где я, тогда еще школьник младших классов, впервые прикоснулся к настоящему искусству. Репродукции знаменитых картин я видел и до того, как нас повели на экскурсию в музей. "Утро в сосновом лесу", "Грачи прилетели" и какие-нибудь "Охотники на привале" в те годы висели повсеместно рядом с портретами вождей. Но, несмотря на весьма юный возраст и полную девственность в этой области, я, даже не увидев в саратовском музее привычных картин, которые тогда и считал, видимо, настоящим искусством, сразу ощутил, что подлинник - это подлинник. Во-вторых, именно в Радищевском музее я впервые узнал, что искусство - это не только изображение всего "как в жизни", но и радость от гармонии красок и линий.
Позже, когда я стал студентом музыкального училища, размещавшегося в те годы в здании Саратовской консерватории, находившемся метрах в пятистах от Радищевского музея и даже выходившем одной из своих сторон на ту же улицу, тоже носящую имя русского писателя и просветителя, я стал бывать в галерее регулярно. И постепенно открывал для себя новые миры благодаря тому, что музей почти столь же постепенно открывал свои запасники, извлекая на свет Божий картины художников, чьи имена нам в школе даже не называли, - Борисова-Мусатова, Машкова, Лентулова, Фалька. И выяснил для себя, что Кончаловский написал не только "Букет сирени", репродукцию которого почему-то особенно любили вывешивать в советских общепитовских точках...
Ну а в бытность студентом консерватории мне повезло, когда ввели новый предмет - историю искусства. Правда, его посчитали не столь важным для музыкантов, как предметы марксистско-ленинского цикла, изучавшиеся на протяжении четырех с половиной лет, и отвели на пробег от античности до наших дней всего один семестр. (Потом и его отменили, дабы не отвлекать студентов от более важных материй, но это уже другая история.) Проходили наши занятия в Радищевском музее. Преподавательница, сотрудница музея, в качестве наглядных пособий пользовалась, в основном, иллюстрациями из альбомов, взятых то ли из музейной, то ли из ее личной библиотеки, я даже не знаю точно. Дама ироничная, она со скептическим презрением относилась как к осуществляемому под ее руководством "галопу по Европам", так и к самим студентам, большинство из которых, что уж скрывать, воспринимали нововведенный предмет как еще один изощренный способ отвлечь их от занятий на инструментах. Но тех, кто хоть какой-то интерес к предмету выказывал, она, когда бывала в достаточно хорошем расположении духа, водила в потаенные музейные уголки, где скромно располагались шедевры коллекции, не вписывавшиеся в представления идеологического начальства о магистральном пути восхождения искусства к сияющим вершинам социалистического реализма.
Между прочим, если вы думаете, что только среди музыкантов встречаются ограниченные люди, не желающие ничего знать, кроме своих инструментов, то очень ошибаетесь. Среди будущих художников тоже немало таких, кто ничем в искусстве, кроме своих кистей и мольбертов, не интересуется. В чем я убедился много лет спустя, когда мы с этой преподавательницей неожиданно встретились вновь. Будучи куратором группы в Саратовском художественном училище, располагавшемся аккурат напротив музея, она решила просвещать своих подопечных в области музыки. Знакомые порекомендовали ей в качестве просветителя меня, ибо Радищев к тому времени сохранился лишь в виде бюста, с некоторых пор красовавшегося перед входом в музей его имени. Мне далеко не сразу удалось увлечь своим рассказом группу юнцов и юниц богемного вида. Но когда зазвучала музыка из динамиков заботливо припасенного кураторшей проигрывателя, ее питомцы снова вернулись к беседам между собой вполголоса...
Но что-то ваш сетевой экскурсовод сегодня увлекся ностальгическими воспоминаниями и подобно герою одной русской классической оперы все ведет и ведет вас в их непроходимые дебри. Прочь ностальгию, пора заняться сайтом, которым она навеяна.
Он разработан целым коллективом профессионалов, имена которых вы найдете, если заглянете на страницу "Авторы сайта", расположенную в разделе "О проекте". Обратите внимание, что основное меню здесь всегда располагается в правом верхнем и левом нижнем углу, а вот меню разделов, написанные более мелкими буквами, расположены в рамке внизу справа.
Разделов довольно много, причем основной упор делается на новости как самого Радищевского музея, так и музейной жизни России и мира. Тут, кстати, имеются выходы на виртуальные страницы многих музеев, вы их найдете в разделе "Музеи мира". Но этот раздел - не просто коллекция ссылок, сваленных в одну кучу в порядке или беспорядке, как это встречается в некоторых аналогичных разделах на других сайтах. Здесь перед нами настоящая поисковая машина, с помощью которой можно найти информацию, задав название музея или галереи, тот или иной стиль или имя художника. Причем вам даже не нужно вспоминать, как они пишутся, выберите нужную строку из соответствующего окошка с раскрывающимся списком.
Из художников я выбрал наугад Леонардо да Винчи и получил краткую историко-биографическую справку, а также ссылки на страницы, содержащие Интернет-репродукции нескольких его шедевров.
Но, разумеется, его картины, как и картины других всемирно известных мастеров, содержащиеся в знаменитых галереях и музеях, мы можем найти и на других сайтах. А где коллекция самого Радищевского музея?
Заглянем в раздел "Шедевры". Нас встречает портрет Нади Репиной работы ее великого отца, Ильи Ефимовича Репина. Рядом с небольшой, но весьма качественной картинкой - развернутая аннотация. В меню раздела, том, что внизу справа, - список других шедевров и раритетов, хранящихся в саратовской коллекции. Работы перечислять не буду, упомяну только имена некоторых художников: Матвеев, Щедрин, Брюллов, Суриков, Левитан, Кустодиев, Головин, Малевич, Малявин, Петров-Водкин, П. Кузнецов...
Полный электронный каталог музея доступен по ссылке, расположенной под аннотацией. Она ведет на старый вариант сайта музея, на котором помимо всего прочего можно найти рассказ об истории создания этой коллекции. В здешнем меню это пункт "О музее".
Между прочим, то, что он носит имя почитавшегося советской властью автора "Путешествия из Петербурга в Москву", отнюдь не является обычной выдумкой партийных чиновников, назвавших, к примеру, один из крупнейших оперных театров страны именем Кирова. Просто музей был создан на основе собственной коллекции известным художником Алексеем Петровичем Боголюбовым (1824-1896), внуком А. Н. Радищева. По его просьбе Саратовская городская дума и назвала первый в России провинциальный общедоступный художественный музей Радищевским. На странице, рассказывающей о его истории, вы найдете и фотоснимок, запечатлевший здание музея и толпу перед ним 29 июня 1885 года, в день, когда музей впервые распахнул свои двери перед широкой публикой.
Пункт меню "Экспозиция" на "старой" главной странице ведет в раздел рассказывающий о русских иконах XV-XIX веков, хранящихся в музее. Рассказ в разделе "Каталог" начинается с них же, но тут уже дан не общий очерк, а подробный рассказ о каждом произведении. Чтобы двигаться по каталогу дальше, нужно воспользоваться новым меню, расположенным в данном разделе, как и в предыдущем, в колонке справа. Просто щелкаем по надписи, отсылающей к интересующему нас периоду, от XVIII до первой трети ХХ века, - и вперед!
Каждый подраздел тоже открывается большой обзорной статьей с миниатюрными иллюстрациями, а чтобы перейти к подробностям, нажимаем ссылку "Начать просмотр", заботливо размещенную в начале и в конце статьи. Далее приходится двигаться от картины к картине с помощью стрелочки, расположенной под изображением. Сами изображения увеличиваются, если щелкнуть указателем мыши по ним, но не намного.
Знать заранее, что тебя ожидает при следующем шаге, к сожалению, невозможно. Имеется, правда, в меню справа пункт "Авторы". Список художников тут дан в алфавитном порядке, только Юон забежал вперед буквы "А" (такими ошибками при сортировке грешили когда-то все приложения Microsoft Office и некоторые электронные органайзеры, изначально английские, но переделанные на русский лад). Но и тут перед нами не весь список, а только часть его, за следующими фамилиями надо двигаться с помощью все таких же стрелок.
По каждому художнику приведена небольшая биографическая справка с перечислением учебных заведений, в которых он учился или преподавал, его учителей и выставок, в которых он участвовал. Если вы не хотите перебирать весь список в поисках художника, чья фамилия начинается на одну из дальних букв алфавита, откройте раздел "Поиск" (верхнее меню) и введите фамилию в открывшемся поле. Здесь, увы, приходится действовать наугад, потому что открывающегося списка фамилий, подобного тому, который мы видели на странице "Музеи мира", тут никто не приготовил.
Конечно, особого художественного впечатления от копий, да еще маленьких, ожидать не приходится. За ним нужно ехать в Саратов. Хорошо бы - в Саратов моей юности, хоть ненадолго, да только пути туда нет...