05.09.2002 - Рош ха-Шана 5763
Вот и еще год прошел! Это я так начал статью в прошлом году (см.: "Рош ха-Шана 5762") и никак не могу придумать начала пооригинальнее. И правда ведь - снова год прошел. По еврейскому обычаю надо подводить итоги. Чего только за минувший год не произошло! Но я не возьмусь итожить все, что творилось в мире, в стране или даже в родной редакции. А мои личные итоги вряд ли кому-то интересны. Все же, что может интересовать читателей моих "Прогулок", они легко найдут на моем сайте. Я лишь к празднику придирчиво пересмотрел две статьи, посвященные новому еврейскому году, - вышеупомянутую и опубликованную за год до нее, дабы проверить, нет ли в них устаревших ссылок. И с удовольствием убедился, что их не так уж много. Например, в прошлогодней статье была упомянута польскоязычная статья о празднике Рош ха-Шана на сайте "Panorama Religii", Сам сайт сохранился, а статьи нет. Видимо, кто-то пожаловался на фигурировавшие в ней слова "жиды" и "жидовские", хотя, повторяю, в польском языке это не ругательства, а вполне легитимные понятия (сходное - "ехуди" - записано, как вы помните, в наших израильских удостоверениях личности).
Не работают и некоторые, к счастью, не самые интересные ссылки в позапрошлогодней статье, и я их в ближайшее время оттуда уберу. А вот упоминавшийся там еврейский культурно-религиозный центр "Маханаим", как и его сайт, живет и действует. О чем вы можете судить хотя бы по тому, что его баннер есть и на моем сайте. И не только действует, но и обновляется, причем весьма активно. И адрес с того давнего времени переменил. А в результате, если основная ссылка на него, опубликованная два года назад, работает, хотя и с переадресовкой, то все остальные выдают сообщения об ошибке. Некоторые новые адреса с этого сайта я уже называл в ходе разных прогулок, так или иначе связанных с еврейской темой. Но стоит прогуляться по нему еще раз, чтобы кое-что систематизировать.
Для начала обратим внимание, что все еврейские праздники представлены тут в разделе меню "Календарь". В частности, связанные между собой праздники Рош ха-Шана и Йом-Кипур обретаются тут. Все подробности о них - в большой, состоящей из многих глав работе Пинхаса Полонского "Рош ха-Шана в еврейской традиции". В том же разделе меню вы найдете собственно еврейский календарь на предстоящий год. Сегодняшняя дата по еврейскому календарю, которую вы видите на своем экране, исчисляется в соответствии с той григорианской датой, которая выставлена в вашем компьютере.
В меню "Еврейская Библия" есть пункт, в названии которого причудливо соединяются, как любили мы говорить когда-то, старина и современность - "База данных" комментариев к Танаху". Проще говоря, тут представлены почти все тексты еврейских священных книг с комментариями различных авторов. Впрочем, исключений так мало, а сайт, повторяю, столь активно обновляется, что, наверное, слово "почти" можно будет скоро убрать. Устройство самих страниц с текстами и комментариями довольно сложно, они состоят из нескольких сообщающихся окон, манипулировать с которыми не сразу и приспособишься. Впрочем, нам в этом поможет справочное окно, которое открывается, если щелкнуть по значку "?", расположенному в большом правом среднем окне на каждой из таких страниц.
В разделе "Устная Тора" рядом с очаровательной статьей Хаима Нахмана Бялика "Галаха и Агада", о которой я когда-то писал, появилась весьма интересная статья Моше Зильберга "Закон и этика". Вот сведения об авторе статьи: "Моше Зильберг родился в 1900 г. в Литве. Получил религиозное образование в йешивах Литвы: "Мир", "Слободка", "Новогрудок". Изучал философию, математику и физику в университете Марбурга. С 1923 г. изучал право в университете Франкфурта. В 1926 г. получил степень доктора права. В 1929 г. прибыл в Эрец-Исраэль. Был учителем Талмуда в Тель-Авиве; с 1934 по 1948 г. работал юристом; с 1948 г. - окружной судья в Тель-Авиве и с 1948 г. - судья Высшего суда справедливости; с 1965 г. - постоянный заместитель председателя Высшего суда справедливости, по день смерти. Был профессором Иерусалимского университета".
Эти сведения, думается мне, сами по себе весьма показательны. А то ведь у нас некоторые думают, что религиозные мыслители никуда кроме священных книг не заглядывали. И в статье вы найдете немало неожиданного. Вот, например, раскрывается механизм того, как принимались суждения мудрецов, которые стали частью Откровения, хотя кое-кто и поныне считает их всего лишь произвольными наслоениями на некий первоначальный текст (прошу в очередной раз прощения за длинную цитату, не хочется прерывать рассуждения достойного человека):
"Всякий раз, когда возникает некоторая проблема, она обсуждается в бейт-дине (религиозный суд, решающий спорные галахические вопросы. В. Л.). И если в конце обсуждения остаются разногласия, переходят к голосованию. И решение принимается по большинству голосов. И не нужно думать, что эта процедура - это всего лишь техника, некая уловка, чтобы выйти из трудного положения. На самом деле верно прямо противоположное. Речь идет здесь о принципе, который составляет неотъемлемую часть самой Торы <...> И это нормальный путь раскрытия абсолютной истины. Маhараль из Праги в своей книге "Беэр а-гола" объясняет это так. Истина сама по себе очень сложна и полна тонкостей. У нее множество сторон, и многообразие мнений не представляет собой различные ступени лестницы, ведущей от ошибки к истине, а представляет собой различные взгляды, иногда противоречащие друг другу, различные ракурсы истины, которая является единственной исключительно через множественность этих различных точек зрения. На каждом судье лежит обязанность сформировать свою собственную позицию, и коллективное усилие такого рода открывает все основы и все представления, которые нужно принять во внимание при выработке решения. И если в конце концов нет единодушного согласия, то это свидетельствует о том, что изучаемая проблема сама по себе содержит противоречивые аспекты. Когда речь идет об определении действия вообще, то невозможно принять во внимание всё. Требуется выбрать и прийти к решению. Решение находят, опираясь на большинство, поскольку его мнение является решающим в обсуждаемом вопросе. Но мнение меньшинства никоим образом не считается чем-то окончательно отвергнутым. Оно отставлено в сторону с точки зрения действия. Но это мнение по-прежнему продолжает существовать, как неотъемлемая часть теоретического анализа проблемы. Истина, которая открылась, не является простой истиной, по поводу которой не было бы места различию мнений или даже противоречиям".
Слишком сложно для борцов с ветряными мельницами тупого религиозного фундаментализма, но, надеюсь, мои читатели оценят сам ход мысли и поинтересуются первоисточником.
В том же разделе "Устная Тора" обязательно посмотрите и раздел "Малая еврейская антология". Это избранные главы из Танаха, фрагменты из "Агады", работы еврейских законоучителей в переводах Фримы Гурфинкель. Ей зачастую удается, сохраняя верность не только духу, но и букве оригинала, добиваться того, что текст читается не как по необходимости косноязычное переложение труднопереводимого источника, а как живая речь.
Остальные разделы - "Философия", "История и современность", "Жизненный цикл" - вы просмотрите сами, там тоже содержатся очень ценные материалы, особенно для людей всерьез изучающих еврейскую традицию. В разделе "Разное" вы обнаружите хорошее подспорье для такого изучения - таблицу основных периодов истории еврейской культуры и сравнительную таблицу для Галахи и Агады, а также схему структуры Танаха и родословное дерево персонажей Торы. Обещано, что тут появятся и географические карты, будем ждать.
В заключение разговора о сайте "Маханаима" приведу две хасидские притчи, которые я тут нашел (каждый день в соответствующем окошке появляется новая притча):
"Мир этот подобен узкому мосту: главное - ничего не бояться" (р. Нахман из Браслава).
"Мир этот подобен мосту - иди по нему, не сиди на нем" (р. Авраам-целитель).
А о хасидах я вспомнил не случайно. Потому что немало материалов на интересующую нас сегодня тему мы найдем на сайте "Хасидус по-русски". В частности, в меню, которое здесь расположено слева, есть раздел "Праздники". А в нем - "Полная история Тишрей". Потому что, если вы не забыли, новый год у евреев начинается именно с месяца Тишрей (или Тишри). Только имейте в виду, что благословения и молитвы тут приведены порой на идиш, а порой - на так называемом "Лашон а-кодеш", то есть на иврите с ашкеназийским произношением, отличающемся от сефардского, принятого в Израиле (все транскрибировано русскими буквами).
О месяцах Элул, ныне заканчивающемся, и Тишрей, который вскоре начнется, можно прочитать и на одной из страничек сайта организации Джойнт, которой нас пугали в детстве. На поверку она оказалась не рассадником мирового империализма и сионизма, а вполне мирной еврейской благотворительной организацией. Если захотите узнать о ней подробнее, кликните по пункту меню слева - "О Джойнте". Есть тут и другие пункты меню, но они пока не открываются, нас лишь приглашают зайти вскоре еще раз. Посмотрим.
Об осенних еврейских праздниках (к двум вышеупомянутым добавляется и естественно продолжающий их Суккот) можно почитать и на страничке сайта Kehilas Moreshes Yaakov. Несмотря на английское название, разговор тут ведется по-русски. Впрочем, если вы предпочитает английский, то прокрутите страницу у себя на экране, и внизу найдете названия статей по-английски, а около каждой из них в скобках - примечание, говорящее о том, на каком языке опубликована сама статья, на русском или на английском. Перемещаться между статьями можно и с помощью указателей, расположенных наверху страницы, но они позволяют только сделать по шагу вперед или назад. Впрочем, есть тут и ссылка "Перейти к разделу "Наш дом", дающая возможность познакомиться с заголовками разделов сайта, а уже с их помощью перемещаться по статьям. К сожалению, написание здесь далеко от грамматических канонов. В частности, у создателей сайта напрочь отсутствует буква "ы", и они, ничтоже сумняшеся, заменяют ее буквой "и". В результате в одной из статей мы встречаем рассуждение на тему "Бить или не бить евреем". Не знаю, как насчет "бить евреем", но евреев, как считают многие, надо бить, бить и бить...
Но не будем о грустном. Если вам мало тех ссылок, которые я сегодня привел, то загляните в Интернет-журнал по еврейской истории, традиции и культуре, редактируемый Евгением Берковичем. Тут отыщите в меню раздел "Темы", а в нем - ссылку "Иудаика в Интернете".
А мне остается сказать вам традиционное: "Ле-шана това тикатеву ве-тихатему" - "На будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью".