22.07.2004 - Владимир Высоцкий
Прошлый раз мы с вами остановились на том, что, выучившись петь припев «Иерушалаим шель захав» Наоми Шемер, не стоит забывать при этом, как поется «Возьмемся за руки, друзья» Булата Окуджавы. Следуя этому постулату, я с удовольствием откликаюсь на предложение читателя прогуляться по сайтам, посвященным Владимиру Семеновичу Высоцкому. Тем более что 25 июля исполняется 24 года со дня его смерти. Дата, правда, не круглая, но до четвертьвековой отметки надо же еще дожить, и лучше сделать сегодня то, что неизвестно будет ли возможно сделать завтра. К тому же читатель любезно прислал и адреса. Последуем за ним.
Но вначале несколько слов от себя, так сказать, лично. В Советском Союзе авторская или бардовская песня всегда была явлением полудиссидентским. Даже если это был какой-нибудь идеологически совершенно невинный «Осенний вальс». Видимо, власти смущала сама неподцензурность явления. Кто его знает, что они там споют, когда нельзя тексты заранее залитовать. К тому же профессиональный контроль отсутствует: стихи пишут не члены Союза писателей, а музыку - не члены Союза композиторов. Разумеется, не на все смотрели сквозь пальцы. За песни Галича, переписанные на магнитофонную пленку, можно было и срок схлопотать. А тому же Высоцкому хоть и позволяли изредка петь свои песни в театре и в кино, но на концерты его приглашали с опаской. И проводили эти концерты в каком-нибудь НИИ, без типографских афиш. Ведь того и гляди запретят в последнюю минуту. И запрещали! Все это делало авторскую песню явлением отнюдь не чисто эстетическим и даже не в первую очередь эстетическим. Разве будешь придираться к хриплому голосу, назойливому распеву согласных, расстроенной гитаре, если то, что надсадно хрипится в микрофон, жжет и несет некую недоступную иным путем правду? (Кстати, Высоцкий хрипел мужественным баритоном отнюдь не всегда. Помню, я был изрядно поражен, когда мне дали послушать пленку с ранними песнями Высоцкого, на которой он пел довольно чистым тенором. Но уже тогда песни были острые. Помню, например, «Песню антисемита»: «И по Курско-Казанской железной дороге понастроили дач и живут в них как боги...») Казалось бы, с появлением эпохи, когда обо всем, о чем пел Высоцкий, стало можно и говорить в микрофон, и писать в журналах и газетах, сами песни должны были уйти. Ан нет, что-то в них задевает и сегодня, за что прощаешь и надрывный хрип, и фальшь гитары. А уж о том, что песни эти цитированы-перецитированы и вошли отдельными выражениями в нашу повседневную речь, как «Горе от ума» или стихи Пушкина, я уж и не говорю.
Итак, обратимся прежде всего к официальному сайту Фонда В. С. Высоцкого. Кажется, это наиболее обширное Интернет-собрание как творчества самого Высоцкого, так и литературы о нем. Вот статистика, приведенная на главной странице сайта: «На сегодня здесь более 500 текстов песен и стихов, более 500 аудио- и видеозаписей, аккорды к более 140 песням, более 400 фотографий, проза Высоцкого, биография, его творчество в театре и кино, статьи и воспоминания о нем, клуб любителей и многое другое». Еще бы, эта страница родилась в 1995 году, и четверть века со дня смерти Высоцкого совпадут с десятилетием страницы, созданной Машей Школьниковой, которая среди многого прочего является собирательницей неоднократно и с удовольствием отмеченной мною поэтической сетевой библиотеки «Стихия». Кстати, с другими ее проектами можно познакомиться на ее личном сайте «Русский навсегда (для тех, кто дорожит своим культурным наследием)».
Первый раздел меню, которое здесь расположено в средней колонке и внешне скорее напоминает аннотированное содержание в книге (поэтому и открывать новые страницы лучше в новом окне браузера, с помощью правой кнопки мыши), - «Песни и стихи Высоцкого». Их тут можно искать по названию, по первой строке текста, по году написания. А можно воспользоваться и случайными выборками. В том же разделе есть рубрика «Концерты Высоцкого», в которой содержится каталог выступлений артиста с 1966 по 1980 годы. И рассказы очевидцев об этих концертах. Например, бард Владимир Ланцберг вспоминает, как сломали дубовые двери во время выступления Высоцкого на биологическом факультете МГУ в 1967 году.
Маленькое лирическое отступление. К автору этих воспоминаний у меня чувства почти родственные. Он был когда-то одним из ранних учеников по скрипке моей первой жены. Моя сестра несколько лет вела фотолетопись саратовского КСП (Клуб студенческой песни, если кто не помнит, одно из пристанищ советских бардов), руководителем которого был Вадик (так мы его все называли) Ланцберг. Он меня здорово выручил, когда я писал курсовую по народному творчеству. Дело в том, что основатель Уральского народного хора Лев Львович Христиансен, ведший у нас этот предмет (светлая ему память!), вполне признавал бардовскую песню в качестве фольклора, но только в том случае, если она исполнялась уже не автором, а другими людьми. И вот, когда я заручился его разрешением собирать именно песни под гитару (их надо было записать на магнитофон, затем - расшифровать, то есть записать уже нотами, а потом уж написать о них курсовую), Вадик пришел к нам домой и напел мне множество песен, слышанных им на каэспешных слетах, в частности на знаменитой «Грушинке», фестивале памяти Валерия Грушина, регулярно проходившем на Волге, недалеко от Куйбышева. Спел он и шесть своих песен, причем, на мой вкус, они были из лучших. Но их Лев Львович за народное творчество не признал - автор поет, значит, неизвестно ушла ли песня в народ. Критерий был не совсем точен, ибо создатели «ушедших в народ», то есть воспроизведенных памятливым Вадиком, песен были вполне известны, в отличие от автора какой-нибудь «Лучинушки», ну да ладно, дело прошлое (лет 30 назад!), спорить не будем...
Другие разделы сайта Маши Школьниковой перечислю бегло, названия говорят сами за себя: «Проза Высоцкого», «О Высоцком (биография, воспоминания, статьи, фотографии, посвящения Высоцкому, по Москве Высоцкого)», «Высоцкий в кино (фильмография, видеофрагменты, режиссеры, сценарии, песни, фотографии)» и «Высоцкий в театре (роли, спектакли, Таганка, видеофрагменты, пьесы, фотографии, песни)», «Вы и Высоцкий (Клуб поклонников, форум, ваши посвящения, ваши любимые песни, где купить, для вашего компьютера)». Кроме того, тут можно найти сведения о самом Фонде Высоцкого, на чьем официальном сайте мы были.
Впрочем, он выглядит вполне неофициально по сравнению с официальным же сайтом Центра-музея В. С. Высоцкого (вот и второй адрес). Этот последний застегнут на все пуговицы, как вицмундир государственного чиновника. Вся информация практически ограничивается сведениями о том, что можно увидеть в реальном музее, расположенном в Москве, на Таганке. Так что, если вы «работаете над исследованием, дипломом, диссертацией», милости просим туда, «с 11.00 до 17.30, кроме воскресенья и понедельника; читальный зал Музея открыт для исследователей по средам и четвергам, с 10.30 до 17.30, и пятницам, с 10.30 до 17.00». Предварительно изучите на сайте «Правила пользования читальным залом», которые в свою очередь «созданы на основе "Основных правил работы ведомственных архивов». Зачем эти «на основе основных»? Чтобы знать, например, что «использование документов проводится только с разрешения руководителя организации». Покойный Владимир Семенович, наверное, в гробу переворачивается...
Если вам на Таганку бегать недосуг или не близкий свет, или к руководителю (к какому?!) не знаете, как подступиться, а хочется узнать о Высоцком побольше из Интернета, то загляните на сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи». Тут есть специальный раздел «Высоцкий в Интернете» со множеством ссылок. В «Каталоге выступлений Высоцкого» представлены концерты с 1958 года, а отдельный подраздел посвящен тем из них, датировка которых приблизительна. Кстати, есть возможность скачать полный текст каталога (автор - Марк Цыбульский) себе на диск.
В разделе «Статьи, рецензии» представлены, в основном, работы того же М. Цыбульского, большого, судя по списку и темам работ, знатока предмета.
Дополнительные сведения о Высоцком с несколько ленинградским уклоном вы найдете на сайте «Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто?». Сайт, между прочим, красиво устроен. Меню продублировано в виде условных значков-клавиш в левом верхнем углу, напоминающих кнопки виндоусовских программ. Здесь в «Архиве фонограмм» можно найти неотредактированные записи выступлений нашего героя. О какой редактуре речь? Цитирую:
«Выпущено множество пластинок, аудиокассет, аудио и CD-дисков с записями В. Высоцкого. Большинство аудио-изданий представляет собой мозаику из "кусков" фонограмм различных выступлений, отобранных по принципу "лучшего качества" и скомпонованных составителями. В некоторых случаях фонограммы выступлений приглаживали: не только "резали", удаляли отдельные песни, комментарии, вычищали "технические шумы" и шумы аудитории (лишая слушателя неповторимой атмосферы выступления), но и безжалостно удаляли оговорки, купировали паузы в комментариях и в песнях В. Высоцкого».
Вот создатели сайта и пытаются найти и представить слушателям оригиналы в первозданном виде.
Кроме того, тут имеется и рассортированный по годам «Архив фотографий», но, увы, в основном, очень небольших по размеру.
Если вас волнует тема «Высоцкий в Израиле», то загляните на посвященную ей страничку форума. Только учтите, что это именно не цельный сайт, где все выстроено и организовано, а форум, где люди просто веду беседу о заинтересовавшем их предмете. Участвует в беседе и уже знакомый нам Марк Цыбульский.
И напоследок об одной англоязычной странице. Она любопытна тем, что тут приведены высказывания самого Высоцкого, правда, в переводе. А еще здесь имеется возможность послушать его песни. Если, конечно, сумеете перевести их названия обратно с английского на русский!